Организация взаимодействия со школьным художественно-этнографическим центром в рамках предмета технологии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»»














Описание опыта работы

по теме:
«Организация взаимодействия со школьным художественно-этнографическим центром в рамках предмета технологии»




подготовила

учитель технологии

Крылосова Наталья Борисовна












г.Лысьва, Пермский край, 2013



С 2009 года в нашей стране активно внедряются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Одним из ключевых направлений их реализации стала организация внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых, возможно, и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Благодаря этому у учащихся появляются более широкие возможности для выбора занятий, направленных на их развитие. И каждая школа получает полную самостоятельность в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами внеурочной деятельности на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; оптимизация учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Педагоги понимают, что, с одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого ребёнка, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Только педагогически целесообразно организованная внеурочная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. А внеурочная деятельность, например, в виде работы над проектами, – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело.

Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.

Свежие документы:  Сценарий урока на тему «How can we help our Nature?»

Творческий проект (одна из составляющих программы предмета «Технология») вывел нас на систему мероприятий, которая, на мой взгляд, вполне соответствует требования нового стандарта. Уже много лет мы работаем по алгоритму, который я хочу Вам представить:

1. Индивидуальные проекты, созданные учащимися под руководством учителя технологии, представляются в классных коллективах.

2. Лучшие проекты класса представляются на Школьной научно – практической конференции в секции «Творческие и социально-культурные проекты» (для их оценки разработаны критерии).

3. Лучшие проекты школы отправляются на Городской конкурс научно-исследовательских работ, социально-культурных проектов «Свой дом мы строим сами», представляются на олимпиадах.

Защита инд. проектов проводим в рамках декады «Технологии»; организуется выставка проектных работ, где учащиеся могут проголосовать за лучший проект школы. Все мероприятия, мастер-классы, проводимые в рамках декады, – тоже можно назвать проектами, т.к. их разработкой и проведением занимаются заинтересованные активисты — старшеклассники.

В нашей школе с 1993 года работает художественно-этнографический центр на базе музея. Приобретение картин местных художников постепенно переросло в собирание предметов декоративно-прикладного искусства и исторических ценностей. Количество экспонатов росло за счет ежегодных экспедиций по родному Уралу.

         Активное участие в жизни центра принимают учащиеся школы. Актив каждый год обновляется. Активисты проводят экскурсии, принимают участие в различных мероприятиях по краеведению в масштабах города и края. Все экспонаты доступны широкому кругу посетителей. В этнографическом отделе проводятся интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, передвижные выставки:

Проект «Школа – территория искусства» расширил рамки выставочной деятельности музея: выставки картин, репродукций и детское творчество можно увидеть в учебных классах, фойе и коридорах.

Девиз музея: «Школьный музей для детей, руками детей»

Учителя нашей школы счастливы, что у нас есть такая «реликвия» и широко используют возможности музея в воспитательной работе с классами, в урочной и внеурочной деятельности.

В рамках предмета «технология» ресурсы школьного музея также широко используются:

  • В урочной деятельности (например, при изучении блока материаловедения у учащихся есть возможность рассмотреть ткацкий станок, понять принцип образования ткани, а также инструменты, которые использовали наши предки, при производстве материалов; при изучении «Истории костюма» девочкам  демонстрируются костюмы разных эпох и народов, имеющиеся в музее).

  • Во внеурочной деятельности:

— Во время декады «Технологии» на территории ХЭЦ организуются выставки учащихся на различные темы;

— Есть возможность проведения внеклассных мероприятий на площадях тематических экспозиций музея

— Предоставление площадей в кабинете технологии для размещения небольших коллекций работ из художественно-этнографического центра школы («Рукоделие наших бабушек», «Параскева пятница» – покровительница женщин, женской работы). Фото на слайде

— Проектная деятельность. (Здесь просто кладезь идей (НАЗОВИТЕ ИДЕИ), но пока реализован один — костюм экскурсовода для вновь открывшейся «купеческой комнаты») Фото.

За последние годы, при подготовке к муниципальному этапу олимпиады по технологии, учащимися школы всё чаще выбираются социальные проекты — это и развивающие пособия, спортивный комплексы для детей детского сада; и создание знамени и символики школьного военно-патриотического клуба «Рыкарь».

Работа над социальными проектами, несомненно, обеспечивает создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающая воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность, основанную на системе духовных идеалов, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализующихся в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Что является составной частью программа воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС.


Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.





Список использованной литературы:

  1. https://standart.edu.ru/

  2. https://www.belsch-1.ru/2012-06-19-09-06-28/2012-12-07-06-41-42

Свежие документы:  Технологическая карта по труду "Материаловедение" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: