Конспект урока для 3 класса «Три кита экономики»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5











Урок окружающего мира в 3 классе

«Три кита экономики»








Горькова Елена Игнатьевна,

учитель начальных классов,

высшая категория













Зея, 2014

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Три кита экономики».



Пояснительная записка

Урок окружающего мира в 3 классе «Три кита экономики»– пример использования приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе. Данная технология направлена на развитие умения работать с любой информацией (в данном случае с текстом учебника «Окружающий мир»), творчески перерабатывать, соотносить известное и новое, вырабатывать и аргументировано защищать свою точку зрения.

Особенность данного урока состоит в том, что он представляет собой синтез отдельных приемов технологии, которые позволяют осуществлять деятельностный подход, формируют универсальные учебные действия.

В центре внимания на уроке – работа со статьёй учебника.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Вид урока – урок-полилог.

Согласно технологии на уроке использованы 3 стадии модели урока: «Вызов», «Осмысление содержания», «Рефлексия». Учитель подводит учащихся к выводам, сочетая научность с доступностью изложения материала. Нетрадиционная форма проведения урока (интерактивное исследование), возможность высказать собственную точку зрения обеспечивает устойчивую мотивацию учащихся к исследуемой проблеме. Смена видов деятельности во время уроков (полилог с учащимися, работа в паре, в группе, чтение с пометками «INSERT», «Кластер», написание синквейна) способствует сохранению высокой работоспособности учащихся, исключая их быструю утомляемость. Ситуация успеха на уроке, рефлексия деятельности учащихся – те факторы успешности, которые обеспечили результативность урока.

Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развития учащихся. Организация деятельности учащихся на уроке отвечала поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволил глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.

Активность учащихся на уроке достигалась за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.

Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания – результат рефлексивной деятельности самих учащихся.

Актуализация знаний учащихся на стадии вызова достигалась следующими приёмами: верные-неверные утверждения, прогнозирование, обращение к личному опыту. На стадии осмысления содержания были использованы такие приёмы, как проблемный вопрос, чтение с пометками «INSERT», «Кластер». На стадии рефлексии учащиеся совместно с учителем выполнили творческое задание — написали синквейн.

Актуальность рассматриваемых вопросов для учащихся очевидна:

на уроке дана консультация по написанию синквейна;

учащиеся имели возможность аргументированно высказать свою точку зрения.

Полилог в ходе урока позволил решить поставленные проблемы; добиться целей.

Дифференцированное домашнее задание носит творческий характер,

поможет привести в систему полученные на уроке знания.

Комфортная психологическая атмосфера, взаимная заинтересованность всех участников урока помогли в достижении поставленной цели. Формы организации деятельности учащихся на уроке отвечают поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволяет глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.

Активность учащихся на уроке достигается за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.

Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания должны стать результатом рефлексивной деятельности самих учащихся.

Свежие документы:  Окружающий мир "Органы чувств" 1-4 класс























Тема: «Три кита экономики».

Цели: Формирование представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.

Планируемые результаты:

Понятия: природные богатства, капитал, труд людей.

Предметные результаты: Знать: понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; о роли природных богатств в экономике; названия полезных ископаемых Уметь: отличать полезные ископаемые друг от друга.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

Познавательные: Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль

Личностные результаты: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока: урок по ТРКМ.

Форма работы индивидуальная, работа в парах, группах

Приемы технологии развития критического мышления: игра: «Верите ли вы, что…», чтение с пометками «INSERT», «Кластер», «Чтение с остановками», «Корзина идей», «Синквейн».





Ход урока:


I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Чтобы обо всём узнать,

Надо нам во всё вникать –

Это мы запомним впрок,

Начинается урок!


1часть. Вызов. 5 минут.

Ребята, с какой большой темой мы начали работать на прошлом уроке?

— С чего мы обычно начинаем урок? (с повторения).

Игра: «Верите ли вы, что…».

Правила игры:

У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов.

  1. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …». Вы обсуждаете ответы в парах.

  2. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « -». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса.


1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 




  1. Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей….       (+)

  2. Экономика- это возможность заработать деньги (-) искусство ведения хозяйства

  3. Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-) сельское хоз-во

  4. Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-) промышленность

  5. Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)

  6. Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)

  7. Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)

  8. Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)

— Положите листочек на середину парты.


Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это бегемот? (-) (КИТ)

— КИТ. Что вы представили?

В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет форму шара. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах.

Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего–то.

-Послушайте стихотворение. Если вы будете внимательны, вы сумеете выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения.

Основа жизни – три кита —
Об этом помните всегда.
А в экономике
основа
Три важных и полезных слова:

Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.

2 часть. Осмысление. 20 минут.


— Прочитайте слова, записанные на доске.


ЭКОНОМИКА

природные богатства

капитал

труд

воздух

вода

полезные ископаемые

почва

растения

животные

физический

умственный

здания

дороги

станки

оборудование

инструменты

человек



— Найдите слова, которые звучали в стихотворении?

— Это не просто слова, это основа чего? ЭКОНОМИКИ!

(выставляю на доску карточки)

Какова цель нашего урока?

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте, первой кит экономики – это… (Природные богатства)

— Выберите слова, которые вы бы подарили первому киту экономики.

— Кто желает?

— Согласны с ним?

(помещаю в кластер)

Приём «INSERT»

— Работаем с учебником.

— Откройте учебник. Стр. 41. Возьмите в руки карандаш. Внимательно прочитайте текст. Если найдёте новую информацию о природных богатствах, то ставьте «+».

(ученики читают глазками)

— Что нового вы для себя узнали?

— Совпали ли наши предположения с информацией учебника?

— Все ли природные богатства, о которых вы прочитали, отмечены у нас на доске?

Зачитайте «Как нужно использовать природные богатства?»

— Бережно. Это как?


Следующий кит экономики — капитал.

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Деньги, я с вами согласна.

— Но только ли деньги являются капиталом? Ответ на этот вопрос найдите в тексте учебника. Страница 44.

— Нашли ответ на вопрос? Капитал – это только деньги? Что ещё является капиталом?

— Какие слова отнесём ко второй основе экономики?

(здания, дороги, станки, оборудование, инструменты)


Откройте тетрадь с.25 №2.

— Прочитайте задание. Приготовьтесь к чтению по ролям.

— Кто участвует в споре? Читаем. Я читаю слова автора. Слова Димы читает _______________, а слова Олега — ___________________.


— Вы теперь грамотные помогите ребятам разрешить спор.

— Отметьте кто прав. Как вы считаете? (Дима. Капитал – это всё то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг).

— Закройте тетради.


— Мы прочитали, что люди, которые руководят предприятиями и фирмами, обычно стремятся увеличить капитал.


Работаем в группах.

— Займите свои места. Правила работы в группе вы помните.


— Попробуйте представить себя в роли государственного чиновника, главы города. Кто является главой нашего города? (Чёрная Раиса Леонидовна)

— Что бы вы сделали, будь вы на месте главы города, чтобы увеличить капитал нашего города? (Построить в городе фабрики, заводы, приобретать современное оборудование, приглашать молодых специалистов с высшим образованием)

-Чья группа готова? Вам слово.

(выступление представителей групп)


— Будем надеяться, что вы вырастите и сумеете претворить свои мечты в жизни.

У нас остались на доске слова умственный и физический.

— Что может быть одновременно и умственным и физическим?

— Труд!

— Подберите прилагательные к слову труд. Какой? (эффективный, добросовестный, честный, качественный, недобросовестный)

— Говорят, работать спустя рукава. Это как?

— А каким ещё может быть труд, чтобы наша экономика была богаче, лучше, прочитайте в учебнике страница 45.

— Зачитайте, что делает труд успешным?


— Какую тайну экономики мы раскрыли сегодня на уроке? Обратимся к кластеру.

— Можно ли сказать, что какой – то кит главнее? Нет, они все важны!

— Вернёмся к таблице. Оцените достоверность утверждений, используя полученную на уроке информацию.

  1. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …». Вы обсуждаете ответы в парах.

  2. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет,

то « — ».

  1. Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей….       (+)

  2. Экономика- это возможность заработать деньги (-) искусство ведения хозяйства

  3. Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-) сельское хоз-во

  4. Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-) промышленность

  5. Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)

  6. Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)

  7. Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)

  8. Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)


— Совпали ли наши предположения?

— У кого изменились мнения?


3часть. Рефлексия. Творческое размышление. 10 минут.

Откройте тетрадь с.24 №1.

— Выполните задание в тетради.

— Так что же такое экономика? Для чего она нужна?

— Кто догадался, какое слово у меня спряталось за этой карточкой? (человек)

— К какой основе экономики вы можете поместить слово человек?

— Проверяем. Отстаивайте свою точку зрения.

— Согласны вы, ребята?

— А я своё мнение оформила так:


для

Человек экономика

без

— Человек и экономика. Есть ли какая — нибудь связь между этими словами?

— Ради человека и во имя человека существует экономика, потому что она призвана удовлетворять наши потребности, потребности людей!


Дома: У – стр. 46-47

Т – стр. 25 № 3, 4

* Можете выбрать любое ключевое слово, которое относится к теме «Экономика» и составить свой синквейн.


Работаем в группах.

-Давайте сочиним стихотворение — синквейн на тему «Экономика».


Экономика

Сильная, мощная, слабая, развитая, денежная

Изучает, удовлетворяет, производит, создаёт

Удовлетворяет разнообразные потребности людей

Улучшает жизнь людей

Правильно веди экономику

Богатство! Благополучие! Счастье!


А теперь продолжите мою фразу:

— Урок интересный, потому что …

— Я могу похвалить себя …

— Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …

— Мне было трудно, потому что …



Комментарий к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Три кита экономики»



Основой для подготовки конспекта урока был учебник Плешакова А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, (Школа России)



































Рекомендуемая литература:



1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

3. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.

4. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. Пособие. Красноярск, 2002.


























Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………..2

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме

«Три кита экономики»……………………………………………………………5

Комментарий……………………………………………………………………..13

Литература……………………………………………………………………….14
















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: