Конспект урока для 4 класса «Жизнь леса. Лес — природное сообщество»


Урок окружающего мира в 4-м классе

(УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)

по теме:

«Жизнь леса. Лес — природное сообщество»

Цели:

Проверить знание состава почвы, ее видах.

Познакомить с понятием “природное сообщество”

Обучающие задачи:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;

  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес и активность у учащихся, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.

Оборудование: презентация, плакаты, карточки для групповой работы, тесты, картинки растений, учебник

Основные понятия

  • природное сообщество;

  • лес;

  • растения леса;

  • животные леса;

  • ярусы;

  • экологическая проблема;

  • цепи питания.







Ход урока

1.Постановка учебной задачи.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны, будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

2. Актуализация знаний

Беседа

Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке? А поможет вам загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

— Что это? (Почва)

— Какие стихи о земле вы подготовили ? (Конкурс стихов о земле)

— Кого из чтецов вам хочется отметить? Почему?

— У вас было домашнее задание – подобрать пословицы о земле. Какие пословицы вы подобрали.

Без хозяина земля – круглая сирота.

Земля – кормилица.

Земля, что мать: что посеешь, то и родит.

Чья земля, того и клад.

Земля заботу любит.

Не от росы урожай, а от поту.

Какова земля, таков и хлеб.

Практическая работа: разноуровневые задания для парной работы по выбору учащихся

(Задания высвечиваются на экране) Слайд №2

Дети выбирают уровень задания и форму выполнения.

1уровень. Карточка №1 Заполни схему “Состав почвы” ,

2уровень. Карточка №2 “Найди ошибки в тексте”.

Карточка №1

Заполните схему “Состав почвы”



Заполненная карточка №1

Состав почвы”

Карточка №2

Найди 6 ошибок в тексте:

Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.


Карточка №2 с найденными 6 ошибками:

Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают серые лесные почвы. Почвы нуждаются в охране.

    • Оцените свою работу в оценочном листе. Слайд№3

Тест “Земля-кормилица” (Задания высвечиваются на экране) Слайд№4-7

Вывод:

    • Почему люди называют землю “кормилицей”? (Ответы детей)

    • Оцените свою работу в оценочном листе.

3. “Открытие” учащимися нового знания.

— А теперь, ребята, переходим к изучению новой темы.

— Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.

Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную

зелёную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!

 

Ученик. Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

— О чем будем говорить на уроке?

Лес не только для нашей забавы.
В нем — деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут!


(На экране: Тема: Лес – природное сообщество) Слайд №8


 

— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

 — Сообща что–то, вместе…

 — Вот как  Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Работа со словарем.

СООБЩЕСТВО —  Группа растительных или животных организмов, живущих вместе

Беседа:

— Внимательно рассмотрите лес. (Звучит запись голосов птиц, шум леса) Слайд№9

— С чем вы можете сравнить лес? ( С лестницей)

— Какие растения и животных мы можем встретить в лесу. Слайд№10

— Чем является лес для живых организмов? (Он является домом.)

— Очень богат и разнообразен русский лес. Лес это чей-то дом, там кто-то живет. 
— Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И сегодня на уроке мы с вами должны выяснить – что такое «Этажи леса». Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти растения образуют три этажа: верхний, средний, нижний. Давайте с вами выясним, кто же живет  на каждом из этажей?

— У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их. Какие у них общие характерные особенности. Что их объединяет.
Идет работа по группам «Угадай, кто я?»

1 группа – получают картинки липы, березы, сосны, лиственницы.

( Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. )

2 группа – получают картинки бузины, калины, черноплодной рябины, малина. ( Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. )

3 группа — получают картинки земляники, ландыш, одуванчик, мать – и — мачеха. (Растения с мягкими зелеными стеблями. )


— Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы лесы. Прочитайте в словаре, что значит слово ярус.


Ярус (по Ожегову )- ряд горизонтально расположенных предметов.


— Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

— Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу  своё место. Слайд№11

Работа в группах для закрепления:

— Заполните таблицу 2-3 примерами ярусы леса

Ярусы леса

Деревья

Кустарники

Травы

.

.

.

Оцените свою работу в оценочных листах.

4. Физкультминутка . (Звучит песня Бременских музыкантов « Ничего на свете лучше нету»)

Наш ковер — цветочная поляна
Наши стены — сосны-великаны
Наша крыша — небо голубое
Наше счастье — жить такой судьбою
Наше счастье — жить такой судьбою

5. Продолжение изучения новой темы..

Беседа.

— Легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу)

— Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)

-Чем для животных является лес? (Домом, находят пищу)

— Какие животные встречаются в нашем крае?

— У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.

Интересный факт.

Бобры. Кажется что они уничтожают лес, однако ученые доказали, что это не так. Они освобождают участки для новых деревьев, плотина поддерживает воду на одном уровне (нет наводнений и засух, что способствует росту растений).

Вывод: Каждое животное имеет свое место обитания

— Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

— Животные питаются растениями.

— Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

— С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

— Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Работа в группах.

— Составьте цепи питания с этими обитателями леса: белка, лиса, ёж, волк, лось, заяц.

(Результаты выносят на доску)

Интересный факт.

Лиса – главный враг ежа. При любой опасности ёж сворачивается клубком и колется. Но лиса хитрая, умная. Она догадалась закатывать ежа в воду, а в воде ёж разворачивается, там лиса и хватает его.

Сделайте вывод. Могут ли животные жить без растений, а растения без животных?

— Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

— Нет, они живут одной семьёй, помогая друг другу.

— Приведите примеры такой связи.

— Например, белка запасает себе корм – уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.

— Опавшие листья, сухие веточки постепенно перегнивают под воздействием микробов, бактерий, личинок. Благодаря этому почва пополняется перегноем.

Оцените свою работу в оценочных листах.

— Мы забыли об одном обитателе леса:

И на горке, и под горкой

Под березой, и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят

— Это грибы.

(На экране различные виды грибов) Слайд №12

— Какие грибы узнали?

— Нужны лесу грибы? Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 179 в статье

Нужны ли лесу грибы?”

Чтение текста учебника.

Вывод: Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие — в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество. Слайд№13

Беда! Беда!
Березка плачет!
Можно ли ей помочь?

Обсуждение детьми содержания этого слайда.

Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. Слайд№14

Показываю знак, дети говорят чего нельзя делать в природе:

 

Не повреждай кору деревьев. Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям – через ранку вытекает сок, под кору могут проникнуть микробы и грибы-трутовики, которые вызывают болезнь и даже гибель дерева.

Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Сбор дикорастущик растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах часто посещаемых людьми, причем не только изначально редких растений, но и когда-то вполне массовых видов, таких, как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать детей на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их “огромным букетам-веникам”. Важно показать, какой вред могут нанести природе люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи! Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.



— Не лови диких животных и не уноси их домой. Известно, что ящерицы, ежи, некоторые птицы, рыбы нередко оказываются жертвой любви детей к “братьям нашим меньшим”, которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Важно убедить детей в том, что лучшим “домом” для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком (аквариумные рыбки, канарейки, золотистые хомячки, морские свинки и т.д.)

— Не разоряй птичьи гнезда.

6. Закрепление изученного

-А  сейчас  я  предлагаю  вам  сыграть в игру «Верно – неверно». Если вы согласны с моим высказыванием – хлопайте в ладоши, если не согласны – тишина.

Тест

 1.Растения  в  лесу  растут  ярусами.

 2.Животные  делят  ярусы  между  собой.

 3.На  деревьях  обитают  кроты  и  землеройки.

 4.Грибы  помогают  расти  деревьям.

 5.Лось – хищник.

 6.Под  действием  микроорганизмов  и  личинок  насекомых  лесная  подстилка  в  лесу  быстрее  перегнивает.

 7.Лесная  подстилка  долгие  годы  сохраняется  в  лесу.

 8.В  лесу  необходимо  сохранение  экологического  равновесия.

— Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

Природа – наш огромный дом,

И всем найдется место в нём:

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

Хоть дом большой, но хрупок он-

Ему всё хуже с каждым днём.

Не враг вредит из века в век,

Природу портит человек.

Но, может, скоро мы поймём,

Что мы неправильно живём,

Что дом наш охранять должны

От грязи, злобы и войны.

Чтоб в доме нашем навсегда

Царили мир и чистота.

7 .Составление синквейна.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Лес
Красивый, щедрый
Кормит, защищает, дарит
Лес — наше богатство!
Берегите!

Вывод: Лес- это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные- живут совместно, тесно связаны между собой.

8. Рефлексия

Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь подведем итоги нашей с вами работы.

Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают дома, наряжают елки. И мы с Вами нарядим елочку. Если вам понравился урок, все было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – синий шарик.

9. Домашнее задание

Приготовить сообщение или выполнить практическую работу (по выбору детей) (Слайд№15)

— Насекомые просят защиты.

— Растения просят о помощи.

Зеленая аптека” леса.

— Птицы, прилетайте!

— Красная книга нашего края.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ.РЕКА АГИДЕЛЬ ВЕСНОЙ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: