Конспект урока на тему «Осень»


Тема: «Осень «

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Знакомство с основными признаками осенних изменений в живой и неживой природе.

  2. Задачи

1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями в природе; расширить знания детей о причинах изменений осенью в живой и неживой природе.

систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;

в) иллюстрации с картинками осенней природы, листопада;

г) иллюстрации лисы, зайца, медведя, ежа, белки, вороны, синицы, воробья, ласточки, журавля ;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. У детей на партах рисунки: тюльпан, солнце, дерево, облако, звезда, туча, куст, водопад, луна, снег, яблоко, девочка, мальчик, камень, оса, сосулька, рыба, птица.)

— Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы.

Выборочное объяснение: почему сели первыми, вторыми.

2. Актуализация знаний. Беседа.

— Какие времена года вы знаете?

ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО

— Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе. Назвать месяцы по временам года.

3. Совместное открытие нового.

1) Вступительная беседа.

(На доске картинки трех осенних месяцев)

— Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень).

— Чем они отличаются?

— Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Пожелтел наш сад вишневый,

И на южный край земли

Собираются журавли

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел? /Сентябрь/

(показываю на рисунок и называю месяц «Золотая осень»)

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? /Октябрь/

(называю месяц «Середина осени» и показываю рисунок)

Поле черно-белым стало

Падает то дождь, то снег.

Вот уж лед на глади рек

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц подскажи? /Ноябрь/

(называю месяц «Предзимье»)

— Как изменяется неживая природа по месяцам:

(Учащиеся дают характеристику каждому признаку)

Солнце (положение над горизонтом). Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.

Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно). Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок.

Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Небо все чаще затягивают облака и тучи.

Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег.

Вывод: В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)

— Проводя наблюдения за погодой, мы говорим о неживой природе. Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу.

— В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)

Физминутка

Ветер по лесу летал. (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Мы с вами поговорили об изменениях в неживой природе, которым служит похолодание. А какие изменения происходят в живой природе: в жизни растений, птиц, зверей с наступлением осени?

5) Все изменения в неживой природе – причина изменения в жизни растений.

Растения:

— С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается.

6) Похолодание и жизнь животных.

5. Подготовка зверей к зиме.

— Осенью звери тоже готовятся к зиме.

Как готовятся к зиме заяц? Белка? Лиса?

(Заяц меняет серую шубку на белую, белка рыжую шубку на серую, лиса надела теплую рыжую шубку. Белка сложила в дупло орехи, шишки, желуди, повесила на ветки деревьев грибы.)

— Что делают еж и медведь осенью? (Еж натаскал в нору листья, мох. Медведь нагреб в берлогу листья, мох, мелкие ветки, Они всю зиму будут спать.)

Как готовится к зиме мышка – полевка? (Вырыла в стогу нору и каждую ночь ворует зерно. Зимой будет спать только в сильные морозы.)

— Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме, и получаете по жетону.

Зимующие и перелетные птицы.

— А сейчас мы поговорим о птицах.

— Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные.)

— Птицы перепутались и не знают, кому надо лететь на юг, а кому остаться.

Помогите птицам. Вы выбираете перелетных птиц, а вы – зимующих.

( Зимующие: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, сова, дятел, снегирь. Перелетные: жаворонок, скворец, ласточка, грач, цапля, утка, лебедь, журавль, кукушка.) (Ребята выбирают птиц.)

Птицы вам очень благодарны. Перелетные птицы могут спокойно лететь на юг.

— Почему птицы улетают на юг? ( Потому что зимой холодно, мороз, нет корма: насекомых, зерна, семян.)

— Почему не все птицы улетают? (Они не боятся холода, питаются семенами ели, сосновой хвоей, почками, ольховыми сережками.)

— Как можно помочь птицам? (Кормить их. Делать кормушки.)

— Вы будете им помогать?

— Они найдут корм и пищу у жилья.

— Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны.

— О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.

4. Закрепление:

Работа в группах (возможна работа учеников у доски – выбирают по 2 ученика) составление коллажа картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”. (Дети выбирают и наклеивают на лист картинки с с соответствующим периодом осени)

По окончании картины предъявляются классу и еще раз вспоминаются признаки каждого периода осени.)

5. Для остальных детей: О каких признаках осени говорится в этих стихотворениях? А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», К.Д.Бальмонта «Осень».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.


Работа с народными поговорками.

-О погоде осенью существуют народные поговорки:

1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Как вы их понимает?

5. Итог: Игра: хлопать если относится к осени:

Солнце встает позже?

Становится теплее?

Начинается листопад?

Дни становятся короче?

Зацветаю деревья?

Прилетают птицы?

Первый снег?

Звери надевают теплую шубу?

Идут холодные дожди?

Меняется окраска листьев?

— Вспомните, что важного узнали на уроке. (Повторить основ. признаки осени, вспомнить о роли похолодания)

6. Дом. задание: Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Этих дней не смолкнет слава»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: