Конспект урока окружающего мира в 4 а классе по теме «Наш край»




Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза

А. Е. Черникова»














Конспект урока окружающего мира в 4 а классе

по теме «Наш край»


Возраст учащихся: 10-11 лет





Учитель начальных классов

Макарова Татьяна Евгеньевна














2014


Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма проведения: виртуальная экскурсия

Тема: Наш край

Цель: познакомить обучающихся с особенностями географического положения, историей белгородского края, раскрыть ее значение для людей, живущих в настоящее время.

Задачи урока:

способствовать формированию у обучающихся представления о географическом положении Белгородской области на карте страны, истории родного края;

учить работать с картой;

развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

воспитывать любовь к родному краю и желание в будущем трудиться на благо малой родины

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование:

аудиозапись песни «Наш Белгород» (в исполнении Н. Гнатюка), «Песни о родном крае» (композитор Е. Крылатова), учебники «Окружающий мир», ч. 1 для 4 класса под ред. А.А. Плешакова, рабочие тетради, дневники Белгородской области, политико-административные карты России и Белгородской области, мультимедийная презентация «По страницам истории родного края», учебники для 8-9 класса «География Белгородской области

Ход урока

I. Оргмомент.


-У.: Ребята, встали ровно. Поприветствуйте гостей на нашем уроке. Ответственные за порядок на каждом ряду, доложите о готовности к уроку ваших товарищей. (Учащиеся докладывают)

-Садитесь, пожалуйста! Желаю нам, чтобы наш урок получился интересным и продуктивным.


II. Самоопределение к деятельности


1. Слушание в аудиозаписи песни композитора Е. Крылатова

«О родном крае»

У.: Почему наш урок начался с этой замечательной песни? О каком месте на земле поет Валентина Толкунова?

(Ответы детей)

У.: Правильно. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела.

Как он называется?

Чему мы будем учиться, знакомясь с темами из этого раздела?

(Ответы детей)


2. Определение темы и цели урока

У: О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живем.


(На доске учителем записывается тема «Наш край»)

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Птицы средней полосы Росси»


Как называется наш родной край?

— Что значит для вас родной край?

(Ответы детей)


У.: — Сможем ли мы сразу научиться всему, о чем рассказывается в разделе? — Какова будет цель первого урока? (Ответы детей)


У.: Конечно же, на все вопросы на одном уроке мы, не сможем ответить, но на некоторые из них уже сегодня, надеюсь, получим ответ. А подготовить этот урок вы мне также помогали, подбирая нужную информацию дома из разных источников, выполняя некоторые задания в тетради. Значит, этот необычный урок вы проведете вместе со мной.


III. Открытие новых знаний

1. Работа со словарем.

У.: Так что же значит слово «край»? Найдите в словаре Ожегова. Какие определения для нас подходят? (Ответы детей)

— Начинаем нашу обучающую виртуальную экскурсию по родному краю. Что значит слово виртуальную, также найдите в словаре. (Ответы детей)


-А теперь мой первый помощник, юный экскурсовод Покутнева Настя научит вас находить нашу малую родину на карте страны.


2. Работа с картой России

Ученица: Откройте учебники. На с. 136-137 учебника найдите карту России. Узнайте ее название на с. 138.

(Политико-административная)

-Что на ней показано?

(Республики, края, области, округа Российской Федерации)

Ученица: А теперь посмотрите на такую же карту на доске.

Республики, края, области, округа Российской Федерации обозначены цифрами. Границы их выделены прерывистой линией. Территории закрашены определенным цветом. Можно увидеть их центры и столицы.

— Сколько республик, краев и областей в составе нашей страны? (23)

— Найдите самые крупные из них.

(Красноярский край, Республика Саха Якутия и др.)

Ученица: Эти территории находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье. На Восточно – Европейской равнине расположено много небольших по площади краев и областей. Найдите среди них нашу Белгородскую область.

— Какой город главный в нашей области

(Белгород)

— Кто наши ближайшие соседи?

(Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская области)

— В какой природной зоне мы живем?

( В лесостепной зоне)


3. Работа с картой Белгородской области.


У.: А сейчас откройте учебники «География Белгородской области» для 8- 9 классов. Знакомиться более подробно с ними вы будете в старших классах. Нам понадобится только первая страница этого учебника.

Второй юный экскурсовод Реззук Ильяс познакомит нас картой нашей малой родины.


Ученик: Наша область образовалась 60 лет назад — 6 января 1954года. Площадь нашей области — более 27 тысяч квадратных километров. Население — более полутора миллионов человек.

Свежие документы:  Урок окружающего мира по теме: «Тела, вещества, частицы» 3 класс

— А сейчас, ребята, давайте поработаем в парах. Внимательно рассмотрите карту нашей области. На сколько районов она разделена?

(на 21 район)

Какие города есть в нашей области?

(Губкин, Старый Оскол, Новый Оскол, Грайворон и др.)

-Есть ли наше село Стрелецкое на карте?

(Ответы детей)

— Какие реки вы протекают по территории нашего края?

(Оскол, Северский Донец, Тихая Сосна и др.)


Физминутка.


По родному краю дружно мы шагаем.

Справа – луг, а слева – лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку – скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

Мы шагаем по полям,

Солнце сверху светит нам!


(Дети садятся за парты.)


4. Работа с государственными символами Белгородской области.

У.: Как у нашей большой родины России есть государственные символы, так и в Белгородской области есть также и герб, и флаг. Где мы можем найти информацию о них? (Ответы детей)


— А теперь отправимся на экскурсию в наши собственные дневники Белгородской области. Поработаем в группах и найдем ответы на вопросы о символах нашей области. Ответы нужно подчеркнуть простым карандашом.


1 группа

1. В каком году и по какому образцу воссоздан и утвержден герб

Белгородской области?

2. Что обозначает поверженный (побежденный) лев в гербе?


2 группа

1. С чем связано размещение на гербе одноглавого орла и золотого льва?

2. Что обозначает лазоревое (ярко-голубое) поле в гербе?


3 группа

1. Что значит зеленая земля (трава)?

2. Где мы можем увидеть герб Белгородской области?


4 группа

1.Когда был утвержден флаг Белгородской области?

2. Цвета каких знамен он воспроизводит (повторяет)?


5 группа

1. Что обозначает синий цвет флага?

2. Что обозначает белый цвет флага?

3. Что обозначает красный цвет флага?

4. Что обозначает зеленый цвет флага?

5. Что обозначает черный цвет флага?

Проверка выполнения заданий.


5. Экскурс в историю нашей области (мультимедийная презентация)


У.: А сейчас наш третий юный экскурсовод Крапивин Богдан расскажет нам о самых значимых страницах истории нашего родного края.


(Ученик выступает с презентацией )


У.: Какие вопросы ты бы задал своим одноклассникам, чтобы проверить их внимательность?

(Ученик задает свои вопросы одноклассникам)


6. (доп. ) Викторина о родном крае (слайд)


1. Назовите герб Белгородской области, герб Белгорода.










2. Ответьте на вопросы:


— Сколько лет исполнилось нашему городу?

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Зимние явления природы»

— Какого числа был освобожден город Белгород от немецких захватчиков?

— В каком году?

— Почему Белгород называют Белым городом?

— Почему Белгород – город первого салюта?

— Какие улицы нашего города вы знаете?

— Какие знаменитые люди жили и живут в нашей области?

— Какие области граничат с Белгородской областью?


7. Итог урока. Рефлексия. Оценки.

У.: Итак, наш урок подходит к концу. По-моему мнению, он получился интересным и продуктивным.

— А как думаете вы? Если вы согласны со мной, «просигнальте» зеленым цветом «светофора». Если нет – «красным»

— Давайте вместе с вами оценим вашу работу на уроке. Кому мы поставим «5»? «4»или «3»? Почему?


Закончите предложения:


Сегодня на уроке я узнал, что…

— Мне было интересно…

— Я могу рассказать своим друзьям и знакомым о …

— Я бы хотел узнать о родном крае…


8. Домашнее задание (дифференцировано)

-с.138 зад. №3

— найти более подробный материал о гербе и флаге Белгородской области

— закончить выполнение заданий на с. 65-66 рабочей тетради


Использованная литература:


1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.- М.: ВАКО, 2014.

2. Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие и рабочая тетрадь для учителей начальной школы / под редакцией Т. М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014.

3. Белгородская область: история и современность — М.: Консалтинговая группа «Имидж – Контакт», 2007.

4. Электронный ресурс: ru.wikipedia.org›Флаг Белгородской области

5. Электронный ресурс: vseflagi.ru›Белгородская область›belgorod



Мультимедийная презентация «По страницам истории родного края»

создана с использованием:


1. Электронный ресурс: https://ppt4web.ru/geografija/mojj-rodnojj-belgorod.html

2. Слайды из презентаций исследовательских работ учащихся МОУ «Стрелецкая СОШ Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза А.Е. Черникова»:

— ученика 1 а класса Крапивина Богдана «Откуда появились доспехи у древнерусского воина?»

— ученика 2 а класса Дьяченко Сергея « Как появились танки?»

— ученика 2 а класса Крапивина Богдана «Губернатор… Кто он?»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: