Проект по окружающему миру для 1-3 классов «Воспитание экологической культуры младших школьников с использованием ИКТ»


Проект по окружающему миру для 1-3 классов .

Тема: «Воспитание экологической культуры младших школьников с использованием ИКТ».

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.

Изменение приоритетов и задач образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Учитель не просто передаёт готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребёнок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Именно поэтому последнее время большое внимание уделяется методу проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Учебный проект- специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Всё, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как могу эти знания применить».

Именно метод проектов был выбран для исследовательской деятельности младших школьников. Данный проект является учебным, т.к. включает часть стандартного учебного курса по окружающему миру, а также факультатив по экологии.

Актуальность темы.

Не случайно выбрана тема проекта: «Воспитание экологической культуры младших школьников с использованием ИКТ». В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во всё больших количествах попадают газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, учёные обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

Экологическое образование и воспитание – это одно из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования детей.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Птицы"

Человек в результате своей жизнедеятельности наносит огромный ущерб природе, поэтому очень важно с раннего возраста привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, научить детей правилам природопользования.

Многие, если не все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. Следует изменить отношение к природе. Следовательно, первоочередная задача состоит в сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры. Формировать экологическую культуру необходимо с раннего возраста. Именно поэтому был разработан проект для учащихся младших классов и рассчитан на з года.

Таким образом, были поставлены следующие цели:

воспитание экологической грамотности младших школьников;

развитие самостоятельной деятельности учащихся;

воспитание любви к природе, к Родине.

Методические задачи
Развивать представление о взаимодействии живых организмов и человека. Познакомить с природоохранными мероприятиями по сохранению красоты и разнообразия растений и животных.
Воспитывать экологически грамотное поведение с целью сохранения природных балансов, гуманное отношение к природе, эстетические чувства ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Дидактические задачи

Формировать исследовательские навыки учащихся.

Совершенствовать навыки работы с компьютером в аспекте экологических исследований.

Научить:

-Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности,

планировать свою деятельность,

-использовать метод сравнения и анализа информации.

Деятельность учащихся.

Сбор информации и её анализ.

Постановка темы исследования

Работа в группах.

Оформление результатов в виде презентаций и публикации, стенгазет.





Выдвинут основополагающий вопрос: Чем нарушается гармония?

Проблемные вопросы:
1.Чем занимается наука экология?
2.Какие виды животных и растений вымирают?
3.Каково состояние окружающей среды в крае в настоящее время?
4.Что предпринимают люди для охраны природы в Ставропольском крае?
5.Как приспосабливаются животные и растения в современном мире?

Оборудование:

Компьютер, сканер, принтер, проектор, экран.

Этапы проекта.

Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.

Перед реализацией проекта с учащимися бала проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. Поскольку ребята ранее не участвовали в проектной деятельности, сама предложила тему проекта и проблемные вопросы.

Второй этап (планирование деятельности).

Для реализации проекта учащиеся разделились на группы по интересам по 5-6 человек.

Третий этап (прктически-деятельностный) -самостоятельная деятельность учащихся.

Были выдвинуты основные направления поиска информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете. Подключена помощь родителей.

Учащиеся выбрали форму представления информации.

Первая группа ребят работала над публикацией на тему: «Чем занимается наука экология?» Ребята вспомнили определение науки. Уточнили, кто ввёл этот термин. Определили роль экологии в современном мире. Была оказана помощь при работе с компьютером в оформлении публикации. Также была проведена консультация по теме.

Вторая группа ребят занималась оформлением презентации на тему: «Каково состояние окружающей среды в Ставропольском крае?» С помощью наводящих вопросов были сформулированы цель и задачи. Цель: изучить состояние окружающей среды в Ставропольском крае. Задачи: -выявить состояние воздуха, воды в нашем крае;

-узнать, куда девается мусор;

-узнать, как заботятся о природе в Ставропольском крае.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Живые обитатели планеты. Растения и животные"

Изучили состояние воздуха в крае: количество вредных веществ в воздухе увеличивается;

по выбросам вредных веществ лидирует Изобильненский район. Основные источники загрязнения- автотранспорт;


промышленность.

В 2008 году в воздушный бассейн края было выброшено 424,7 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на 4,6% больше, чем в 2007, в том числе от стационарных источников-76, 6 тыс. тонн.

Проанализировали состояние воды в крае. С конца 90-х годов на территории края происходит постепенное улучшение качества вод практически во всех крупных поверхностных водных объектах. В целом, качество вод за последнее время осталось на том же уровне. Качество вод соответствует классу- «умеренно загрязнённая». Наиболее загрязнёнными оказались малые реки: Мамайка, Ташла, Мутнянка и Горькая. В эти реки поступают сточные воды промышленных предприятий.

Изучили как обстоит дело с отходами . Оказывается, помимо организованных свалок, на территории края существуют несанкционированные свалки. Люди выбрасывают мусор где попало и этим приносят большой вред природе.

В результате изученных материалов дети сделали вывод: только совместные усилия детей и взрослых помогут защитить окружающую среду от загрязнения. Дети нарисовали знаки по охране окружающей среды.

Третья группа работала над проблемой «Какие виды животных и растений вымирают?» Для решения этой проблемы была сформулирована цель: выявить, какие животные и растения вымирают; задачи: выяснить, почему вымирают животные и растения, кто в этом виноват. Для реализации поставленных целей учащим было рекомендовано обратиться к Красной книге СССР. Ребята узнали, что существуют виды животных и растений, жизнь которых на грани исчезновения. Есть и такие, которые безвозвратно утеряны для человечества. Если до появления человека на Земле за 1000 лет исчезал 1 вид живых организмов, то сейчас исчезает один вид в неделю.

Потеря каждого вида- невосполнимая утрата для людей, науки.

Исчезновение одного вида приведёт к непредвиденным последствиям для других.

Учащиеся изучили, как человек влияет на природу, а следовательно на численность видов.

Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся — над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

В результате деятельности человека в реках Европы — Сене, Дунае, Рейне, Волге — нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате — миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Все профессии важны"

Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель

В Интернете ученики скопировали фотографии видов животных и растений, которые нуждаются в помощи. На основе прочитанного материала, учащиеся сделали вывод о причинах вымирания видов. Вот некоторые из них:

-Вырубка лесов,

-Загрязнение водоёмов и воздуха,

-Гидростроительство,

-Массовый промысел,

-Применение ядохимикатов.

В результате проделанной работы, ученики пришли к выводу, чтобы сохранить исчезающие виды, люди должны:

Научиться любить природу.

Не загрязнять окружающую среду.

Помогать животным и растениям, заботиться о них.

Не вырубать леса.

Создавать заповедники и заказники.

Охранять исчезающие виды.

В ходе работы над проектом создала web-сайт проекта. На страницах сайта можно найти аннотацию проекта, основные этапы работы над проектом, фотогалерею, конспект классного часа. Работа по насышению страниц сайта продолжается.

За время работы над проектом учащиеся посетили краеведческий музей города Изобильного (выставка «Бабочки мира») , ботанический сад города Ставрополя(май 2009г.). А также неоднократно были проведены экскурсии по городу. Ребята наблюдали за сезонными изменениями в природе, видовым разнообразием растений города.

В 2009 году в рамках проекта проведено внеклассное мероприятие ко дню Земли «Цветы приносят радость». Ребята предстали в образе цветов, рассказывая о красоте каждого. Девизом утренника стали слова:

Нас много, ребятки!

Пусть каждый из нас

Цветочек иль кустик посадит сейчас.

На пришкольном участке дети посеяли семена цветов.

Конспект мероприятия прилагается.

Работая над проектом, проводила занимательные уроки по окружающему миру. Конспект одного из них представлен в проекте.

Работа шла и во внеурочное время. Проводила классные часы с использованием ИКТ. Во втором классе веду факультатив «Экология младших школьников». Здесь ребята могут узнать дополнительно о Красной книге Ставропольского края, об экологическом равновесии в природе, познакомиться с природой родного края, узнать о взаимоотношениях человека с природой.

Работа над проектом продолжается и будет длиться ещё в течение третьего года обучения.

Считаю, что работая над учебным проектом, активизируется деятельность учащихся, создаются условия для творческой реализации замыслов. Работа в группах ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков.

Использование проектного метода при изучении курса природоведения позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: