Хмельницкая Юлия Альбиновна
педагог-психолог
Дашко-Николаевская основная школа
Республика Казахстан, СКО, Тайыншинский район, село Дашка-Николаевка
занятие для учащихся 9 класса
Конспект занятия «Мир профессий»
Цель: Актуализация знаний о профессиях, определение сферы профессиональных предпочтений учащихся.
Задачи:
1) Дать представление об основных видах профессиональной деятельности.
2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;
3) Диагностика профессиональных предпочтений.
Содержание занятия:
1. Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Тема нашего сегодняшнего занятия: «Мир профессий». Как известно, на жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на многие вопросы. В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии и выбрать среди них ту, с которой начнется профессиональный путь? На эти вопросы мы и попытаемся ответить на наших занятиях.
Психолог: Давайте задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?» (ответы ребят).
Психолог: Профессия – (от лат. «profiteer» — объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
Психолог: Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.
Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.
В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Профессиональная деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
организатор условий такой деятельности;
источник ее материального финансирования;
регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).
Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда.
В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Санкт-Петербурге под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.
Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
«человек — живая природа»,
«человек — техника»,
«человек — человек»,
«человек — знаковая система»,
«человек — художественный образ».
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Гностические (распознать, определить). | Преобразующие (обработать, обслужить). | Изыскательские (изобрести, придумать). | |
Человек — природа. | Ботаник | Ветеринар. | Биоинженер. |
Человек — техника. | Наладчик станков с ЧПУ. | Водитель, слесарь. | Изобретатель, Инженер. |
Человек — знаковая система. | Графолог. | Архивариус, библиотекарь. | Программист. |
Человек -художественный образ. | Литературный критик. | Актёр. | Художник, дизайнер. |
Человек — человек. | Психолог. | Учитель, врач. | Режиссёр. |
Для того, чтобы закрепить полученные знания, мне бы хотелось предложить вам поиграть в игру: «Чемодан профессий»: Класс делится на три команды. Задача участников – назвать как можно больше профессий, относящихся к определенному типу (по классификации Климова). Названия профессий каждая команда называет по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше всех профессий.
Для определения к какому типу профессии относитесь вы, проведем Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов):
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) | |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Номера вопросов | |
Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» – все технические профессии;
«человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» – все творческие специальности.
Обратная связь: Что нового вы узнали? Понравилось вам занятие?
(обсуждения учащихся)
Психолог: Ну и, наконец, все профессии предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемыми ему профессией. Об этом мы и поговорим с вами на следующем занятии. Подробно рассмотрим каждый тип профессии по классификации Климова. До свидания, до новых встреч.
Список литературы:
Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» – № 14 2006 г.