Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» 7 класс


Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7





урок по физике в 7 классе

Лабораторная работа № 5
«Определение плотности твердого тела»

Учитель физики высшей категории

Панчук Валентина Викторовна

МБОУ СОШ № 7















г.Сургут 2013г.





Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Цели урока:


Образовательная – научиться экспериментально определять плотность твердого тела с помощью весов

Развивающая – развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся. развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;

Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.


ХОД УРОКА

1 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова)

  1. Организационный момент. Здравствуйте! Какое у вас настроение? Что вы видите на своих столах?

Что же нам предстоит сделать? Да сегодня вы будете выполнять лабораторную работу. А вот тему вы сможете определить разгадав кроссворд.

  1. Решение кроссворда

  2. Сформулируйте тему и цель наших исследований.

  3. Сценка:

Автор:

Как-то встретились втроем

Масса, плотность и объем

Посидели — поболтали,

И, конечно, спорить стали

Кто из них всего важнее.

Масса

«Я главней!» — сказала масса

Вы спросите хоть у класса

Ведь не сможет без меня

Человек прожить и дня.

Не построит даже дом

Кто со мною не знаком

Автор: И сказала очень мило

Масса «Знайте в массе моя сила!»

Плотность:

Погоди, моя подруга

Мы не можем друг без друга

Автор: Плотность молвила в ответ

Ты важна и спору нет

Но без нас бы, дорогая

Стала вся бы ты худая,

И худая, и пустая

В общем, просто никакая.

Автор:

Долго хмурился объем

Но сказал он о своем:

Объем:

«Дорогие, не шумите

И себя вы не хвалите

Без меня как ни крутись

Никому не обойтись

Даже платья не пошить

Коль со мною не дружить!

Без меня одна беда…»

Масса Ах, какая ерунда!

Автор:

Масса тяжело дыша

Перебила не спеша;

Разгорался спор сильнее

Кто же все таки важнее?!

Вдруг неведомая сила

Ворвалась и закружила

Что за чудо, за эффект?

Неизвестный сей объект?

Беспорядок навела

Да и такова была.

В неизвестность улетело

Неопознанное тело…

Объем:

Что ж, друзья, пора учесть

Что и нас сильнее есть

Автор:

Заявил старик объем

Объем:

Так останемся втроем

Несомненно, все важны

Для науки мы нужны.

2 этап урока: Проверка знаний, их актуализация

Выполнение теста на проверку домашнего задания

1. Плотностью называют…

а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

в) физическое явление.

г) физическое тело

2. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг

3. Плотность данного вещества зависит …

а) от его массы б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов

4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…

а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком.

в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом

5. При замерзании воды плотность её вещества…

а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается.

в) увеличивается. г) не меняется

1

2

3

4

5

б

в

г

а

б

3 этап урока: Здоровьесберегающая пауза

Используя знания молекулярного строения веществ покажите пожалуйста состояние:

  • Газообразное,

  • Жидкое,

  • Твердое.

Какой можно сделать вывод? Плотность зависит от строения вещества и его свойств.

Различные вещества, находясь в различных агрегатных состояниях, обладает разной плотностью, так как строение и свойства этих состояний различны.

4 этап урока: Постановка проблемы. Практическая работа «Определение плотности продуктов питания

Учитель:

Сколько бы не говорили о физической величине – плотности, но как говорил русский поэт А.С.Пушкин: “ О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …” . А потому сегодня на уроке вам необходимо выполнить интересную работу. Вы выступите в роли исследователей. Нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. А как же ее рассчитать?

Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Будем помогать друг другу, работая в группах. Недаром народная мудрость гласит: “ Ум — хорошо, а два – лучше!”

Предлагаю образовать группы по 4-5 человек (повернуться к учащимся за соседнюю парту).

Выдаю каждой группе лоток со следующим оборудованием:

Выполнение лабораторной работы.

Ф.И.ученика_________________________________________________ Класс 7______

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела правильной формы»

Цель работы: научиться определять плотность твердого тела

Приборы:: рычажные весы, набор гирь и разновесов, линейка, мензурка, стакан с водой, сливочное масло , плавленый сыр , морковь, огурцы, картофель, свекла, редька.

Правила техники безопасности.

1. Будьте осторожны при работе с посудой. Помните, что это хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.

2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.

3. Будьте аккуратны при работе с водой.

С правилами ознакомлен(а)_____________ Обязуюсь выполнять__________________

Ход работы:

  1. Определим цену деления приборов:

Измерительный прибор

Измеряемая величина

Единица измерения

Цена деления

Линейка




мензурка




весы




2. определим плотность твердых тел правильной формы. для этого:

С помощью линейки измерим линейные размеры данного тела:

Длина L см

Ширина a, см


Высота h, см


объём

V= L* a* h,

см3

Масса m,

г


плотность ρ

г/см3


кг/м3








Вычислим плотность данного тела:

ρ = ________________________________

Выразим плотность в г/см³ и кг/м³

Вывод: Я измерял (а) размеры и массу (указать исследуемое тело)и вычислил(а) плотность этого тела, результат которой равен _________, табличные данные ________.

___________________________________________________________________________________

Ф.И.ученика_________________________________________________ Класс 7______

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела неправильной формы»

Цель работы: научиться определять плотность твердого тела

Приборы:: рычажные весы, набор гирь и разновесов, линейка, мензурка, стакан с водой, сливочное масло , плавленый сыр , морковь, огурцы, картофель, свекла, редька.

Правила техники безопасности.

1. Будьте осторожны при работе с посудой. Помните, что это хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.

2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.

3. Будьте аккуратны при работе с водой.

С правилами ознакомлен(а)_____________ Обязуюсь выполнять__________________

Ход работы:

  1. Определим цену деления приборов:

    Измерительный прибор

    Измеряемая величина

    Единица измерения

    Цена деления

    Линейка




    мензурка




    весы




  2. Определим плотность тела неправильной формы, для этого:

  1. С помощью мензурки определим объем тела неправильной формы.

  2. Объем тела = объём воды вместе с телом — объём воды в мензурке, см3

    объём воды в мензурке, см3 , V

    Объём воды вместе с телом, см3 , V



    Объём тела, см3 , V



    Объём тела, м3 , V






  3. Измерим массу тела с помощью весов.

  4. По результатам опытов заполните таблицу.

    Название тела


    объём, V


    масса тела, m


    плотность р


    см3


    г

    г/см3

    кг/м3


    Тело неправильной формы







  5. Вычислим плотность тела ρ = ________________________________

Вывод: Я измерял (а) размеры и массу (указать исследуемое тело) и вычислил(а) плотность этого тела, результат которой равен _________,

5 этап урока: применение знаний в незнакомой ситуации

— Какой из указанных продуктов питания имеет наибольшую плотность?

— Какой из указанных продуктов питания имеет наименьшую плотность?

— Какие из указанных продуктов питания имеют одинаковую плотность?

— Что означает, что плотность … вещества рана … кг/м3?

6 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что вы поняли?

3) Чему вы научились?

4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок!



Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: