Риторика 1 класс «Обращение»


Риторика.

Тема: Обращение (2 урока).

Цель:

учим детей уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации;

формируем умение уместно употреблять обращения.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



Ι. Актуализация знаний.



Как по-разному вас называют в семье? (Серёжа, сынок, внучек, малыш и т.д.)

А в школе, во дворе?

Иногда ласково, иногда не очень, а порой – обидно. В школе называют даже по фамилии и полному имени – официально: «Петров Владимир, к врачу» (к дежурному, директору и т.д.).

А зачем вообще нужно, обращаясь к человеку, называть его малыш, Витя, Виктор? (Для того чтобы привлечь внимание этого человека, заставить его слушать.)

Но при этом говорящий нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно, как нас назовут. А ведь бывают и грубые обращения. 1 3

Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? 1




Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.


ΙΙ. Открытие нового знания.

Работа по учебнику. 1 3 2 1

1. – Кто изображён на верхнем рисунке на с. 51?

Что говорит рыбка?

Что говорит старик?

Старик просит рыбку («смилуйся») и может назвать её по-разному.

Как? Прочитаем.

Когда старик скажет «золотая рыбка», а когда – «государыня рыбка»?

А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто «рыбка»? (Нет, старик просит рыбку как морскую царицу – только царицу можно назвать государыней.)

В последнее время слова «сударь», «сударыня» некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими при обращении к незнакомым людям: «Не скажете ли вы, сударыня, как можно проехать к центру?»

Аналогичную беседу проводят по другому рисунку на с. 51.

В каком случае старик говорит: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!», а когда – «Здравствуй, грозная царица!»?

Что отвечает старуха?

Как она называет старика? («Мужик!»)

Как это её характеризует?

Откройте свои учебники на с. 52, 53.

О каких сказках А.С. Пушкина напомнили рисунки на с. 52, 53?

2. – Выберите стихотворные строки из «Сказки о царе Салтане…», а затем – из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Кто из героев этих сказок и как произносит слова-обращения, какие обращения использует? Прочитайте эти строчки выразительно.


Рассмотрим другой рисунок. Кто изображён на нём?

Как по-разному обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце»; «мерзкое стекло»; «зеркальце».)

Почему? О чём говорят нам эти разные обращения?

Что мы сейчас узнали?

Обращали ли вы внимание на это раньше?



ΙΙΙ. Применение нового знания.

1. Разыгрывание ситуаций 2 3 2

Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень понравилась. Не забывайте об обращении и о слове «пожалуйста».

Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово «извините» позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт. И можно обойтись без обращения.

Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.

2. Работа по учебнику. 2 1 2 2

1) – Откройте учебники на с. 54. Прослушайте текст, в котором пропущены все обращения.

Найдите подходящие обращения. Будем учитывать, к кому обращаются с речью и кто говорит.

2) – А теперь рассмотрим рисунки на с. 55. Что на них изображено? Прочитаем слова-подсказки. Они помогут нам придумать разговор между пчелой и цветком.

Как пчела может приветствовать цветок? Что он ответит пчеле? Какой разговор может произойти между ними?

И вот пчела улетает. Она прощается с цветком. Может быть, извиняется, благодарит? Как? Что говорит цветок?

3) – Сочиняем сказку. Откройте учебник на с. 56–57. Вы видите, что Риторик попал в сказочный лес. Он плохо ориентируется по карте, и, чтобы выйти из леса, ему надо спросить дорогу.

С кем Риторик встретится в лесу? (С добрым молодцем, лешим, русалкой, Бабой-ягой, чертёнком-бесёнком.)

Риторик должен обратиться к ним за помощью. И должен сделать это вежливо, чтобы не очутиться в болоте, не оказаться на кладбище, около извергающегося вулкана, не угодить к подножию неприступных скал.

Подчеркните подходящие обращения к доброму молодцу. («Добрый молодец», «сударь».)

Разыграйте разговор между Риториком и добрым молодцем. Помните, что вы должны быть вежливы (иначе вам не выйти из леса). Не забудьте поздороваться, извиниться, поблагодарить, попрощаться. И конечно, вы можете использовать самые разные обращения – и такие, которые придумаете сами.

Аналогичную работу проводят и с другими сказочными персонажами.

Можно задать детям вопрос: «Что скажет в ответ Баба-яга, если Риторик назовет её «бабкой» или «женщиной», что она может сделать?»

Отвергаются обращения типа «дядя» и «тётя» (леший и русалка Ивану-царевичу не родственники), «женщина» (грубоватое обращение, не принятое у культурных людей), «бабка» (грубое обращение, вряд ли оно понравится Бабе-яге). Если исходить из того, что все герои – из волшебных сказок, предпочтительней выбрать обращения «добрый молодец», «Бабушка-ягушка», «девица-красавица», «братец».

3. Беседа на основе стихотворения «Очень вежливый индюк»

3 4 2

Объявился

В доме

Вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

Эй, вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости –

Поучиться

Веж-

Ли-

Вос-

ти!

Я и сам, –

Кричал Индюк, –

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер –

Даже когда спит она,

Видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»


Ты не будь свиньёй, Свинья, –

Ждёт тебя

Моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты своё свиное рыло!

Как ни бился он,

Однако

К Индюку никто не шёл –

Ни Корова,

Ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осёл!

Посинел Индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они – балды, балды!

И добавил

С высоты

Своего величия:

Не усвоили,

Скоты,

Правила приличия!

(Ян Бжехва. Перевод Б. Заходера.)


На какое грубое обращение в приглашении Индюка могли обидеться его соседи? («Эй, вы, невежи, заходите, что ли, в гости!»)

В самом ли деле перед нами Очень Вежливый Индюк?


Почему вы так думаете? (Индюк совсем невоспитанный. Он кричит, употребляет много грубых и обидных слов, говорит со всеми свысока, без уважения и т.д.)

Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам себя считает вежливым?

4. Игра 1 3 3

Победителем будет тот, кто больше подберёт разных обращений к приветствию в начале письма.

1) – «Здравствуйте, Хоттабыч!» (Дорогой Хоттабыч; мудрейший из мудрейших; замечательный волшебник; болельщик нашей команды; могучий повелитель; покровитель всех обиженных и т.д.)

2) – «Здравствуй, дядя Фёдор!» (Сынок; дорогой друг; житель деревни Простоквашино; уважаемый фотоохотник; господин Фёдор; подписчик газеты; счастливый обладатель клада.)

Условия игры: за каждое обращение засчитывается одно очко. Два очка засчитываются тому, кто скажет, от кого может быть письмо (по какому поводу). Например: «Уважаемый фотоохотник» – из журнала, куда Фёдор послал фотографии; «Господин Фёдор» – из детского коммерческого банка и т.д.

Итак, ребята, мы с вами поняли, как важно выбрать подходящее для данного случая обращение. В настоящее время взрослые люди в официальной обстановке, как правило, используют обращения «господин», «госпожа», «господа».

5. Работа со стихотворением.

Как вы понимаете пословицу «Ласковым словом и камень растопишь»?

Вспомним вежливые слова. Нам поможет стихотворение

А. Шибаева, в котором пропущены слова. Попробуйте угадать их.

Дядя Саша огорчён,

Рассказал он вот о чём…

Настя – славная

девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова…

(«здрасте»).

А слово-то

какое –

Очень дорогое.

Встретил Витю я –

соседа…

Встреча грустная была:

На меня он, как

торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте! – зря от

Вити

Ждал я слова…

(«извините»).

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада –

Я портфель ей

подарил,

Вижу – очень рада!

Но – нельзя ж

молчать как рыба,

Ну сказала бы…

(«спасибо»).

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Какие ещё простые, но дорогие слова вы знаете?


Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.








ΙV. Итог урока.

Что нового мы сегодня узнали? 4

Мы познакомились с обращением. Мы убедились в том, что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное, все поняли, как важно правильно обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание, продолжить или закончить разговор.

Когда можно, уместно, обращаясь к Коле, назвать его Коля, а когда Коленька, Колька, Николай?

Как знания, полученные на этих уроках риторики, могут помочь вам в жизни?


Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

Кто доволен своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?











ТООУ

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие в 1 классе по краеведению "посвященное 1000-летию г. Елабуга"


Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.


После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: