Конспект открытого урока
Предмет: Информатика и информационные
коммуникационные технологии
Урок разработал и провёл:
учитель ИИКТ
МОУ СОШ №17
Коваленко
Елена Германовна
I квал.категория
стаж работы: 14 лет
г. Белая Калитва
2011-2012 уч.г.
Пояснительная записка к уроку
Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности детей, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей не только в учебе, но и жизнедеятельности учащихся. Полученные учащимися знания на уроках информатики применяются в обучении всех предметов.
Ученики приобретают не только навыки работы с компьютером, которые используются для решения учебных задач, но и теоретические основы информационной культуры человека в современном обществе, без знания, а главное, понимания которых, формирование у ученика осознанности практических навыков невозможно.
Как правило, уроки информатики строятся по определенной схеме: часть урока посвящена практике на компьютере, часть — изучению нового материала и контролю. Но в курсе ИИКТ есть темы, при изучении которых компьютер выступает в основном как средство контроля или обобщения пройденного материала. Эти темы относятся к таким направлениям науки информатики, как «Теория информации», «Социальная информатика», «Теория алгоритмов», «Кибернетика». Основы знаний этих направлений информатики входят в изучение школьного курса ИИКТ. Ядро знаний здесь составляет теоретическая база, прочное освоение которой, особенно при введении в раздел учебного курса, требует воспитание и развитие у учащихся умений рассуждать, доказывать, дискутировать. И только после прочного формирования теоретической базы, использовать компьютер как инструмент компьютерного эксперимента.
Предлагаемый урок – план урока по информатике для 8 класса, в разделе «Алгоритмизация и программирование» (тематическое планирование составлено на основе программы по информатике под редакцией профессора Н.В. Макаровой). Тема «Алгоритмы» является вводной в тему «Программирование».
Задания, используемые на уроке, позволяют решать следующие задачи:
повышение интереса к предмету, развитие логического и алгоритмического мышления, умения анализировать и делать выводы, умения связывать полученные знания с жизнедеятельностью самого учащегося, жизнедеятельностью человека в окружающем мире, умения определять области применения этих знаний в реальной жизни.
На уроке применяются возможности интерактивной доски, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся, обеспечивает организовать смену деятельности учащихся в течение урока, компенсирует безмашинный способ овладения знаниями и воздействует более чем на один орган чувств. При этом возможно использование спецэффектов: звуковое сопровождение, анимация.
Компьютер используется на всех этапах урока:
как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала;
как источник информации, при объяснении нового материала;
как средство психологического комфорта (физкультминутки).
Нестандартные способы проверки знаний развивают мышление, память, систематизируют знания учащихся. На данном уроке развиваются навыки работы в группах, где особое внимание уделяется взаимопомощи.
Дидактический материал, представленный в данном уроке, доводит ученика до понимания темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы.
Наглядно представляемый материал, в чётком своём построении обладает высоким развивающим потенциалом, что позволяет эффективно развивать зрительную, слуховую и смысловую память.
Литература:
Учебник по информатике 8-9 класс под редакцией Н.В.Макаровой.
Цели урока:
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером и интерактивными средствами, самоконтроля.
Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения
Задачи урока:
Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
Закрепить понятие алгоритма, исполнителя, основных свойств алгоритма;
Отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.
Ввести в изучение основных блоков графического представления алгоритмов в языке блок-схем;
Научить строить блок-схемы для алгоритмов линейной структуры.
Дать понятие линейного (последовательного) алгоритма как одной из основных алгоритмических конструкций.
Тема урока: «Запись алгоритмов в блок-схеме. Линейный алгоритм»
Учебная тема: «Алгоритмы и исполнители. Свойства и виды алгоритмов, формы представления и записи алгоритма»
Место темы в курсе ИИКТ: тема входит в раздел «Алгоритмизация и программирование»
Место урока в теме: 2-й урок, всего по плану 7 часов
Класс: 8-й, 2-й год обучения ИИКТ (2 часа в неделю)
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска (использовалось ПО Smatr Board)
Принтер
Программное обеспечение:
Операционная система семейства Windows
Пакет офисных программ (Mc.Word, ПО Smatr Board)
Тип урока: комбинированный (закрепление ЗУН прошлого урока), освоение нового материала.
Подготовительная работа:
Создание и печать дидактического материала (Рабочий лист учащегося)
Подготовить приложение к уроку к интерактивной доске.
План урока (рассчитан на 30 минут):
Организационный момент (1 мин.)
Постановка темы и целей урока (1 мин.)
Упражнения на развитие мыслительных процессов (память, внимание, быстрота реакции) (3 мин.)
Актуализация знаний (5 мин.)
Новый материал (5 мин.)
Физкультминутка и Закрепление (3 мин.)
Закрепление ЗУН (7 мин.)
Итог урока (оценка деятельности учащихся) (3 мин.)
Постановка домашнего задания. (1 мин.)
Окончание урока (1 мин.)
Содержание урока:
Этап 1: Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. На нём присутствуют гости, для которых тема нашего урока имеет важное значение (пусть даже наши гости об этом и не подозревают, пока).
Этап 2. Постановка темы и целей урока
Учитель: Скажите, а чему был посвящен предыдущий наш урок?
(учащиеся отвечают: понятию алгоритм, его свойствам).
Этап 3. Упражнения на развитие мыслительных процессов
Вопросов много, а значит нам нужно «разбудить» наши мыслительные способности. Давайте выполним ряд упражнений.
Упражнение 1 (на развитие внимания и памяти, логического мышления) – время выполнения учащимися – 10 секунд.
Посмотрите на экран. Постарайтесь запомнить объекты и ситуации, которые представлены изображениями./Приложение 1, слайд 2
Учитель скрывает слайд через 10-15 секунд, и задаёт учащимся вопросы:
Сколько изображений вы запомнили? (5)
Сколько было книг? (3)
Какой рисунок рисовали на доске мелом? (кота)
Назовите порядок, в котором рисовали этот рисунок?
Как назвать порядок рисования данного изображения иначе?
Кто может быть исполнителем данного алгоритма? (человек)
Как связаны все эти объекты с темой алгоритмы? (изображены объекты, с которыми можно выполнять алгоритмы, или объекты, которые являются исполнителями алгоритмов)
/за каждый верный ответ учащиеся ставят себе 1 балл в Рабочий лист Приложение 2/
Упражнение 2 (на развитие алгоритмического мышления). /Приложение 1, слайд 3
Какое действие пропущено? (вычитание)
Как связано с темой алгоритмы? (алгоритм представлен в виде формулы)
/за каждый верный ответ учащиеся ставят себе 1 балл в Рабочий лист Приложение 2/
Этап 4. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Молодцы! Подобные упражнения тренируют ваши память, внимание, логическое и алгоритмическое мышление. Посмотрите, даже мышление может быть алгоритмическим. А как вы считаете, как алгоритмическое мышление помогает человеку в его жизнедеятельности? (учащиеся высказывают свои предположения).
Здесь учитель предусматривает два варианта (предусматривает два варианта перехода к следующему этапу урока):
1 – учащиеся усвоили и поняли определение понятия алгоритм и исполнитель, могут соотнести со своей жизнедеятельностью, с окружающим миром. В этом случае к ответу учащиеся могут подойти самостоятельно (возможно направление учителя в формирования формулировки).
2 – учащиеся недостаточно осознали значение определения понятия алгоритма, не могут связать его со своей жизнедеятельностью, с окружающим миром. В этом случае учитель формулирует вопрос в проблему и предлагает решить её в ходе урока.
(1) Если учащиеся смогут это определить на этом этапе, высказав, что алгоритмическое мышление позволяет человеку, зная результат, определить шаги, которые приведут исполнителя к этому результату. А также, по полученным на каждом шаге (этапе) результатам (промежуточным) контролировать правильность направления. То учитель говорит: «Молодцы! Это говорит о том, что вы поняли, что такое алгоритм и исполнитель. Тогда следующее задание не вызовет у вас затруднений ».
(2) Если же учащиеся затрудняются с ответом на поставленный вопрос, то учитель говорит: «Ну что ж, мы только начали знакомиться с этой темой. Вопрос не из лёгких, целая проблема! Но ведь мы не привыкли сдаваться перед проблемами. Мы вернёмся к нему в конце урока»
Этап 5. Актуализация знаний
Ребята, на ваших партах находятся индивидуальные листы /Приложение 1. Рассмотрите их. Ваша задача, работая в группах по четыре человека, ответить на вопросы Блока 1.
/В данном задании представлен один и тот же алгоритм, но в различной форме (у двух команд – графически, у двух – в словесной). Через 3 минуты заслушать ответы представителей команд./
Каждый ответ фиксируется учителем в бланке ответов на интерактивной доске (учитывая очерёдность ответов) /Приложение 1, слайд 4 . Затем вывести на экран исходные задания групп.
Задать вопросы: «Почему ответы одинаковые?» (учащиеся: был задан один и тот же алгоритм). «В какой форме были представлены алгоритмы команд, справившихся раньше других?» (учащиеся: в графической). «Почему эти команды справились раньше других?» (учащиеся: потому, что запись в графической форме легче и быстрее воспринимается. Она понятна всем (говорящим на разных языках, имеющим разные уровни знания русского языка и литературы и т.п.»). «Что отличает эти две формы представления и записи действий алгоритма?» (учащиеся: способы кодирования информации)
/за каждый верный и полный ответ учащиеся группы ставят себе 1 балл в Рабочий лист Приложение 2/
Сегодня вы познакомитесь с ещё одним способом графического представления алгоритма – это в БЛОК-СХЕМЕ.
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (учащиеся предлагают). Учитель: «Запишите в своём рабочем листе тему «Запись линейных алгоритмов в блок-схеме».
Этап 6. Объяснение нового материала
Мы уже выяснили, что графический способ записи действий алгоритма имеет свои преимущества перед записью в словесной форме. Но ведь и здесь каждый из авторов алгоритма может по-разному представлять (изображать) объекты (данные) или действия алгоритма. К чему это может привести? (выслушиваются варианты учащихся). Поэтому разработали язык графического представления алгоритмов. А правила работы с этим языком мы сейчас будет осваивать. Вам для этого понадобятся внимание, память, карандаш, линейка и ваш рабочий лист.
На доске вы видите основные блоки, которые кодируют шаги (действия) алгоритма. /Приложение 1, слайд 5.
А как мы называем иначе шаг алгоритма? (учащиеся: команда). Их можно сравнить с алфавитом разговорного языка. Эту информацию вы найдёте и в вашем рабочем листе в БЛОКЕ /Приложение 2.
Направление шагов мы покажем стрелкой.
Давайте попробуем «прочесть», а точнее «выполнить» те действия, которые я закодировала в данной блок-схеме.
6. Физкультминутка. На экран выводится блок-схема, в которой в блоках указываются те действия, которые выполняет весь класс (упражнения для опорно-двигательного аппарата, для глаз) /Приложение 1, слайд 6. Учитель помогает учащимся в начале, выполняя вместе с ними. В этой деятельности реализуются не только здоровьесберегающие технологии, но и выявляется индивидуальный уровень усвоения данного материала (следя за учащимися). По окончании учитель даёт комментарий.
Учитель: Ребята, в каком порядке вы выполняли команды в этом алгоритме? (учащиеся: друг за другом, последовательно)
Сколько раз вы выполняли каждое действие? (учащиеся: один раз)
Алгоритмы, в которых шаги выполняются последовательно друг за другом и выполняются только один раз называются ЛИНЕЙНЫМИ или ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ. Найдите в вашем рабочем листе данное определение и впишите название данного вида алгоритма вместо многоточия /Приложение 2.
Этап 7: Закрепление ЗУН (7 мин.)
Ребята, давайте вернёмся к заданию Блока 1. Постройте блок-схему для алгоритма, который вы записали в словесной форме. Если вы будете испытывать затруднения, вы можете выполнять эту работу с соседом за партой, в этом случае отметьте рядом — с кем вы работали. Оформите ваш ответ в БЛОКЕ 3 Рабочего листа учащихся /Приложение 2.
Также ответьте на вопросы, записанные в этом же блоке.
У вас на эту работу 5 минут.
Далее учитель останавливает работу, просит обменяться работами. Обращает внимание учащихся на экран (открывает слайд с выполненным заданием). Проводит самопроверку. Учитель: Поставьте оценку в проверяемой вами работе. Поставьте свою активность на уроке по «5» бальной шкале и выставите отдельно от общей оценки.
Этап 8 — 9: Итог урока, постановка домашнего задания.
Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Какие знания вам в этом помогли?
Как эти знания и умения могут помочь вам в вашей жизнедеятельности?
Если учащиеся не смогли ответить на вопрос этапа 4, то возвращаемся к нему. Так какие умения даёт человеку алгоритмическое мышление?
Ну, а сегодня на уроке алгоритмическое, а также и логическое, творческое мышление помогли всем вам получить оценку, найдите сумму всех ваших баллов. Сопоставьте со шкалой и поставьте итоговую в свой Рабочий лист /Приложение 2/.
Откройте дневник, поставьте эту оценку и запишите домашнее задание: §12.3 (стр.166-171) учебника; приведите пример линейного алгоритма и представьте в словесной форме и в блок-схеме, результаты оформите в тетради. Свой Рабочий лист вклейте в рабочую тетрадь по информатике.
Этап 10: Окончание урока
Спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания!