Тема урока: «Право в системе социальных норм».
Цели урока:
Научиться анализировать систему права, познакомиться с её составляющими: нормой права, институтом права, отраслью права.
Уметь определять важность права в жизни общества.
Познакомиться с основными источниками права, охарактеризовать их.
Воспитание правовой культуры и правовой грамотности учащихся
План урока. Вопросы для исследования.
Что такое норма права?
Какова структура системы права?
Отрасли права.
Каковы различные источники права? В чем достоинства нормативно-правового акта?
Ход урока.
Организационный момент .
1. На прошедшем уроке мы познакомились с разнообразием социальных норм. Выделили особенности и характерные отличия норм права в системе социальных норм. Дали определение понятию правоотношение, юридический факт, субъект и объект права. Выяснили, чем отличается публичное и частное право.
2. На сегодняшнем уроке мы продолжим наш разговор о праве, предлагаю вам следующие вопросы для исследования (слайд).
Актуализация опорных знаний.
Чтобы наш разговор получился предметным давайте вспомним изученное:
-Слайд 2,
-Слайд 3 ( задание в рабочей тетради №3 стр.33)
-ВОПРОС: Как возникают правовые отношения? ОТВЕТ: этому способствуют конкретные жизненные обстоятельства, которые называются? (ЮРИДИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ).
— Слайд 4. События или действия? ( гражданин устраивается на работу, смерть гражданина, гражданин совершил разбойное нападения на прохожего, жилище гражданина пришло в негодность вследствие наводнения). Свои примеры.
Чем отличается событие от действия?
— Слайд 6. Приведите примеры правоотношений и назовите субъектов и объекты этих правоотношений.
— ВОПРОС: Нужно ли нам право? Может быть достаточно других социальных норм? Например норм морали, которые охватывают все сферы жизнедеятельности общества?
ВОПРОС: правовые нормы регулируют почти 70% общественных отношений. Отсюда их важность и значимость как общественного регулятора. А что произойдёт, если в обществе не будет правовых норм, а что произойдёт с обществом, где право регулирует каждый шаг и поступок человека? Я просила вас подумать над этим вопросом дома.
Переходим к исследованию новых для вас вопросов.
Открываем тетради , тема урока та же.
Норм права огромное множество, как в них не запутаться? С этой целью создана система — система права.
Слайд 7.
Давайте разберёмся с элементами этой системы.
Слайд 8 – нормы права. Приведите свои примеры.
Слайд 9. Институты права.
Слайд 10, 11 . Отрасли права. Давайте познакомимся с этими отраслями в процессе выполнения задания № 7 стр.35 раб.тетради. Добавить о Конституционной отрасли ( прочесть учебник стр.80).
Таким образом, мы с вами познакомились с системой права.
Но ведь нормы права, как мы подчеркнули, должны обязательно быть прописаны в нормативных документах. Они называются источники права.
Слайд 12. Ребята выступают с сообщениями об источниках права : правовом обычае, прецеденте, нормативно-правовом акте ( было дано опережающее задание).
Закрепление.
На протяжении многих веков люди пытались дать определение понятию право. Современная юриспруденция в РФ даёт такое определение праву.
ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе на основе общих принципов справедливости и санкционированных государством, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.
Право и закон – это разные понятия. Увы, в истории они нередко противоречили друг другу, когда государство устанавливало внеправовые законы.
Право имеет структуру, имеет системный характер. Нормы права содержатся в источниках права.
Решение правовых задач стр.222 «Книга для учителя», решение тестов по источникам права.
Домашнее задание:
Параграф №9 стр.78-81;
Практикум стр.82 учебника;
Задания в рабочей тетради к параграфу №9 на стр.34 ( №4;5).