Рабочая программа по литературе для индивидуального обучения по программе Коровиной В.Я. в 6 классе



Рабочая программа


по литературе для 6 класса



по программе В. Я. Коровиной

(для индивидуального обучения)





Автор:



Коротких Наталья Петровна



Учитель высшей категории


МБОУ СОШ № 107 «Экология и диалектика»













г. Ростов-на-Дону

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для VI класса


по программе В. Я. Коровиной


на 20­__ – 20__ уч. год


Рабочая программа по литературе для индивидуального обучения учащегося 6 класса « » составлена в соответствии с нормативными документами, обеспечивающими реализацию программы:


Нормативные документы

1

Программа по литературе общеобразовательных учреждений для 5 -11 классов под редакцией В.Я.Коровиной ( 2008 г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений,

2

Требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования

3

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05. 1998 № 1236),


Используется учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва, «Просвещение» 2011 год. Авторы: В. Я.Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2011г.

Общая характеристика курса.


Цель литературного образования: познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Цель изучения литературы в школе – программа называет приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Содержание курса 6 класса позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.



Место и роль учебного курса в достижении обучающимися

планируемых результатов освоения программы.


Содержание курса учитывает читательские интересы и возрастные особенности шестиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно- романтического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного.

Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными практическими понятиями и подготовиться к переходу на новый уровень работы с текстом художественного произведения, предусмотренный программой для следующей возрастной группы. Этому также будет способствовать постоянное внимание к ведущей проблеме курса: «Автор и художественное произведение. Характеры героев».

Авторы базовой программы (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин) «избегают жесткой регламентации, представляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему».

Данная рабочая программа включает также регионально окрашенный материал, полностью синхронизированный с базовым курсом литературы. Изучению регионального материала отводится 10 уроков, что составляет примерно 12% учебного материала.

Авторы Донского региональныго компонента,: Р.Б. Небратенко, В.Д. Яцык, Г.Ф.Саенко.

Его основная цель – «приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на её основе молодых поколений».

«Программа по литературе (Донской региональный компонент) для 5-11 классов разработана на основе концептуальных идей обновления содержания образования с позиций его гуманизации и максимального учета потребностей региона, личностных интересов и направленности личности обучаемых при условии сохранения единого образовательного пространства. Она отвечает регионально-территориальному спросу населения на содержание образования, удовлетворяющее интерес к нашим историческим корням, прошлому и духовной культуре родного края».

Особенностью календарно-тематического планирования уроков литературы в 6 классе является полное соответствие программным требованиям и личностно-смысловой подход, который реализуется в системе вопросов, творческих работ, индивидуальных заданий, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений.


Цели изучения курса


Общеучебные





-воспитание духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями;

-формирование художественно-эстетических потребностей, читательской самостоятельности учащихся;

— развитие литературного вкуса, эмоционального восприятия обучающихся, умения пользоваться богатейшими выразительными средствами русского литературного языка;

— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

— овладение текстами художественных произведений в единстве формы и содержания, традиций и новаторства, нравственно-эстетических представлений, основных историко-культурных сведений.



Предметно-ориентированные



— приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы;

— знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

— расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

воспитание духовно-нравственной личности путем развития литературного вкуса квалифицированного читателя, готового к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения;

-создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;

-овладение навыками грамотного анализа художественного произведения, глубокого понимания прочитанного, выразительными средствами современного литературного языка;

освоение литературных родов и жанров, способствующее пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.




Информация о количестве учебных часов по индивидуальной программе.


На изучение литературы в 20__ – 20__ учебном году в 6 « » классе отводится 35 часов, из них уроков внеклассного чтения – 5, на развитие речи – 4 часов;

В соответствии с рекомендациями к мониторингу образовательного процесса запланировано

4 обучающих работы: домашних сочинений — 2 , классных – 2.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. Печатные пособия:

Литература в таблицах. Школьная программа.

  1. Демонстрационные пособия:

— Творчество А. С. Пушкина в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к произведениям.)

— Творчество М. Ю. Лермонтова в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к произведениям.)

— Портреты писателей.


  1. Экранно-звуковые пособия:

— Фонохрестоматия.

— фильмы :

«Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Алые паруса», «Уроки французского».



Структура курса литературы для обучающегося по индивидуальной программе в 6 « » классе


35 часов (1 час в неделю)



Модуль (раздел)

Примерное

количество часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

1

3

Из древнерусской литературы

1

4

Из русской литературы XVIII века. Русские басни.

1

5

Из русской литературы 19 века

14

6

Из русской литературы 20 века

7

7

Произведения о Великой Отечественной войне

4

8

Родная природа в русской и национальной поэзии XX века

3

9

Из зарубежной литературы

2

10

Обобщение и систематизация изученного

1


Всего

35



















Информационно-методическое обеспечение



Авторы

Название

Год издания

Издательство


1


В.П.Полухина


Учебник — хрестоматия. Литература.

6 класс. 1 и 2 часть. 2006 г.


2010-2011


Москва

Просвещение

2

В.П.Полухина

Литература. Методические советы:

6 класс.


2007- 2009

Москва

Просвещение

3

О.А.Еремина

Поурочное планирование по литературе.

6 кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной

«Литература. 6 класс».


2008

Москва

«Экзамен»


4


О.Б.Беломестных

И.В.Золотарева

Поурочные разработки по литературе.

6 класс.

2007

Москва

«Вако»

5

В.П.Полухина


Дидактические материалы.

«Читаем, думаем, спорим ..». 6 класс.

2007- 2009

Москва

Просвещение

6

В.Б.Небратенко, В.Д.Яцык.

Хрестоматия для чтения.

Край родной. 5-6 классы.

2006

Ростов-на-Дону

«Баро – пресс»


Дополнительная литература


Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Голубкова В.В.

Мастерство устной речи

2006

Москва

Просвещение

2

Коровина В.Я.

В защиту живого слова

2007

Москва

Просвещение

3

Коровина В.Я.

От упражнений к системе развития речи

2007

Москва

Просвещение

4

Коровина В.Я.

На подступах к риторике

2004

Москва

Просвещение

5

Коровина В.Я.

Збарский И.С.

Литература. 6 класс

Методические советы

2009

Москва

Просвещение

6

Чернец Л.В.

Школьный словарь литературоведческих

терминов

2004

Москва

Просвещение

7

Зуева Т.В.

Русский фольклор.

Словарь-справочник

2002

Москва

Просвещение













Система отслеживания обученности

по индивидуальной программе обучающегося 6 класса « »


Разделы

урока

Виды работ


Введение.


Урок № 1.



П/р Стартовый контроль знаний.

Выявление уровня литературного развития.

Тестирование.






Из русской


литературы


XIX века.





Урок № 4.



И.А. Крылов. Басни:

«Осёл и соловей». «Листы и корни», «Ларчик».

Сочинение — размышление

«Что осуждается в русских баснях?»



Урок № 8.



А.С.Пушкин, «Дубровский».

Сочинение

«Защита человеческой личности в романе «Дубровский».



Урок № 14.



Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Сочинение.

Анализ лирического произведения.



Урок № 32.



Стихотворения русских поэтов XX века о Родине. А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов.

Сочинение.

Анализ лирического произведения.



По программе

курса



Урок № 66.



П/р Итоговый контроль знаний.

Тестирование.






Сочинений: 4.

Проверочных работ – тестирование – 2



















Стартовый контроль


I. Выяснение круга и направленности чтения

1. Каковы твои любимые занятия? Любишь ли ты читать? Обязанность это или нечто иное?

2. Какие книги были любимыми прежде, а какие теперь?

3. Кино, телевидение, книга: твой выбор.

4. Любимый фильм и любимая книга: что ярче, убедительнее?

5. Хотелось ли тебе перечитать уже хорошо знакомое произведение? Поделись своим опытом

перечитывания.

6. Надо ли знать наизусть высказывания, тексты великих художников слова? Что ты мог бы прочитать

на память? Почему эти строки остались с тобой?

7. Какую книгу ты хотел бы прочитать? Что ты о ней уже знаешь?


Р.р. Продолжение формирования языкового слуха и вкуса, критического отношения к собственному тексту, его речевым изъянам;

овладение особой лексикой воспоминания, «избирательности» и соответствующими речевыми конструкциями (Помню, как… Мне не забыть… , А однажды… , Навсегда осталось в памяти…);

овладение лексикой оценки произведения и чтения (Моё любимое произведение…, Самые яркие страницы…, Незабываемые строки…);

овладение эмоционально – полемическими конструкциями (Мне ближе… ,

Я предпочитаю…, А на мой взгляд…, Не понимаю тех, кто…, Да, чтение – это… ,

Я выбрал эти строки, потому что…).



II. Выяснение качества чтения


Подслушанный разговор.

— Снова дралась во дворе?

— Ага! Мама, но я не плакала!

Вырасту – выучусь на моряка:

Я уже в ванне плавала.

— Боже! Не девочка, а беда!

Сил моих больше нету…

— Мама, а вырасту я когда?

-Вырастешь. Ешь котлету.

— Мама, а купим живого коня?

— Коня?! Да что ж это делается!..

— Мама, а в лётчики примут меня?

— Примут. Куда они денутся?

Ты же из каждого, сатана,

Душу сумеешь вытрясти!..

— Мама, а правда, что будет война

И я не успею вырасти?


1. Какое настроение вызвало у тебя это стихотворение?

2. Как построил поэт стихотворение? Чьи голоса ты различил? Как ты представляешь собеседников?

3. Что поразило тебя в этом диалоге?

4. Как ты думаешь, почему стихотворение закончилось вопросом, почему автор не дал ответ?

5. О чём заставляет задуматься стихотворение?

6. Проследите движение интонации, где она достигает особого напряжения?

7. Прочитайте выразительно стихотворение.


Р.р. Продолжение развития навыка оценочных высказываний с опорой на эмоциональную лексику и экспрессивные синтаксические конструкции (Меня захватило… , Можно ли не услышать… , Поэт не спешит с моралью… , Достаточно иронии и разговорных интонаций… ,

И вдруг как будто перехватило дыхание…);

использование в словесном рисовании сослагательных конструкций и глагольных форм со значением видения, восприятия, звучания (Представляю… , Здесь, как живые… ,

Я нарисовал бы… , В диалоге звучит… , Непосредственная реакция мамы… , В ответе чувствуется снисходительная ирония… , Тревожная, щемящая нота…).


III. Выявление теоретико-литературных познаний


1. Найдите в данном отрывке сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры.


У природы есть душа. Она прячется от нас, мы видим только её следы. Но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, так торжественно, и почему-то проникаешься жалостью и нежностью… Порыжевшие листья похожи на клочья гривы, которые оставила на кустах рыжая лошадь. Хруст льдинок и гулкое эхо наших шагов напоминают топот лошадиных копыт вдалеке. А яркие красные пятна рябиновых кистей среди голых веток кажутся висящими прямо в воздухе – как будто это капли крови какого-то невиданного существа, стоящего среди деревьев…


Сравнения__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Олицетворения______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Эпитеты____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Метафоры__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________



1. Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения:


Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной.

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,

Журчи, журчи свою мне быль.

(А.С.Пушкин)


Эпитеты_____________________________________________________________________


Метафоры____________________________________________________________________


Олицетворения_______________________________________________________________


IV. Выявление литературно-творческих способностей и умений

(проводится в форме анкетирования или беседы).


1. Прочитайте страницу любимого рассказа так, чтобы убедить нас, что он действительно талантливо написан.

2. Что тебе больше нравится читать: стихи или прозу? А хотелось ли тебе самому сочинить рассказ?

А стихотворение?

3. Расскажи о твоём любимом герое так, чтобы мы смогли его представить и захотели прочитать

это произведение.

Итоговый контроль в конце года


п/п

Вопросы и задания


1

С какими новыми произведениями устного народного творчества вы познакомились в этом учебном году? К какому жанру они относятся?


2

Что такое миф, легенда? Чем они отличаются от сказки?



3

По отдельным отрывкам определите героя литературного произведения.

Назовите главное в его характере. К какому жанру относится каждое из этих произведений?

а) «…а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

б) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

в) «И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».



4

Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи?

В приведенных отрывках найдите эпитеты, сравнения, олицетворения и объясните их роль:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…


Прозрачный лес один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.


На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.


Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.


5

Какие рифмы вы знаете?

Определите рифмы в приведённых выше стихотворных отрывках (парные, опоясывающие, перекрёстные).


6

Какие произведения из прочитанных в этом году посвящены жизни детей и подростков, вопросам справедливости и добра?


7

Л.Н.Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?


8


Что такое псевдоним? «Антоша Чехонте» — один из псевдонимов Чехова. Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы свом именем? Вспомните псевдонимы других писателей.


9

Как вы понимаете выражение «Смех – дело серьёзное»?


10

Прочитайте строфу:

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Какой художественный приём использовал поэт? Найдите другие олицетворения, а также эпитеты, метафоры в этом стихотворении.



11


Попробуйте описать вашу прогулку зимой. Продумайте план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогут представить описанное вами, а также почувствовать ваше настроение и отношение к увиденному.

Озаглавьте ваше сочинение.



12


Сравните стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и Я.П.Полонского «По горам две хмурые тучи…». В чём различие нарисованных в них картин? Чем отличается настроение в этих стихотворениях?



13


Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М.Пришвин отказался от этого названия?



14

Опишите случай из вашей жизни в виде небольшого рассказа. Придумайте ему название.



15

Как связан рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» с нашим временем? Какие чувства волновали вас при его чтении?



16


Что увидел К.Симонов на дорогах войны? (стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»). Какие картины предстают перед ним? Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны?



17


Какими вы представляете себе годы, если о них сказано: «роковые», «военные», «фронтовые», «свинцовые», «пороховые» (стихотворение Д.Самойлова «Сороковые»).



18


Кратко перескажите тот эпизод рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке.



19

Какие жизненные уроки извлёк герой в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Как с этим связаны заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?



20


Что заставило В.Распутина написать рассказ «Уроки французского»?



21


Как вы думаете, когда герой рассказа В.Распутина «Уроки французского» понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?



22


Какие рассказы Фазиля Искандера вы читали? Почему его рассказы нравятся и детям и взрослым?



23


Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?



24


Вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нём так, чтобы слушатели смеялись.


25

Выберите одну из пословиц, основанных на антитезе:

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Делу время – потехе час.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Раскройте иносказательный смысл выбранной вами пословицы, составив небольшой рассказ, построенный на антитезе.











































Программа курса регионального компонента

для 6 класса

1. Введение. Фольклор Дона и литература о Доне.

2. Древнейшая история Дона и Приазовья в мифах и созданных по их мотивам произведениях донских писателей. Миф о происхождении скифских племен. Геракл и другие древнегреческие герои на Дону. Историческая основа мифа об амазонках. Исторические повести Д.Л.Мордовцева «Амазонки на Дону», А.Ф.Корольченко «Тиргатао», В.А.Потапова «Пылающие алтари» и другие. Особенности трактовки истории в мифах и исторических повествованиях.

3. Библейские мотивы в сказках казаков-некрасовцев («Иван-Бражник»).

4. Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

Происхождение и подвиги донского казачества по летописям и преданиям. Летописные истоки и традиции в повестях Б.В.Изюмского «Град за лукоморьем», А.Ф.Корольченко «Поле Куликово», «Подвиг дивный» и других.

Перекличка образов и сюжетов «Сказания о Кожемяке» из «Повести временных лет» и сказки донских армян «Рипсиме».

5. А.С.Пушкин.

Дон и донцы в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Воплощение им чувства любви к донской земле и ее людям в стихах «Дон», «Был и я среди донцов» и других.

Казачья народная песня, сложенная по мотивам пушкинского «Узника», услышанная им в Аксайской станице, своеобразие её смысловых акцентов, поэтического строя и языка. Донские писатели-краеведы В.П.Гнутов, В.С.Моложавенко, А.Н.Скрипов о пребывании поэта на Дону и жизненных истоках его произведений. Отголоски аксайских впечатлений в содержании «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина. Картина А.Мартиросова «Пушкин в Аксайской станице», её документально-историческая основа.

Экскурсия в историко-краеведческий музей «Аксайская конно-почтовая станция», выполнение творческих работ на основе аксайских впечатлений и творческо-поисковой деятельности учащихся.

6. М.Ю.Лермонтов. Дон и казачество в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Тема нелёгкой и опасной службы и воинской доблести казаков на Кавказе в юношеской поэме «Черкесы» и стихотворении «Казачья колыбельная».

Приазовская степь и традиционные образы донского казачьего фольклора в стихотворении «Два сокола». Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании образов донской природы и казака-воина.

7. Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством».

Связь гоголевской «Ночи перед Рождеством» с фольклорной казачьей традицией. Донские вариации на тему «Казак и Чёрт» (сказка «Как казак чёрта учил»).

8. Н.А.Некрасов.

Некрасовская обличительная традиция в творчестве выходца из Таганрога, поэта Н.Ф.Щербины («Таганрогским грекам» и другие), его негативное, тем не менее, отношение к поэтам некрасовского лагеря, будто бы «торгующим мнимым народолюбием».

Донские страницы биографии художника К.Савицкого, его творчество в сопоставлении с творчеством Некрасова.

9. Н.С.Лесков «Левша».

Фольклорные мотивы и воплощение черт донского казачества в образе М.И.Платова в рассказе «Левша». Дальнейшее развитие платовской темы донскими писателями А.Ф.Корольченко («Атаман Платов»), Д.И.Петровым (Бирюком) («Сыны степей донских») и другими.

10. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» и другие рассказы

Таганрогский анекдот о двух обывателях этого города, Жеребцове и Кобылине, — ядро замысла в «Лошадиной фамилии». Таганрогские впечатления – жизненная основа ряда других рассказов А.П.Чехова («Письмо к учёному соседу», «Хирургия», «Приданое», «Ворона» и другие).

11. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Пейзажная лирика Н.Ф.Щербины («Таганрогская ночь», «И.К.Айвазовскому» и другие).

Донской край в лирике Н.В.Чеснокова, И.И.Галушкина, И.В.Турчанинова, И.П.Попова, А.Я.Напалкова, И.Я.Золотарёва, Р.Патканяна, М.Налбандяна и картинах художников-донцов: Н.Дубовского и И.И.Крылова.

12. М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Пришвинская традиция в изображении мира родной природы в книгах ростовских авторов: А.П.Оленича-Гнененко, Г.С.Колесникова, В.А.Закруткина, Г.А.Гасенко. Картины донских художников, созвучные им.

13. Мир детства в изображении русских и зарубежных писателей.

Повести П.Яковлева «Первый ученик», М.Штиттельмана «Повесть о детстве», Б.Изюмского «Алые погоны», проявление в них традиций отечественной и моровой прозы.

14. Д.Лондон.

Близость рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» и книг о Ермаке В.Гнутова «Подвиг Ермака», А.Иванова «Ермак» по мастерству изображения силы духа и нравственного начала человека-первопроходца.




Годовой календарный график прохождения программы по литературе в 6 « » классе 20__-20__ уч.г.


ур

Дата провед.

Тема раздела, урока

1


Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.

Выявление уровня литературного развития учащихся

2


Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Пословицы и поговорки, загадки как малый жанр фольклора.


3


Древнерусская литература.»Сказание о Белгородском киселе»(из»Повести временных лет»)

ДРК Происхождение и подвиги донского казачества по летописям и преданиям.

4


Русская басня. И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Осёл и соловей». «Листы и корни», «Ларчик».

Вн/чт И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха».

Р/р Подготовка к сочинению.

Из русской литературы 19 в. (14 ч.)

А.С.Пушкин (4 ч.).

5


А.С. Пушкин. Лицейские годы жизни. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».»Узник». «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. Анализ стихотворения.

ДРК Дон и донцы в жизни и творчестве А.С. Пушкина.


6


А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». «Выстрел».


7


А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Изображение русского барства.


8


Протест Владимира Дубровского против беззакония, несправедливости и произвола. Романтическая история любви в романе.

Р/р Сочинение по роману «Дубровский»: «Защита человеческой личности в романе».


9



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи», «Утес», «Листок».»Три пальмы» Поэтическая интонация.Основное настроение и композиция. ДРК Дон и казачество в поэзии М.Ю. Лермонтова.

И.С.Тургенев (2 ч.)

10


И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».

11


Портреты героев как средство изображения их характеров. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

12


Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике поэта. «С поляны коршун поднялся..», «Листья».Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу одного стихотворения.


13


А.А.Фет. Красота как вечный закон в лирике поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила»; «Еще майская ночь..» «Учись у них – у дуба, у березы».

14


Р/р Мир истины и красоты в лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Сочинение по изученному материалу. Анализ лирического стихотворения.

15


Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога.» Своеобразие композиции стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. Практическая работа.

ДРК Некрасовская обличительная традиция в творчестве донского поэта Н.Ф.Щербины.

16


Н.С.Лесков Слово о писателе. Сказ «Левша». Язык произведения.

Гордость писателя за народ, едкая насмешка над царскими чиновниками.

ДРК Дальнейшее развитие платовской темы донскими писателями.

17


А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор. ДРК Таганрогские впечатления – жизненная основа ряда рассказов А.П. Чехова.


18



Родная природа в лирике русских поэтов XIX века: Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский, А.К. Толстой. ДРК Донской край в лирике поэтов Дона.



Из русской литературы XX века. ( 7 ч.)

19


Вн/чт А.С. Грин. Рассказ о писателе. Феерия «Алые паруса».


20


А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас.


21


М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Герои сказки. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

ДРК Пришвинская традиция в изображении мира родной природы в книгах ростовских авторов


22


Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца».

23


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..», Д.С. Самойлов «Сороковые».

24


Вн/чт А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.


25


В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».

Автобиографический характер рассказа. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.



Произведения о Великой Отечественной войне (4 ч.)

26



В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

27


Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

28


В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности героев Шукшина.

29


Р/р Сочинение-рассуждение по прочитанным произведениям.



Родная природа в русской и национальной поэзии XX века. ( 3ч.)

30


А.А. Блок. Поэтизация родной природы.

С.А. Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине.


31


А.А. Ахматова. Слово о поэте. Поэтизация родной природы.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины. Человек и природа в его «тихой» лирике.


32


Вн/чт Г. Тукай. Слово о поэте. Великая роль книги в жизни человека.

К. Кулиев. Слово о поэте. Тема Родины и народа.



Из зарубежной литературы ( 2 ч. ).

33


Вн/чт Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. Гомер.

34



А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Понятие о притче.

35


Обобщающее занятие. Итоговая проверочная работа по пройденному материалу (тест).

Всего

35 ч.

Сочинений – 4. Вн/чт. — 5.



КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. 6 КЛАСС « »)


дата


ур


Тема раздела, урока


Цели урока


Коммуникативная деятельность

Теория литера

туры

Межпредметные связи


Оборудо

вание


Способы

отслежи

вания ре зультатов


Домашнее задание


1

Введение.

Художественное произведение. Содержание и форма.

Автор и герои. Выражение автор- ской позиции.

Выявление уровня литературного развития учащихся

Образовательные:

познакомить учащихся с учебником литературы в 6 классе, содержанием, задачами курса литературы;

дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности (единство объективного и субъективного в произведении, отражение в нем реальности и авторское понимание его), о роли читателя.

Выявить уровень литературного развития учащихся.

Развивающие:

совершенствовать навык выразительного чтения.

Воспитательные:

воспитывать грамотного читателя, эстетический вкус.

Аудирование,

выразительное чтение, комментирование, выборочный пересказ.

Беседа на морально-этическую тему.







Художест

венное про изведение. Прототип.

Живопись: репродук

ция картины Левитана «После дождя».

Учебник


Тестирова

ние.

Прочитать статью, ответить на

вопросы.



Устное народное творчество ( 2ч. )








2

Обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни. Пословицы, поговорки и загадки как малый жанр фольклора

Образовательные:

познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией, провести наблюдения над художественными особенностями песен;

показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, творческую активность.

развивать умение пользоваться пословицами и поговорками в речи.

Воспитательные:

воспитывать интерес к календарно-обрядовым песням, древнейшему виду народного творчества, сопровождавшим обрядовые действия.

Выразительное чтение обрядовых песен.

Обсуждение вопроса: что дает донскому жителю изучение донского фольклора и литературы. Дона и о Доне.

Сопоставление литературных и фольклорных произведений.

Словарная работа.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Живопись: Н.Овечкин, «Вольница»,Б.Кустодиев«Масленица»

народные обрядовые песни:

колядки, веснянки, масленич

ные,летние, осенние.

Обрядовые песни (ф/хр)

Вид/фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Репродукция картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Чтение, ответы на вопросы; инсцениро

вание.

Выразитель ное чтение песен, воп

росы на стр.6-11

Подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледель ческим циклом.


3



Древнерусская литература.

«Сказание о Белгородском киселе»

( из «Повести временных лет»).


ДРК

Происхождение и подвиги донского казачества по летописям и преданиям.

Образовательные:

дать представление об особенностях летописания на Руси (отражение исторических событий и вымысел, народные идеалы патриотизма, ума, богатырской силы, находчивости).

Познакомить с летописными истоками и традициями в повестях Б.В.Изюмского «Град за Лукоморьем» и А.Ф.Корольченко «Поле Куликово»: перекличка образов и сюжетов «Сказания о Кожемяке» и сказки донских армян «Рипсиме».

Развивающие:

развивать навык пересказа художественного произведения.

Воспитательные:

воспитывать убеждение: знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений.

Выразительное аналитическое чтение, беседа по вопросам, выборочный пересказ, составление плана.

Устное словесное рисование: рассказ по картине.




Летопись.

Живопись: В.М. Васне цов, «Нестор-ле тописец», «Богатыри».

Фрагмент к/ф «Борис Годунов»


Рассказ о русском ле тописании с использова нием репро дукции Васнецова «Нестор-летописец»; сценарий по эпизоду летописи (стр. 61, задания 1,2).

Инд/зад.: Б.Изюмский

«Град за Лу коморьем», А.Ф.Король

ченко «Поле Куликово» .

стр. 16 – 24 прочитать,

ответы на вопросы, иллюстра ции к «Повести..».


4

Русская басня.

И.А.Крылов.

Слово о баснописце.

«Осёл и соловей»,

«Листы и корни», «Ларчик».

Внчт И.И. Дмитриев. Слово о басно- писце.

«Муха».

Р/р

Подготовка к сочинению

Образовательные:

продолжить знакомство с жанром басни на примере творчества И. Дмитриева и Крылова;

выявить мораль басни.

Подготовить к домашнему сочинению. «Что осуждается в русских баснях?»

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, умение понимать иносказательный подтекст басни

Воспитательные:

прививать морально-этические нормы поведения.

Выразительное чтение, беседа по вопросам.

Монологические высказывания на морально-этическую тему.

Составление связного рассказа с включением в него пословицы.

Мораль в басне, аллегория, иносказа

ние.

(развитие понятий).


Особеннос

ти языка XVIII столетия.

Живопись: иллюстра

ции к басням.

Портреты : Дмитриева и Крылова

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Рассказ о баснописце.

Выразительное чтение.

Вопросы на стр. 30. Домашнее

сочинение «Что осуж-

дается в

русских баснях?»




Из русской литературы XIX века ( 14 ч. )









А. С. Пушкин ( 4ч.).









5


А.С. Пушкин.

Лицейские годы жизни.

Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

.»Узник». «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

ДРК

Дон и донцы в жизни и творчестве

А.С. Пушкина.

Образовательные:

познакомить со страницами биографии поэта, с мотива ми дружбы в его лирике; учить видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл (светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях). Обучать анализу стихотворения.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа стихотворения.

Воспитательные:воспитывать уважение к дружбе, умение сопереживать чувствам другого человека. вызвать интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина. воспитывать чувство сопереживания к эмоциональному состоянию героя произведения.

Аудирование: рассказ учителя с элементами беседы.

Аналитическое выразительное чтение прозаического и стихотворного текстов.

Монологические высказывания по теме урока.

Жанр стихо творного послания.

Стихотворная речь, двусложные размеры стиха. Метафора.

Эпитет.

Живопись: иллюстра

ции Д.Шма

ринова, А.СмирноваО.Якутович к произве

дениям А.Пушкина

Автопортрет Пушкина.

Портреты лицеистов.







Выразитель-ное чтение наизусть. Выявление особеннос ти поэтичес кого языка


Наизусть одно из стихотворе

ний .

Ответы на вопросы стр.54-55



6


А.С. Пушкин.

Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». «Выстрел».

Образовательные:

расширить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; рассмотреть вопросы: сюжет и герои повести; роль антитезы в композиции; пародия на романтические темы и мотивы в повести, «лицо и маска» героев повести; роль случая в композиции произведения.

Развивающие:

развивать навык аналитического чтения, выборочного пересказа.

Воспитательные:

воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Выразительное коммен

тированное чтение.

Рассказ о первых впечат

лениях с элементами выборочного пересказа и зачитывания вслух отрывков.


Композиция художест

венного произведения.

Живопись.

Иллюстрации к повести.

Выразитель-ное чтение, выборочный пересказ эпизодов

Выборочный пересказ. От.на вопросы.


7

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Изображение русского барства.

Образовательные:

рассказать об истории создания романа, в ходе беседы выявить читательское восприятие, знание содержания романа (картины жизни русского барства; конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова).

Обучать выразительному чтению.

Развивающие:

развивать понятие композиции эпического произведения

Воспитательные:

воспитывать интерес к творчеству Пушкина.

Выразительное коммен тированное чтение.

Рассказ о первых впечат лениях с элементами выборочного пересказа и зачитывания вслух отрывков.

Сравнительная характе ристика героев:

Дубровский и Троекуров.

Эпическое произведение.

Живопись: В.М.Кустодиев «Дубров

ский», Д.А.Шмари

нов «Пожар в усадьбе Дубровско

го»

Иллюстрации к роману «Дубровский».

Монологическое выска зывание с элементами выборочно го переска за.

Главы 1 -18 прочитать, озаглавить их, ответить на вопросы к ним.





8


Протест Владими- ра Дубровского против

беззакония, несправедливости и произвола. Романтическая история любви в романе.

Р/р

Сочинение «Защита человече ской личности в ро мане «Дубровский

Образовательные:

выявить авторское отношение к героям (осуждение произвола, деспотизма, защита чести, независимости личности).

Расширить возможности восприятия произведения путем сравнения собственной интерпретации учеников с интерпретацией авторов кинофильма.

выявить характер отношений Маши и Дубровского,

авторское отношение к героям.

Развивающие: развивать навык аналитического чтения, выборочного пересказа художественного текста.

Воспитательные:

прививать морально-этические нормы поведения.


Рассуждение – размыш ление, доказательство. Аналитическое чтение, беседа по вопросам, выборочный пересказ.

Анализ эпизода .




Композиция художест-

венного про

изведения (развитие понятия).


Музыка: опера Э.Ф.

Направника «Дубровс-

кий»; кинофильм «Дубровс-

кий»


Фрагмент кинофильма «Дубровский».


Выразитель-ное чтение, выбороч

ный пересказ эпизодов

Сочинение

Главы 13 -19 читать, озаглавить, ответить на вопросы к ним.

Романтичес-кая исто рия любви Владимира и Маши.



9


М.Ю.Лермонтов.

Слово о поэте.

«Тучи», «Утес», «Листок». «Три пальмы».

Основное настроение и композиция стихотворения. Поэтическая интонация. ДРК

Дон и казачество

в поэзии Лермонтова

Образовательные:

познакомить учеников с личностью поэта, основными мотивами творчества; помочь почувствовать настроение стихотворения ; особенности поэтических интонаций. Приазовская степь и традиционные образы донского казачьего фольклора в стихотворении «Два сокола».

Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании образов донской природы и казака-воина.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворения.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Аудирование: рассказ о поэте.

Выразительное чтение поэтических произведе

ний.

Элементы анализа.

Монологические высказывания.



Прием сравнения как основа для построения стихотворения.

Богатство мотивов, интонация. Антитеза

Музыка (романсы) «На севере диком».

Портреты М.Ю. Лермон това, репродукции картин М.Ю. Лермонтова.

Рассказ о поэте.

Выразитель

ное чтение, выявляю

щее эмоцио нальную отзывчи вость.

Стр 153-158 – чтение, ответы на вопросы. Стих. наизусть.

Подготовка к ДРК



10

И.С.Тургенев.


Слово о писателе.

Цикл рассказов «Записки охотни ка», их гуманис- тический пафос.

Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».

Образовательные:

продолжить знакомство с творчеством писателя –

«Записки охотника» (история создания «Записок..»,

их гуманистический пафос).

Помочь понять духовный мир крестьянских детей,

народные верования и предания, увидеть юмор автора.

Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, анализа текста художественного произведения.

Воспитательные:

вызвать интерес к творчеству И.Тургенева.


Аудирование: рассказ о писателе.

Выразительное чтение, беседа по вопросам.

Работа над лексикой.







Очерк. Юмор автора.

Живопись: В.Е.

Маковский

«Ночное»,К.В. Лебеде

в «Бежин луг» и др. иллюстра

ции к рассказу.

Портрет

Тургенева,

фотоальбом о Спасском-Лутовинове; различные издания произведений Тургенева,

в частности,

«Записок охотника».


Видеозапись художествен

но-докумен-

тального фильма о Тургеневе.

Рассказ о писателе, выразитель

ное чтение, ответы на вопросы.

Найти в сло варе термин «очерк», за- писать его в тетрадь.

Краткий пересказ одного из эпизодов


11

Портреты героев как средство

изображения их характеров.

Роль картин

природы в рассказе.

«Бежин луг». Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Образовательные:

рассмотреть портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.;

дать сравнительную характеристику мальчишек; выявить роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Развивающие:

развивать умение давать характеристику героев, в том числе и сравнительную

Воспитательные:

воспитывать уважение к одаренности и духовной красоте крестьянского мира.


Выразительное чтение, беседа по вопросам.

Работа с текстом. Монологические высказывания — харак теристика героев.

Роль пейзажа в повествовании.


Выразитель

ное чтение, ответы на вопросы.

Характеристика героев.

Чтение стихотворе

ний, ответы на вопросы. Статья о поэте.



12


Ф.И.Тютчев.

Слово о поэте.

Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. Ф.И. Тютчев.

«С поляны коршун поднялся..»,

«Листья».

Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу одного стихотворения.

Образовательные:

познакомить с личностью поэта, его восприятием приро ды на примере стихотворения «Неохотно и несмело..»

Обрисовать зрительные образы при чтении стихотворе-ний, понять настроения, чувства поэта, определить способы создания образов.

Продолжить обучение анализу стихотворения.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихотворение.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзыв чивость при восприятии художественного произведения.


Аудирование, выразите льное чтение стихотворе ний, выявляющее эмоци ональную отзывчивость.

Анализ лирического произведения.

Рассуждение-размышле

ние.

Устное словесное рисование.



Эпитет, сравнение, звукопись. Антитеза.

Живопись портретная, пейзажная.

Музыка.


Портрет Тют чева; репроду кции картин- пейзажей русских худо жников.


«Времена года» П.И. Чайковского.

Рассказ о поэте, выразитель ное чтение, ответы на вопросы. Монологические выск азывания.

Наизусть одно из стихотворе

ний по выбору.


13

А.А.Фет.


Красота как вечный закон в лирике поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила»;

«Еще майская ночь»»Учись у них – у дуба, у березы».

Образовательные:

познакомить с личностью поэта, его мировоззрением (стремление к гармонии и красоте, природа как воплоще ние прекрасного, эстетизация конкретной детали.) Помочь почувствовать психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева А.А. Фета; краски и звуки в пейзажной лирике.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихотворение.

Воспитательные:

воспитывать уважение к поэту, эстетический вкус.

Аудирование, вырази тельное чтение стихотворений, выявляющее эмоцио нальную отзывчивость.

Беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, устное рисование.

Анализ лирического произведения.

Эпитет.

Олицетворе

ние. Пейзажная лирика.

Портретная, пейзажная живопись русских художников.

Портрет

А.А. Фета; репродукции картин-

пейзажей русских

художников.

Сообщение о поэте.

Выразитель

ное чтение стихотворе

ний, ответы на вопросы.

Стр 202 – 206, 207 – 212

Наизусть одно из стихо творений по выбору.


14

Р/р

Сочинение по лирике Тютчева и Фета

Образовательные:

умение создавать собственный текст

Развивающие: развивать умение выразительно читать и анализировать поэтическое произведение.

Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания к эмоциональному состоянию героя произведения.

Вырази тельное аналитическое чтение с элементами анализа.





сочинение

Прочитать

«Железная дорога»


15

Н.А.Некрасов.

Слово о поэте.

Картины подне-вольного труда в стихотворении «Железная дорога.»

Своеобразие композиции стихотворения Трёхсложные размеры

стиха..ДРК

Некрасовская обличительная традиция в творчестве донского поэта Н.Ф.Щербины (диалог-спор).

Образовательные:

познакомить учеников с важными вехами детства и юно сти Н.Некрасова; обозначить главную тему его поэзии; показать место стихотворения «Железная дорога» в твор честве поэта (картины подневольного труда, величие народа-созидателя, двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа, рассказчик).

Развивающие: развивать навык выразительного аналитического чтения.

Воспитательные: формировать убеждение, что именно народ – создатель всех материальных ценностей.

Аудирование, вырази тельное аналитическое чтение с элементами анализа.

Монологическое выска зывание — рассказ о поэте.


Практическая работа с поэтическим текстом.




Основная мысль произведения. Диалог-спор, риторические вопросы, пейзаж, эпиграф. Дактиль, амфибра

хий, анапест.

Живопись (иллюстра

ции)

Иллюстрации:набор откры ток» Творчество Н. А.Некрасова.» Портрет Н.А. Некрасова.

Сообщение о поэте. Выразитель ное чтение с элемента ми анализа. Ответы на вопросы. Таблица стихотвор

ных размеров с примерами

Вопр.на стр. 224, 225.

Наизусть 3 последние строфы II части.


16

Н.С.Лесков

Слово о писателе.

Сказ «Левша».

Гордость писателя за народ, горькое чувство от его униженности. Едкая насмешка над царскими чиновниками. ДРК Дальнейшее развитие платов ской темы донски ми писателями.

Образовательные:

познакомить с жизнью и творчеством Лескова (знаток народной жизни и народного слова),

дать понятие о жанре сказа.

Обсудить вопросы: трудолюбие, талант, патриотизм рус ского человека из народа в сказе Н.С.Лескова «Левша»; изображение представителей царской власти; бесправие народа; авторское отношение к героям повести, фольклорные мотивы и воплощение черт донского казачества в образе М.И. Платова в сказе «Левша».

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости у учащихся за русский народ, его талантливость.

Аудирование: рассказ о писателе, объяснение теоретического материала.

Аналитическое исполь- зование справочного аппарата книги.

Работа над лексикой, этимологией слов. Выразительное чтение, беседа по вопросам.

Жанр сказа.

Приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка. Язык произведе

ния.

Живопись: Н.Кузьмин, «Левша»;

Кукрыниксы

«Левша»

Скульптура: Ю.Г.Орехов памятник Н.С.Лескову

Портрет Н.С. Лескова.

Иллюстрации художников к сказу «Левша»

Фрагменты м/ф «Левша».


Рассказ о писателе, ответы на вопросы, выразатель

ное анали тическое чтение.

Чтение, вопросы к гл.11 -20. Выписать цитаты, ха рактеризую щие Платова

Пересказ эпизодов на выбор.

Подготовка к ДРК


17

А.П.Чехов.

Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».Сатира и юмор. ДРК

Таганрогские впечатления – жизненная основа ряда рассказов А.П. Чехова.

Образовательные:

познакомить с личностью А.П. Чехова, расширить знаком ство с творчеством Чехова-юмориста (юмористическая ситуация в рассказе; разоблачение лицемерия; речь героев и художественная деталь как источник юмора

Продолжить обучение выразительному чтению.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста.

Воспитательные:воспитывать чувство юмора.

Выразительное аналити- ческое чтение, ответы на вопросы о нравст венном содержании,

об авторском отношении к изображаемому и т.п.

Устные монологические высказывания на литературную тему.

Сатира и юмор в рассказах. Жизненная основа ли тературного произведе

ния.

Понятие о комическом.

 Живопись. Кукрыниксы

Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова,

Пересказ и анализ рас сказов, бесе да.Инсцени рование.

Монологические выска зывания

на литер

тему.

выразительное чтение наизусть стихотворе-ний донских поэтов о родном крае.



18




Родная природа в стихотворе-

ниях русских поэтов XIX века: Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский,

А.К. Толстой.


ДРК

.Донской край

в лирике

поэтов Дона.

Образовательные:

пробудить интерес к поэзии: помочь вызвать зрительные образы при чтении стих-ний, описать их словами, понять настроения, чувства поэта; определить способы создания образов.

Показать разнообразие и выразительность образов род ной природы в пейзажной лирике русских поэтов:

Н.Ф.Щербины «Таганрогская ночь», «И.К. Айвазовскому»; изображение Донского края в лирике Н.В. Чеснокова, И.И. Галушкина, И.В. Турчанинова, И.П. Попова,

А.Я. Напалкова, И.Я. Золотарева, Р.Патканяна,

М. Налбандяна и картинах донских художников:

Н. Дубовского и И.И. Крылова.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихи.

Воспитательные:

воспитывать культуру выражения чувств:

переживания и мироощущения при чтении стихотворений о родной природе.

Выразительное чтение наизусть стихотворений, обнаруживающее эмоци ональную и интеллекту альную отзывчивость и рефлексию при восприя тии художественного произведения.

Беседа по вопросам, сопоставление стихо

творений.

Монологические высказывания.


Пейзаж. Стихотворная речь.

Ритм, рифма, интонация.

Развитие понятия о лирике.

Музыка, живопись:

картины художников-донцов: Н. Дубовского и И.И. Крылова.


Портреты поэтов, репродукции картин – пейзажей русских художников; музыкальные произведения.


Выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ний о родн ой природе, анализ сти хотворений.


Наизусть, выбранное стих-ние,

иллюстра

ция к нему.

Прочитать главу из А.С. Грина «Алые паруса».

Рассказ о герое с цитатным материалом.




Из русской литературы XX века. ( 7 ч.)








19

Вн/чт


А.С. Грин.

Рассказ о писателе.

Феерия «Алые паруса» — победа романтической мечты над реальностью жизни.


Образовательные:

познакомить кратко с личностью писателя-романтика, с жанром феерии, выявить тему, идею произведения.

Обсудить вопросы: душевная чистота главных героев; авторская позиция в произведении.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, пересказа, умение обсуждать произведение.

Воспитательные:

пробудить интерес к творчеству А.С.Грина, восхищение его благородными героями.


Рассказ о писателе.

Выразительное аналити- ческое чтение, ответы на вопросы о нравствен ном содержании, об

авторском отношении к героям.

Устные монологические высказывания: рассказ об одном из героев с цитатным материалом.


Феерия.

Отрывок из к/ф «Алые паруса».


Портрет писателя. Иллюстрации к произведе нию.

Выразитель

ное чтение, беседа по вопросам. Рассказ об одном из героев с цитатным материалом.

Ответы на вопросы

стр. 28

Прочитать:

стр. 29 – 38.

Рассказ о герое.


20

А.П.Платонов.


Слово о писателе

«Неизвестный цветок».

Прекрасное – вокруг нас.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Положительный герой.

Образовательные:

познакомить учеников с некоторыми вехами биографии писателя; попытаться раскрыть образную систему рассказа, своеобразие языка писателя в рассказе; мастерство писателя, художественные приемы изображения «сокровенного человека», авторское отношение к изображаемому, к героям;

идею (идея доброты, взаимопомощи, жизни для других).

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, умение давать характеристику герою.

Воспитательные:

воспитывать понимание труда как нравственного содержания человеческой жизни.

Устное монологическое высказывание: сообщения учащихся о писателе.

Выразительное аналитическое чтение, беседа по вопросам.

Пересказ эпизодов. Характеристика героев рассказа


Сказка-быль.

Живопись.

Портрет А.П. Платонова,

грамзаписи, иллюстрации.

Рассказ о писателе,

выразитель ное аналити ческое

чтение,

пересказ.

Характеристика глав ного героя. Разверну тые ответы на вопросы.

Прочитать: «Кладовая солнца»

стр.39-72,

рассказ о героях.



21


М.М. Пришвин.


Слово о писателе. Сказка-быль «Кла довая солнца».

Герои сказки. Образ природы .

ДРК

Пришвинская традиция в изображении мира родной природы в книгах ростовских авторов




Образовательные:

познакомить с некоторыми фактами биографии Пришвина; познакомить с историей создания сказки-были, раскрыть особенности жанра, стиля автора, идейно-художественные особенности произведения; нравственную суть взаимоотношений Митраши и Насти (причина конфликта и его следствие), характеры героев. Рассказать о пришвинской традиции в изображении мира родной природы в книгах ростовских авторов:

А.П. Оленича-Гнетенко, Г.С. Колесникова,

В.А. Закруткина, Г.А. Гасенко.

Развивающие:

развивать умение участвовать в дискуссии на морально-этическую тему (на литературном материале).

Воспитательные:

пробудить интерес к личности писателя;

формировать убеждение в ценности кровных уз, взаимопомощи.

Аудирование, вырази тельное комментиро ванное чтение, монологическое выска зывание, устное рисование, беседа по вопросам.

Дискуссия (осмысление

причин и следствия кофликта).

Сказка-быль.

Живопись: иллюстра

ции Г.Ни кольского,

В.Ковален

ко,

И.Бруни, Е.Рачева,.

Портрет М.М. Пришвина.

Издания «Кладовой солнца» с иллюстраци

ями.


Рассказ о писателе, выразитель

ное чтение, характерис

тика героев.

Перечитать эпизоды (участие природы в судьбе героев).Выборочный пересказ.



22

Особенности композиции и смысл названия сказки-были

М.М. Пришвина «Кладовая солнца».


.

Образовательные:

рассмотреть особенности композиции сказки-были, выявить смысл названия (почему Пришвин отказался от первоначального названия «Друг человека»?).

Подготовить к сочинению «Человек и природа в сказке- были «Кладовая солнца»: основная мысль, отбор необхо димого материала для сочинения, составление плана.

Развивающие:

развивать умение комментировать прочитанное, пересказывать эпизоды, аргументированно отвечать на вопросы.

Воспитательные:

воспитывать убеждение в необходимости помнить о нравственных ценностях даже в трудных ситуациях.

Аналитическое чтение филисофских рассуж дений о «правде жизни» (в главе о Травке), беседа с комментиро ванием прочитанного.

Монологические высказывания.

Круг чтение:


Живопись: иллюстра

ции.

Рисунки-иллюстрации учеников.


Пересказ эпизодов, выразитель

ное чтение, рассужде

ние, составле

ние плана.

Стр. 75-82 — подготовить выразительное чтение стихов, ответить на вопросы.



23

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Слово о поэтах-фронтовиках.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи ны..» ,

Д.С. Самойлов «Сороковые».

Образовательные:

рассказать об отражении в литературе Великой Отечест венной войны, значении поэзии в ее годы;

показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями поэтов, их мыслями о Родине и о войне (чувство скорбной памяти о павших, любви к Родине, ответственности за нее).

Обучать выразительному чтению, рассуждению-размышлению, анализу поэтического текста.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения и анализа стихотворений.

Воспитательные:помочь детям понять, что Великая Отечественная война — одно из главных событий XX века — имеет отношение к их жизни;

пробудить чувство ответственности за мир на Земле, воспитывать уважения к подвигу солдат, трудным солдатским будням.


Аудирование: рассказ учителя, сообщения учеников.

Выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.

Рассуждение-размыш-ление на морально-этическую и литератур-ную тему.

Рассказ об истории семей учеников, о том, как воевали их прадеды, какие стихи и песни помогали им выдержать тяготы войны.




Музыка (пес ни о войне), живопись, скульптура, фотография


Записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; иллюстрации на тему войны.


Рассказ о поэте; выра зительное чтение поэ тического текста, рассужде-ние-размыш ление.


стр.93-97 -выразитель ное чтение наизусть стихотворе

ния (по выбору). Прочитать рассказ В.П. Астафьева

«Конь с розо вой гривой».


24

Вн/чт


А.А. Лиханов.


«Последние холода».

Дети и война.

Образовательные:

познакомить кратко с личностью писателя, обсудить рассказ «Последние холода».

Обучать выразительному чтению художественного текста, рассказу о герое произведения, выборочному пересказу, выявлению темы, основной идеи произведения.

Развивающие:

развивать умение обсуждать самостоятельно

прочитанное произведение, делиться впечатлениями.

Воспитательные:

пробудить интерес к творчеству А.А. Лиханова;

вызвать сочувственное отношение к детям, перенесшим тяготы и ужасы войны.

Рассказ о писателе.

Выразительное аналити- ческое чтение, ответы на вопросы о нравствен ном содержании, об

авторском отношении к героям.

Устные монологические высказывания: рассказ о герое.


Тема, идея, герой произ ведения.


Иллюстрации картин художников на тему Великой Отечествен

ной войны.

Рассказ о писателе,

выразитель ное чтение и пересказ выбранных эпизодов

произведения.

Прочитать: В.Астафьев»Конь с розовой гривой».



25

В.П.Астафьев.

Слово о писателе.

«Конь с розовой гривой».

Автобиографичес

кий характер

рассказа. Юмор в рассказе.

Особенности использования народной речи в художественном произведении.


Образовательные:

познакомить с чертами личности писателя; показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции, выявить сюжет, роль детали, своеобразие языка.

Рассмотреть картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы, самобытность героев рассказа.

Выявить нравственные проблемы рассказа.

Развивающие:

развивать умение комментировать прочитанное, аргументированно отвечать на вопросы.

Воспитательные:

вызвать у учеников отклик на нравственные

проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга.

Выразительное чтение. Развернутые ответы на вопросы (на восприятие) Умение участвовать в дискуссии.

Лексическая работа. Рассказ о герое произведения.


Компози

ция, сюжет, идея.

Роль дета ли.

Характеристика литера турного героя.


Живопись (иллюстра

ции

Л.М.Чернышева)

Портрет В.П. Астафьева, сборники его рассказов.

Монологическое выска зывание на литератур

ную тему,

выборочное выразительное чтение и пересказ отрывков.

1.Выборочный пересказ эпизодов. 2.Составить по тексту словарик диалектных слов.

3.Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.


Произведения о Великой Отечественной войне (4 ч,)


26

В.Г.Распутин.


Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

Образовательные:

познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; историей создания повести.

Показать, как отражаются в повести трудности военного времени; прояснить мотивы поведения героя рассказа.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, умение пересказа художественного текста.

Воспитательные:

воспитывать интерес к творчеству В.Г. Распутина.

Умение создавать устное монологическое высказывание (биография писателя). Выразительное аналитическое чтение, беседа по вопросам.

Рассказ о герое

Сюжет, композиция, автобиогра-фический характер произведе-ния.

Пейзаж. Портрет. Интерьер.

Кинемато-графия, живопись (иллюстрации А.Шпирко)

Портрет В.Г Распутина.

Иллюстрации

к рассказу.

Краткое сообщение о писателе. Выразительное чтение, пересказ эпизодов.



Пересказ эпизода, ответы на вопросы учебника.

Характеристика героя.



27

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Образовательные:

Попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

Охарактеризовать героев (жажда знаний у юного героя рассказа, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства;

душевная щедрость учительницы, ее роль в судьбе мальчика).

Развивающие:

развивать умение характеризовать героев произведения

аргументированно отвечать на вопросы.

Воспитательные:

формировать убеждение: истинное добро бескорыстно.

Аналитическое чтение эпизодов.

Развернутый ответ на вопрос.

Характеристика литературого героя. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ.


Характеристика литера турного

героя.

Роль дета ли в харак

теристике.

Смысл названия.

Живопись и графика (иллюстра

ции В.Галь

диева, Ю.Тризны)


Выразительное аналити ческое чтение.

Участие в дискуссии.

Характеристики героя произведе-ния по плану.


Ответы на вопросы.

План харак теристики героя расказа.


28


В.М. Шукшин.


Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики».

Особенности героев Шукшина.

Образовательные:

познакомить учеников с личностью писателя, с особенностью шукшинской прозы;

помочь понять, почему герои его рассказов – «странные»

люди; увидеть смешное и грустное в рассказе.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения по ролям, умение пересказа художественного текста.

Воспитательные:

пробудить интерес к творчеству В.М. Шукшина, к миру его героев, заинтересовать фильмами, снятыми по его произведениям.


Выразительное чтение по ролям с передачей голосом и интонацией характера и чувства героев рассказа.

Беседа по вопросам,

пересказ эпизодов.


Юмор.

Живопись:

иллюстра

ции

И Пчелко.

Портрет В.М

Шукшина.

Иллюстрации

к рассказу.

Чтение по ролям, пересказ эпизода.

стр.165-166, прочитать рассказ Ф. Искандера, ответы на вопросы, цитатный план рассказа о

герое.


29

Рр Сочинение-рассуждене по прочитанным произведения.

Образовательные:

Обучать написанию сочинения-рассуждения на литературную тему.

Развивающие:

развивать навык анализа литературного произведения.

Воспитательные:

пробудить интерес к литературе о ВОВ

Характеристика литературного героя, анализ текста

Сюжет, композиция, план




Выразительное чтение стих. 0 природе.



Родная природа в русской и национальной поэзии XX века. ( 3ч.)








30



А.А. Блок.

Слово о поэте. Поэтизация родной природы. С.А. Есенин. Слово о поэте.

Чувство любви к родной природе и Родине в лирике С.А. Есенина.

Образовательные:

проследить традиции поэзии Х1Х века в поэзии века ХХ (чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в лирике поэтов XX века: А.Блока, С.Есенина):

поэтизация родной природы, средства создания поэтических образов в лирике А.А. Блока: «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»;

чувство любви к родной природе и Родине, способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина: «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, умение анализировать стихи.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родной природе, культуру выражения чувств.


Выразительное чтение стихотворений, обнару живающее эмоциональ ную и интеллектуальную отзывчивость, анализ стихотворений. Групповая работа: выразительное чтение, иллюстрирование; определение художест-венных приёмов, размера, рифмы и т. д.

Беседа по вопросам.

Монологические высказывания.

Пейзаж. Стихотвор ная речь.

Ритм, рифма, интонация.

Развитие понятия о лирике.

Живопись:пейзажи русских художни-ков; музыка: П.И.Чай-ковский, «Времена года.»

Портреты А.А. Блока, С.А. Есенина, реп родукции кар тин русских пейзажистов; рисунки-иллю страции учени ков.

Школьная фоно/хрест. П.И.Чайковс

кий

«Времена

года».

Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэтичес-кого текста, ответы на вопросы.

Монологи

ческие высказыва

ния – рассказ о поэте.

Выразитель ное чтение наизусть и анализ одного из стихотворе

ний,

ответы на вопросы (стр.186-190).



31

А.А. Ахматова. Слово о поэте.

Поэтизация родной природы.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

К/р

Подготовка к дома шнему сочинению по анализу лирики.

Образовательные:

показать поэтизацию родной природы в лирике А.А. Ахматовой («Перед весной бывают дни такие…»).

Проследить за отражением темы Родины в поэзии Н.Рубцова, темы человека и природы в его «тихой» лирике («Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Выявить связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении, настроением лирического героя.

Развивающие:

развивать умение выразительного чтения, анализа поэ тического текста, навык устного словесного рисования.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родной природе, культуру выражения чувств.

Аудирование.

Выразительное чтение стихотворений, обнаруживающее

эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость,

анализ стихотворений.

Беседа по вопросам.

Монологические выска зывания: рассуждение-размышление и доказательства.

Ритмика и мелодика стиха. Философичность лирики.

Тропы.



Живопись,

музыка.

Портреты поэтов.

Сборники стихов.

Сочинение.

Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэ

тического текста, отве ты на вопро сы. Моноло

гические высказыва

ния: рассказ о поэте

Домашнее сочинениепо анализу лирики.


Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэ

тического текста





32


Г. Тукай.

Слово о поэте.

Великая роль книги в жизни человека.

К. Кулиев.

Слово о поэте.

Тема Родины и народа.


Образовательные:

показать воплощение любви к малой родине, верности обычаям, своей семье, традициям народа в лирике Г. Тукая («Родная деревня», «Книга»), его отношение к роли книги в жизни человека (книга –»отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Выявить тему Родины и народа в лирике К. Кулиева

(«Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малым мой народ»).

Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации

Развивающие: развивать умение выразительного чтения, анализа поэтического текста

Воспитательные:

воспитывать понимание: народ, нация бессмертны до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.

Аудирование.

Выразительное чтение стихотворений, обнаруживающее

эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость,

анализ стихотворений.

Беседа по вопросам.

Монологические выска зывания.

Общечело-

веческое и Националь

ное в литературе разных народов.


Портреты поэтов.

Выразитель ное чтение наизусть и анализ сти хотворения.

Ответы на вопросы.

Монологи

ческие выс казывания – рассказ о поэте

Сочинение.

Выразитель ное чтение наизусть и анализ поэ

тического текста.


стр.202-214 прочитать, ответы на вопросы, пересказ одного из мифов.




Из зарубежной литературы ( 2 ч. ).









33



Внчт. Мифы Древней Греции.

Подвиги Геракла:

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. Гомер



Образовательные:

дать представление о мифе, его отличие от сказки.

Познакомить учеников с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии;

дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия, показать, как отражены в мифах представления древних о мироуст- ройстве, о добре и зле; показать, как складывается образ положительного героя.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, пересказа художественного текста.

Воспитательные:

пробудить интерес к мифологии, питающей творчество поэтов и художников многих народов мира.

Аудирование; выразительное чтение; монологическое высказывание на литературную тему, выборочный пересказ, устное словесное рисование.

Лексическая работа:

образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Миф. Отли

чие мифа от сказки. Легенда. Идейно-нравственное содержание произведе

ния.

Характеристика героев.

Живопись: репродукции картин на мифологиче ские темы: К. Брюллов, «Встреча Аполлона и Дианы»; «Сатурн и Нептун на Олимпе»;

М. Врубель, «Пан» и др.



Рисунки уч-ся Сборники ми фов (Н.Кун «Легенды и мифы Др.Гре ции», В.Смир нова «Герои Эллады», Зе- линский «Ска зочная древно стьЭллады»,

«Троянская

война и ее герои».

Аналитичес-кое чтение, ответы на вопросы,

выборочный пересказ, устное описание картины.

Составить план мифа о XII подви ге Геракла, разбив на микротемы. Прочитать отрывокиз «Одиссеи» и «Илиады»



34

А. де Сент-Экзюпери.

Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

Понятие о притче.

Образовательные:

познакомить учеников с личностью А.Сент-Экзюпери; дать краткий обзор его творчества.

Обсудить вопросы:

маленький принц, его друзья и враги; мечта о естествен ных отношениях между людьми, вечные истины в сказке.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения, пересказа, умение обсуждать прочитанное произведение.

Воспитательные:

пробудить интерес к творчеству писателя, воспитывать понимание, что в своем творчестве Экзюпери утвержда ет всечеловеческие истины, морально-нравственные ценности.

Аудирование, выразительное чтение художественного текста, беседа по вопросам, рассказ о герое, выборочный пересказ.


Притча.

Живопись.

Портрет Экзюпери.


Иллюстрации к произве дению.

Монологические выска

зывания — сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Подготовка к итоговому тесту.


35

Обобщающее занятие. Итоговая проверочная работа. Тест.

Образовательные:

подвести итоги года, познакомить с тематическими группами произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, любовь к чтению.

Аудирование, беседа. Ознакомление с аннота циями произведений,

запись задания для летнего чтения.





тест Письм/ответ «Что измени ло во мне изучение литературы в 6 классе?»



Свежие документы:  Тест по информатике на 1 полугодие 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: