Автор материала: Осипова Светлана Михайловна
МБОУ Сюмсинская СОШ с. Сюмси
учитель химии
Урок химии в 9 классе.
Тема урока: «Фосфор»
Цель урока: сформировать систему знаний учащихся о строении, свойствах и применении фосфора.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора.
Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения.
Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Совершенствовать умения составлять окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Развивающие:
Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе решения задач проблемного содержания.
Воспитательные:
Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
фронтальная;
работа в группах.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:
создание проблемной ситуации;
словесные (эвристическая беседа),
наглядные (видеофрагмент)
частично-поисковый;
кодирование информации
Оборудование:
Учебник: Габриелян О. С. Химия. 9 класс. Компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Видеодемонстрации», Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, фильм о фосфоре, раздаточный материал (текст «Аллотропные модификации фосфора»).
Ход урока
Встреча с проблемой
1. Актуализация опыта
В начале урока учитель спрашивает у детей, нравится ли им читать или смотреть детективы. Ребята делятся своим опытом.
— Какие вы читали детективы?
2. Создание проблемной ситуации
— Я предлагаю вам прослушать отрывок из известного произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей».
“…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.
— В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть – противоречит друг другу. Учащиеся осознают неполноту своих знаний, чтобы ответить на данный вопрос.
3. Осознание и формулирование проблемы
По просьбе учителя ученики формулируют цель урока.
Построение знаний
Выбор методов исследования
Учитель предлагает обсудить и записать планирование деятельности, выбрать методы решения проблемы и источники информации.
2. Сбор информации
Фосфор как элемент
Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химического элемента фосфора и строение его атома (индивидуальная самостоятельная работа с ПСХЭ по характеристике элемента ).
Работая с ПСХЭ ,учащиеся характеризуют фосфор и приходят к выводу: Р- неметалл 5 группы и 3 периода, имеющий 5 валентных электронов на внешнем энергетическом уровне, заряд ядра +15, имеет 3 энергетических уровня. Ему соответствует высший оксид кислотного характера Р2О5 и летучее водородное соединение фосфин РН3. Высшая и низшая степени окисления +5 и -3 соответственно, следовательно, фосфор проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства. Самая устойчивая степень окисления в соединениях +5.
Физические свойства фосфора
— Химический элемент фосфор образует две аллотропные модификации: белый фосфор и красный фосфор.
Учитель предлагает составить сводную таблицу «Аллотропные модификации фосфора». Учащимся предлагается выделить линии сравнения. Дальнейшая работа идет с текстом (приложение № 2) , ученики индивидуально заполняют таблицу. Коллективно обсуждается таблица, в ходе слушания выясняется, что часть информации не соответствует выделенным линиям сравнения, список корректируется.
Аллотропные модификации фосфора
Белый фосфор | Красный фосфор | |
Кристаллическая решетка |
|
|
Цвет |
|
|
Запах |
|
|
Растворимость в воде |
|
|
Растворимость в сероуглероде |
|
|
Химическая активность |
|
|
Свечение |
|
|
Действие на организм |
|
|
Учитель демонстрирует опыт, иллюстрирующий переход красного фосфора в белый (видеофрагмент).
Химические свойства фосфора
— Химические свойства красного и белого фосфора близки, но белый фосфор более химически активен. Так, оба они, как и положено неметаллам, взаимодействуют с металлами, образуя фосфиды.
Например, взаимодействие белого фосфора с кальцием. (видеофрагмент)
Задание: Запишите уравнение реакции, составьте уравнение электронного баланса.
— Фосфор взаимодействует и с неметаллами.
Например: Взаимодействие белого фосфора и кислорода (видеофрагмент).
Задание: Запишите уравнение реакции, составьте уравнение электронного баланса.
Взаимодействие фосфора с хлором (видеофрагмент)
Задание: Запишите уравнение реакции, составьте уравнение электронного баланса.
Трое учащихся записывают уравнения на доске, остальные проверяют у себя в тетрадях.
— Фосфор способен всупать в реакции и со сложными веществами (хлоратом калия)
6P + 5KClO3 → 5KCl + 3P2O5
— Эту химическую реакцию вы воспроизводите всякий раз, когда зажигайте спичку.
Учащиеся делают вывод: на основе строения атома мы выяснили, что простое вещество – фосфор- довольно активный неметалл способен проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
Нахождение фосфора в природе и его применение
Учитель предлагает в группах составить схемы «Нахождение фосфора в природе» и «Применение фосфора» на листах формата А4, после просмотра отрывка из фильма «Фосфор» и используя текст 28 параграфа учебника.
Каждая группа вывешивает свои листочки, комментарии к ним выслушивают у 2 групп, остальные группы дополняют.
3.Формулирование решения исходной задачи
— Ребята, давайте вернемся к произведению писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей». Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблеме, поставленной в начале урока: прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении? Обсудите в группах.
Ученики находят ошибку и дают объяснение.
Ошибка в тексте
Белый фосфор действительно светится в темноте, что объясняется окислением его паров кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор на воздухе самовоспламеняется. Белый фосфор — сильнодействующий яд (0,1 г — смертельная доза). Из его свойств следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» не только собаку снаружи, но и ее пасть, то она быстро погибла бы от отравления, а ее труп превратился в костер.
Рефлексия
— Удалось ли нам решить проблему? Все ли мы выполнили, что было запланировано в начале урока?
— Сегодняшний урок я назвала «Фосфор», а какое бы вы дали название этому уроку?
Ученики предлагают свои названия урока, предварительно обсудив в группе.
— Благодарю за сотрудничество. Надеюсь, полученные знания пригодятся вам в жизни.
Приложение № 1
Отрывок из произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей».
“…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.
— В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
Приложение № 2
Аллотропные модификации фосфора
Белый фосфор.
Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решетку, состоящую из молекул Р4. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется, поэтому его хранят под водой. Температура воспламенения 40 С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит (0,1 г. -смертельная доза). Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления. Белый фосфор воскообразное вещество, бесцветный с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах.
Красный фосфор.
Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде, На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. Красный фосфор имеет атомную кристаллическую решетку.