Программа спецкурса по детской зарубежной литературе «Мир ребенка в литературе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№ 1г. Сургута Ханты-Мансийского округа — Югры












Спецкурс по зарубежной литературе
«Мир ребенка в литературе»



















Составитель:

учитель русского языка и литературы
Саражакова Г.Г.








Сургут, 2008 г.

Литературе так же важны талантливые
читатели, как и талантливые писатели. Именно
на них, на
этих талантливых, нужных,
обладающих творческим воображением
читателей, и рассчитывает автор,
когда напрягает все свои душевные силы
в поисках верного образа, …. верного слова.
Художник автор берёт на себя только часть работы.

Остальное должен дополнить своим, воображением
художник — читатель.

С. Я. Маршак.










Пояснительная записка

Данная программа составлена для классов с углубленным изучением русской литературы и классов гуманитарного профиля.
Технология спецкурса рассчитана на учащихся 11-13 лет, так как этому способствуют следующие психофизические факторы:
1. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Он стремится быть и считать себя взрослым.
2. Неустойчивость подростка находит выражение в повышенной активности, эмоционально. Именно в возбудимости подростка, в их способности сконцентрировать все свои внутренние силы заключается огромные возможности для творчества.
3. Появляется устойчивый интерес к искусству, в первую очередь к кино и литературе. Тяга к искусству во многом обусловлена стремлением растущего ребенка расширить свои знания о жизни.
4. Важнейший психологический процесс этого возраста — становление самознания и устойчивого образа Я».
5. Характерным является тяга к обобщениям, поиск общих принципов законов, стоящих за частным фактором.
Художественное произведение даст возможность разобраться в своем внутреннем мире, в самом себе.
Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего. А критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.
В основу спецкурса положено изучение произведения эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя, что позволит ученику воспринимать произведение творчески, личностно. Схематично такой подход можно сформулировать так:


Художественное произведение Писатель

Ученик Эпоха создания
Осмысливание, оценивание

Понимание позиции автора

Понимание самого себя как личности


Поиск своей точки зрения. Постижение художественного произведения как эстетического и нравственного явления, созданного писателем, через эпоху создания к нашим дням.
Спецкурс рассчитан на учащихся 5-6 и 7 классов. Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.
Цели спецкурса:
1. Научить учащихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках;
2. Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь.
Задачи спецкурса:
1. Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность;
2.Научить выявлять основную проблематику произведения;
3. Научить определить роль элементов сюжета, композиции, типическое значение характеров;
4.Научить умению создавать самостоятельно текст;
творчески сопоставлять произведения.

Одной из важнейших задач спецкурса является то, чтобы помочь ребенку ответить на вопрос: Кто я? Что я? Какой я в этом мире?», то есть помочь ему развиваться духовно, и как личности. Исходя из этого, мы определили следующие воспитательные задачи.

Воспитательные задачи:

1. Создать для каждого учащегося эстетическую развивающую среду с общей тематикой «Мир ребенка в литературе».
2. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их интерес к самому себе как субъектом культуры.
З. Организовать коллективную творческую деятельность детей на основе договора и взаимной поддержки.
4. Стимулировать субъекты осмысления каждым ребенком мира литературы как искусства и своей сопричастности с ним.
5. Воспитывать культуру чтения и выбора произведений, имеющих эстетическую ценность в контексте мировой литературы.
Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход.
В программе определен круг произведений для изучения. В графе «Теория литературы» содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса или же вводятся ранее, чем это предусмотрено программой по родной литературе.
Большое внимание в программе спецкурса уделяется творческой деятельности учащихся. Учитель вправе менять формулировки тем, поскольку главное — это не конкретная тема, а характер деятельности ученика, формируемые в ней умения. Учитель не должен предлагать детям все задания из графы «Творческие работы». Это лишь те варианты, среди которых он может выбрать задания, наиболее соответствующие уровню развития класса, интересам учащихся.
В конце учебного года учитель может проводить срезовые работы, выявляющие уровень литературного развития учеников, их знание в области зарубежной художественной литературы.
Завершающим занятием в заключении каждого года мы предлагаем проводить читательскую конференцию «Мир ребенка в литературе». Заключительные уроки ставят своей целью связать прочитанное и обсуждавшееся в течении года с личным опытом учащихся, стимулировать их собственное литературное творчество.
Основной проблемой курса 5-6 класса является проблема познания ребенком мира и самого себя. Поскольку пяти-шестикласснику в искусстве ближе всего сказка, предлагаемый курс посвящен изучению сказок, это будут прозаические и драматургический тексты. Избранные нами произведения интересны по сюжету, построены в таком порядке, чтобы вести ученика от простых оценок людей и поступков к пониманию их причин. Сказки о путешествиях помогают решить центральную проблему. При анализе этих сказок нас интересовали мотивы, заставляющие героев отправиться в путь; то, как открывается героям мир; и то, как в процессе странствий изменяются или раскрываются они сами. В процессе работы учащиеся узнают, что такое интерпретация текста художником, актером, чтецом режиссером, и сами пробуют себя в этих ролях.
Выбор произведения зачастую определялся необходимостью представить произведения, с разных сторон открывающих центральную проблему познание мира и самого себя.
В центре внимания курса класса находится проблема взаимоотношения взрослых и детей.
Произведения, предлагаемые курсом, повествуют о мире детства, об особенностях детского взгляда на жизнь, о сложном отношении между детьми и взрослыми, о детской и взрослой жестокости; о возможности достижения взаимопонимания между людьми разных возрастов, о сложном пути взросления ребенка.
Эти темы звучат в произведениях Р.Бредбери, Я.Корчака, Чарльза Диккенса, М.Твена, Дж. Олдриджа. В программу включены произведения, повествующие о неспособности. а иногда и нежелании взрослых понять ребенка, но не только взрослые не понимают ребенка, но и дети не всегда понимают взрослых (например, а повести Я.Корчака «Когда я стану маленьким» и в романе о короле Матиуше, пожелавшем дать детям свободу). Романы М.Твена знакомы многим поколениям детей и взрослых. Тайна их воздействия незабываема. Они привлекают энергией, жизнерадостностью, интересом к жизни главного героя: умением превращать обыденное в интересное и увлекательное, делать будни праздником и удивительным приключением.
Система работы по развитию речи направлена на формирование умений написать эссе, сочинение, рассказ по проблеме (детство, взрослые и дети). Накопление умений происходит при последовательном выполнении творческих работ, таких, как сочинение эссе по проблемам, волнующим ребенка, сочинения — рассуждения на тему о детской жестокости, о счастливой семье, сочинения миниатюры и т.д.
Система знания уступает место системе образов, совокупности которых позволяет разбудить эмоциональную сферу и получить более целостное представление о мире, так как именно образ несет в себе полноту и целостность бытия, именно в нем заключен и отражен мир. Поиск путей жизни начинается с установления мира в душе. А это невозможно сделать, если не научиться видеть взаимосвязь, преемственность культур и неразрывность цепи времен.
Душевная отзывчивость, чуткости к переживаниям других, в какие бы далекие времена они не жили, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве — все это входит в задачи спецкурса. Но главная его цель показать взлеты и падения человеческого духа, помочь открыть в самом себе и других «сокровенного человека».

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "ДжанниРодари «Солнце и туча»"


Условная схема наблюдаемого
творческого процесса
личности ребенка.



ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


ВОСПРИЯТИЕ

АНАЛИЗ

СОСТАВЛЕНИЕ НЕСКОЛКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ПОИСК ЛИЧНОГО СМЫС ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА ОСНОВЕ
ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ЖЕЛАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗНАНИЙ






Календарно — тематическое планирование

к спецкурсу по зарубежной литературе











«Мир ребенка в литературе».







Класс: 5, 6

Количество часов: 32 (1 час в неделю)













Составитель: Саражакова Г. Г.









п/п

Тема урока

Кол- во часов

дата

Теория

литературы

Творческие

работы

Связь с курсом литературы

1

Античность – пролог мировой литературы. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о происхождении мира и богов, мифы о героях.

2


Понятие о мифе, цикле, структуре, функций мифов.

Сочинение миниатюра.

Выразительное чтение. Устное словесное рисование.

2

Фольклорная сказка.

Сказки народов мира.

Детский фольклор.

2


Понятие о сказочном герое, фольклорной сказке, пословице.

Стилизация под народную сказку (сюжет выбирается самостоятельно). Сочинение — миниатюра «Моя любимая сказка»,

Героический эпос народов мира. Словесное рисование. Инсценирование.

3

Литературная сказка

В.Гауф «Карлик-Нос».

Борьба героя за своё место

в жизни. Утверждение силы человеческого духа.

2


Понятие о литературной сказке. Сюжет, композиция. Автор- повествователь. Роль фантастики в сказке.

Словесное рисование портрета. Создание собственной сказки и иллюстрации к ней.

Понятие о фольклорной и литературной сказке.

4

В. Гауф «Эльфы». Мотив двоемирия. Использование фантастики для раскрытия мира человеческой души.

2


Понятие о стиле. Роль фантастики.

Театрализованное представление эпизодов. Создание собственной сказки. Иллюстрирование.


5

Оскар Уайльд «Мальчик-

звезда». Тема любви, дружбы, взаимоуважения.

Система человеческих ценностей.

2


Прием противопоставления, сюжет, композиция.

Сочинение-миниатюра «Что такое доброе сердце?» Создание Сценариев, театрализованное представление эпизодов из сказки.

Выразительное чтение. Словесное рисование

героев.

6

Льюис Кэррол «Приключение Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Мотив двоемирия. Философское звучание сказки.

4


Понятие о комическом, метафоре, как средстве создания комического.

Словесное рисование. Написание сказки «Моё необычное приключение». Игра «Угадай героя».

Тропы. Роль фантастики, каламбур.

7

Эрнест Теодор Амодей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Мир ребенка в сказке. Тема ответственности за данное слово. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера. Тема выбора.

2


Композиция.

Понятие идеальном мире.

Сочинение «Мой необычный мир», «Необычное в обычном». Попытка создать театр кукол. Создание спектакля по мотивам сказки.

Рисование словесных портретов героев в определенной ситуации. Сопоставительный анализ сказки «Щелкунчик и

Мышиный король» и сказки А. Погорельского «Черная курица».

8

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Тема детства. Ответственности человека. Взрослый мир глазами ребенка. «Ты в ответе за тех, кого приручил»

4


Речевая характеристика героя.

Понятие о литературном переводе.

Понятие о притче. Понятие об афоризмах.

Иллюстрирование сказки. Сочинение «Что значит быть человеком?» Словесное рисование героя в разных ситуациях. Инсценирование.

Своеобразие языка писателя. Пейзаж в художественном произведении.

9

Морис Метерлинк «Синяя птица», Тема дома, семьи. Проблема поиска счастья. Дом, семья, как основа и исток человеческого счастья.

Проблема бережного отношения к прошлому как истоку будущего.

2


Понятие о драматической сказке, Понятие о ремарке, реплике, монологе, символе.

Чтение по ролям. Создание

отзыва, рисованного фильма. Театрализованное представление эпизодов. Сочинение о путешествии.

Шварц «Тень». Понятие о ремарке, монологе.

10

Сельма Лагерлеф «Удивительное приключение Нильса Хольгерссона по Швеции» («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

2


Пейзаж в литературном произведении. Сказка и легенда.

Словесное рисование героя в разных ситуациях. Иллюстрирование эпизодов. Выразительное чтение эпизодов.

Пейзаж в художественном произведении.

Рисование словесных портретов героя в

определённой ситуации.

11

Астрид Лингрен «Пеппи — Длинный Чулок», «Расмус- бродяга». Соотношение вымысла и реальности. Тема дружбы. Смелость и предприимчивость
подростков

4


Понятие о соотношении вымысла и реальности.
Литературный герой. Понятие об экранизации. Понятие об иронии.

Пересказ.
Пересказ эпизода от имени героини.
Инсценирование эпизодов (фрагментов). Сочинение — миниатюра по афоризму.


Понятие об эпизоде.
Система образов
персонажей.


12

Читательская конференция
«Мир ребенка в литературе».

2





Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Растровая и векторная графика»




Календарно — тематическое планирование

к спецкурсу по зарубежной литературе

«Мир ребенка в литературе»

Класс: 7

Количество часов: 30, (1 час в неделю). Составитель: Саражакова Г. Г.

п/п

Тема или литературное произведение

Кол- во часов

дата

Теория

литературы

Творческие

работы


Примечания

1

Введение: «Я хочу рассказать».

(«Моё любимое произведение»).

2





2

Жюль Верн.

«Пятнадцатилетний капитан».

Тема ответственности человека,

взаимовыручки, совести и человеческого достоинства. Психология мальчика как основа организации сюжета.

4


Система образов

персонажей, конфликт,

психология героя.

Автор и герой.

Авторская речь,

внутренний монолог.

Словесное

рисование героев.

Киносценарии,

инсценирование.


3

Джеймс Олдридж.

Повесть «Последний дюйм».

Тема ответственности, способности

выстоять. Проблема взаимоотношения родителей и детей. Сила личного.

3


Герои и прототипы.

Авторская позиция.

Повесть. Тема.

Проблема. Идея.

Эссе, сочинение миниатюра.


4

Джеймс Олдридж. «Отец и сын».

(из повести «Последний дюйм»).

Тема ответственности за судьбу близкого человека. Тема любви к жизни.

2


Композиция. Сюжет,

тема, проблематика.

Написание

рассказа о детстве.

Иллюстрирование.


5

Чарльз Диккенс. «Приключение
Оливера Твиста», Проблема
справедливости и несправедливости в отношениях между людьми. Тема детства.

4


Понятие о романе.
Понятие об эпизоде.
Портретная
характеристика героев.
Система образов
персонажей.

Попытка анализа
эпизода. Устное
словесное
рисование.


6

Рэй Брэдбери. «Всё лето в один
день». Тема воспитания любви и
взаимопонимания. Проблема
взаимоотношения детей,
бережного отношения друг к
другу.

3


Понятие о конфликте.
Система Образов
персонажей.

Инсценирование
эпизодов.
Сочинение миниатюра.


7

Марк Твен. «Принц и нищий».
Смелость и предприимчивость — основа успеха. Тема дружбы и
взаимовыручки.

4


Понятие о конфликте.
Проблематика. Сюжет.
Фабула. Отзыв.

Сочинение миниатюра. «Уроки, которые
дают нам жизнь».
Попытка создания
рецензии.


8

Марк Твен. «Приключение
Гекльберри Финна», «Приключение Тома Сойера».
Интерес к жизни, умение
превращать обыденное в
увлекательное. Тема добра и
справедливости.

4


Романтика и
реальность в романе.
Мечта и реальность.
Отличие повести от
романа. Герои и
прототипы. Рассказ от
первого лица.

Киносценарий.
Инсценирование.
Отзыв.


9

Януш Корчак. «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый», «Король Король Матиуш на необитаемом острове»

4


Система образов

персонажей в

литературном

произведении.

Эссе по одной из записей

дневника Матиуша.


10

Читательская конференция «Тема детства в произведениях зарубежных авторов».

2



Написание рассказа о детстве. Презентация своих книжек


11

Развитие речи

«Пишем рассказ о детстве».
























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: