Конспект урока для 3 класса «Почва, её состав и свойства»




Вводная часть

Ф.И.О. преподавателя : Сулейманова Зинфира Ахатовна.
Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 «В»

Наименование учебно-методического комплекта (УМК):Гармония

Тема урока: Почва, её состав и свойства.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков :11 урок в разделе: «Тела и вещества, их свойства.»


Цель:

Обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о составе почвы

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Образовательная: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.


УУД:

Предметные УУД:

 Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 

Ученик научится: различать понятия почва, перегной, чернозём;

Ученик научится: осознавать границы собственных знаний Ученик научится: осознавать речь как способ общения людей

Ученик научится :понимать информацию

Экологическая культура


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Предметные результаты в области ИКТ:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Различать понятия почва, перегной, чернозём

Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Положительное отношение к процессу обучения


Основные понятия:

Почва,её состав,свойства

Межпредметные связи:

Литературное чтение Раздел «Картины родной природы». Русский язык Тема «Текст»

Ресурсы:

  •  основные

 дополнительные

карандаши, образцы почв, материал для опытов, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, электронный микроскоп тетрадь О.Т. Поглазовой (3 класс).



Основная часть

Структура и содержание проекта урока


Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

1. Организационный момент.





I2. Проверка домашнего задания.





3.Объявление темы и целей урока. Введение в тему.























































































4. Изучение нового материала.















































































































































































































































































































5.Физкультминутка.
























6. Актуализация знаний.













































7. Рефлексия.




















































Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место






Оценивать своё знание по изучаемой теме;




Ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением заданий

















































































Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради























































































































































































































































































































Применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов


























Осознание учащимися своей учебной деятельности .



Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.







Слушают.










Проверка проводится в виде теста.






Отгадывают загадки.









































Отвечают на вопрос.




































Определяют тему урока















Практическая работа.






(Состав почвы.)


Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.



Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.


Наблюдают.



















Наблюдают.



















Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы













Наблюдают.





































Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель — у доски








На оценочной шкале оценивают себя до начала работы с алгоритмом




Работа с электронным микроскопом Алгоритм работы:

1. Включить компьютер.

2. Подключить микроскоп к компьютеру.

3. На компьютере открыть ярлык UleadVideoStudio

4. Слева выбрать вкладку Capture

5. Открыть окно Cource: USB2.OCamer

6. Положить кожицу лука на предметный столик с зажимами.

7. Включить подсветку.

8. Настроить увеличение в 10 раз.

9.Сфотографировать, нажатьCaptureLmage (фотоаппарат)

10.Рассмотреть изображение на экране компьютера. Сделать вывод

11.Настроить увеличение в 100 раз.

12.Повторить пункт 8,9,10





















Отвечают на вопросы.


























Работа с учебником.









Делают вывод.



















Выполняют упражнения.

































Работа с учебником.

Рассказывает.
















1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

1. В чистом поле встретишь склон,

Точно знаешь – это… (холм).



3. Носит бабка

Снежную шапку.

Каменные бока

Закутаны в облака. (гора.)

2. Далеко, конца не видно,

Расстилается… (равнина).





4. Тает снег — и я расту,

Дождик льет — и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня… (овраг).



Отгадки появляются в кроссворде.

Как называются одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм — это формы поверхности земли

Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с. 87.

Сказала лопата:

Земля — чтобы рыть.Ботинки сказали:

Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:

Земля — чтобы жить.

А. Тетивкин

— О какой земле идёт речь? (о почве)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

Итак, тема нашего урока :Почва и её состав.



Что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.

Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

Опыт 1.

  • Что будете проверять в результате опыта?

  • Оборудование: стакан, вода, комок почвы.

Ход опыта

Положи в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

— Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2.

Вывод: в почве есть песок, глина.



Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и отражать выводы в своих тетрадях. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло). Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?



Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.

Ход опыта

Положим на сковородку немного почвы и нагреем её. Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Вывод: в почве есть вода.

.

— Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Ход опыта.

Продолжим прокаливать почву. Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Опыт 5.

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему..

Опыт 5.

Работать будете в парах.

Критерий оценивания: умение работать по алгоритму.





. Разрыхлите палочкой комочек почвы и рассмотрите её под микроскопом. Определите цвет почвы. Найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. Обсудите и запишите результаты своих наблюдений в тпо на с. 12- 13. Прочитайте свои вывод



Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы







































. Свойство почвы.

— С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

Посмотрите на иллюстр. учебнике

— Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

— Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

— А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?



— Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.



Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.



Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.



Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.



По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)



Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.

— Что изображено?

— Где расположен плодородный слой?

— Как вы догадались?

— Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

— В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?



— Давайте подведём итог.

— Что такое почва?

— Какая почва называется плодородной?

— Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)












Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Назначение и основные функции графического радактора Paint"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: