Модуль: «Основы светской этики»
Тема: «Золотое правило нравственности»
Цель: — создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;
Задачи:
личностные:
развивать этические чувства как результата морального поведения;
знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
метапредметные:
формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;
учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;
предметные:
знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.
способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Оборудование:
-мультимедийная установка;
-презентация;
-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор»);
-аудиозапись к стихотворению ;
-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;
-конверты с заданиями;
-иллюстрации;
-рассказ В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;
-Этические словари;
-наглядный материал (дерево Этики, плоды, шапки Мудрецов)
Содержание урока | Примечание | |
1.Организационный момент.
| -Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. -Посмотрите вокруг: у нас в классе стало светлее. Это от того что, когда вы улыбаетесь, у вас добрые и счастливые лица. -Мы с вами готовы к новым знаниям на уроке светской этики.
| Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло Слайд 1 Слайд 2 Анимация и аудиозапись песни из мультфильма «От улыбки станет всем светлей» |
2.Введение в тему урока через актуализацию знаний. (Опорные понятия)
| -Какое красивое деревце перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались? (Дерево Этики) -И плоды дерева Этики тоже волшебные — это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках. -Я предлагаю вам сорвать плод, назвав одно из нравственных правил. -Кто затрудняется, можно обратиться за помощью к Этическому словарику. Например: 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3. Люби и прощай людей. 4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям. — Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. -Но ответьте, почему остался еще один «плод»? (Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали). — Обратите внимание, чем отличается он от остальных? (по цвету, по размеру) — Как будет звучать тема урока? — Предположите, что значит «золотое» правило? | Слайд 3 Макет дерева, Раздаточный наглядный материал Слайд 4
Слайд 5
Золотое правило нравственности |
3. Целеполагание.
| — Что вы хотели бы узнать по теме урока? — 1.Как звучит «золотое правило нравственности»? — 2.Почему это правило называют «_______» «золотым»? — 3. Как надо применять его в жизни? Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить. | Слайд 6 ( Цели урока)
|
4. Исследовательская работа.
5
| — Работать будем по группам. Посоветуйтесь, кто от лица каждой команды будет отвечать на вопросы, тот и наденет шапки Мудрецов. Задание №1. 1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот» — Дайте оценку поведения Крошки Енота. — Отвечают Мудрецы каждой команды. (Крошка Енот корчил страшные рожи, грозил палкой, от чего сам пугался своего отражения в пруду. Плохой поступок порождает ответный плохой поступок. 2. Чем закончилась история? Посмотрим. (Стоило ему улыбнуться, как он увидел ответную улыбку). — Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение… — Сформулируем правило: (на экране) Задание №2 — Рассмотрим на примерах художественных произведений, как отражается это правило. -1.Откройте конверт №1 , прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев. — Оцените поведение героев. -Отвечают Мудрецы каждой команды. (не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом). — Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», следовал правилу: Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали? —В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями? (Она поняла на собственном опыте, и ей было приятно так поступать). – Чему или какому правилу научилась Инна, после того, как однажды осталась без конфет и печенья? — У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов, трудно решить, что делать, как поступить. Физминутка: — Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете. Смелость Честность Зависть Щедрость Милосердие Отзывчивость Злоба Грубость Доброта Терпимость Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков. Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий. Задание №3 2. Прочитайте и обсудите в группе тексты в конверте №2. Подчеркните в тексте отражение золотого правила нравственности. —Прочитаем тексты вслух. Текст №1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом». « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Текст №4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» —Прочитайте изречения мудрецов и философов на экране. -Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль) -Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является — учением одного из философов, -мудростью одного из народов мира, —общим для людей разных религий и культур. —Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур) Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. —Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации. Рассмотрим некоторые из них. Задание №4 — Откройте конверт №3 с иллюстрациями. Обсудите в группах ситуацию. Какая группа готова прокомментировать 1 иллюстрацию? (люди пришли на помощь, даже рискуя собственной жизнью, проявили милосердие, отзывчивость) —Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации. — Рассмотрим, подробнее иллюстрацию, где обижают девочку. — Вас когда – либо обижали? -Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком. -Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека. -Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза. -Хлопните в ладоши, кто не хочет такого отношения к себе. — Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя — не делай другим. — Откройте конверт №4 В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому — сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела – два. — Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы жить по этому правилу? | Шапка мудреца
Слайд 7
Видеофрагмент мультфильма
Слайд 8
Слайд №9 Поступай с людьми так….
Слайд №10 Слайд 11-12 Содержание рассказа Осеевой «Три товарища» «Сладость сердца»
Слайды 13 Мудрецы, философы
Слайд 14 Будда
Слайд15 Конфуций
Слайд 16 Иисус Христос
Слайд17 Гилель
Слайд 18
Слайд19 Золотое правило нравственности является: А) учением одного философа? Б)мудростью одного из народов мира? В) общее для людей разных религий и культур.
Слайд 20-21 (Иллюстрации)
Слайд 22 Алгоритм 1. 2. 3.
Слайд23 пословицы
|
Клип Донор | Клип Донор -Какой пример нам показал маленький донор с точки зрения золотого правила нравственности ( нужно проявлять к людям отзывчивость, милосердие, дорожить дружбой, пересилить страх) | Слайд25 видеоклип |
Чтение стихотворения уч-ся
| Чтение стихотворения Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, На свете живешь ты не зря! |
Стих. наизусть учеником
Слайд 26 Чтение с музыкальном сопровождением |
Итог Рефлексия.
| -Вот и подходит к концу наш урок. — Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы? На уроке Я -Узнал -Научился применять | Слайд27
(рефлексия)
|
Коллективно Исполнить 1-2 куплета песни
| В заключении я предлагаю вам послушать отрывок песни. — Песня «Спешите делать добрые дела» — Я держу в ладошках солнце, Я дарю его друзьям Улыбнитесь. Уходя – просто улыбнитесь. Лучик солнца и кусочек сердца — это вам. | Аудиозапись Слайд28
Слайд29 стихотворение |
Домашнее задание по выбору.
| -Прочитайте дома притчу «Крот и Пахарь» и ответьте на вопрос №2. Стр.124; По желанию: -Вспомни случаи из своей жизни, жизни друзей или родственников, когда действовало «золотое правило нравственности». | Слайд30 (Домашнее задание) |
Текст №2 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». |
Текст 3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». |
Текст №4 «Молодой еврейский юноша спросил мудреца Гилеля изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». |
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными. Как-то раз абсолютно случайно забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа. Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце. А ведь все могло быть по-другому, если бы, войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы.
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
– Что это у тебя хрустит, доченька?
– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
– А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
– Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна.
На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.
Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.
– А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.
– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.
Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.
После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.