Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальный отдел управления образования Артинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Артинская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа воспитательной работы
Навстречу друг другу
Сыропятова Светлана Владимировна
классный руководитель
учитель 1 квалификационной категории
2010-2014 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия классного руководителя и родителей, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
• опора на базовые потребности ребенка;
• развитие личности в процессе воспитания;
• совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
• профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
• педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в школе реализует педагогическую систему трех целей: воспитательную, обучающую и развивающую.
Основная цель программы — создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.
Основные задачи:
• повышение роли школы в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
• формирование компетенций здоровьесбережения у учащихся;
• формирование психолого-педагогической грамотности родителей;
• создание условий для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
• демонстрация положительного опыта воспитания детей в семье;
• активизация поиска новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Нормативно-правовая основа программы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Закон РФ «Об образовании».
4. Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
6. Нормативно-правовая база школы.
Срок реализации программы 4 года. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 7 до 10 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Навстречу друг другу”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка — мама, папа – ребенок).
Для выполнения задач программы “Навстречу друг другу” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:
1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:
-проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;
-для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;
-изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:
— создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей — важный исток качества знаний и развития ребенка;
3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:
— сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
-проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;
4. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает:
— подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
— выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
— определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они
предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
— непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.
Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Навстречу друг другу” должен проводиться мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями.
Критерии эффективности программы:
1. Качество успеваемости.
2. Межличностные взаимоотношения в классе.
3. Улучшение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок
4. Повышение уровня воспитанности обучающихся.
5. Удовлетворенность родителей совместной деятельностью со школой.
Успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители – не просто помощники педагога, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:
Учителю – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей.
Родителям – включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий.
Детям – дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.
Предполагаемые результаты программы:
• выстраивание системы взаимоотношений: “администрация — педагог – ребенок — родитель”;
• участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения;
• положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;
• включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.
Содержание программы:
Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей”.
Формы проведения | Сроки | Ответственные | |
Давайте познакомимся | Тренинг, экспресс-прогноз | 1 класс | Кл. руководитель |
Моя семья | Анкетирование, рисунки детей | 1 класс | Кл. руководитель, психолог |
Стили и методы воспитания ребёнка в семье | Анкетирование | 1 класс | Кл. руководитель |
Взаимоотношения в детском коллективе | Рисуночные тесты «На перемене», « Кораблик» | 1 класс | Кл. руководитель |
Первые школьные отметки | анкетирование | 2 класс | Кл. руководитель |
Режим дня | анкетирование | 2 класс | Кл. руководитель |
Причины детской агрессии | Экспресс-тест | 2 класс | Кл. руководитель |
Образовательные потребности | анкетирование | ежегодно | Кл. руководитель |
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться | анкетирование | 3 класс | Кл. руководитель |
Интеллектуальное развитие ребёнка | Наблюдение, тренинги, анкетирование | 3 класс | Кл. руководитель |
Уроки этики поведения для детей и родителей | Наблюдение, тренинги, анкетирование | 4 класс | Кл. руководитель |
Диагностика духовно-нравственного развития младших школьников | анкетирование | 4 класс | Кл. руководитель |
Секреты здоровья ребёнка | Наблюдение, тренинги, анкетирование | 4 класс | Кл. руководитель, медицинский работник |
Уровень удовлетворенности работой классного руководителя | анкетирование | ежегодно | Кл. руководитель |
|
Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи”
Формы проведения | Сроки | Ответственные | |
Трудности адаптации первоклассников | практикум | 1 класс | Кл. руководитель, психолог |
Настроение -не пустяк | родительский лекторий | 1 класс | Кл. руководитель |
Стили и методы воспитания ребёнка в семье | Деловая игра | 1 класс | Кл. руководитель |
Перелистывая страницы учебного года | Совместное с детьми родительское собрание | 1 класс | Кл. руководитель |
Уроки первой школьной отметки | Вечер вопросов и ответов | 2 класс | Кл. руководитель |
Режим дня- это серьёзно | родительский лекторий | 2 класс | Кл. руководитель |
Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Что за этим стоит? | практикум | 2 класс | Кл. руководитель |
Развитие творческих способностей детей в семье | собрание-диалог, вечер вопросов и ответов | 2 класс | Кл. руководитель |
Вот и стали мы на год взрослее | Педагогическая мастерская | 3 класс | Кл. руководитель |
Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии детей | родительский лекторий | 3 класс | Кл. руководитель |
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться | собрание-диалог, вечер вопросов и ответов | 3 класс | Кл. руководитель |
Неразлучные друзья- взрослые и дети | Совместное с детьми родительское собрание | 3 класс | Кл. руководитель |
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей | родительский лекторий | 4 класс | Кл. руководитель |
Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет | Педагогическая мастерская | 4 класс | Кл. руководитель |
Секреты здоровья вашего ребёнка | собрание-диалог, вечер вопросов и ответов | 4 класс | Кл. руководитель |
Веселимся всей семьёй | Совместное с детьми родительское собрание | 4 класс | Кл. руководитель |
Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми”.
Формы проведения | Сроки | Ответственные | |
Праздник «День рождения класса» | Традиция класса- совместное мероприятие | ежегодно | Кл.руководитель, родительский комитет |
Мир твоему дому
| знакомство с семьями, их увлечениями | 1 класс | Кл.руководитель |
Мир профессий большой. Труд в почёте любой | знакомство с профессиями родителей– в рамках общешкольных классных часов (деловая игра) | ежегодно | Кл.руководитель, родители |
Экскурсии | Знакомство с памятными местами, встречи с интересными людьми | Ежегодно (1-2 раза в четверть) | Кл.руководитель, родители |
Туристические походы | Поход выходного дня | ежегодно | Кл.руководитель, родители |
Поездка в г.Красноуфимск | Совместный отдых | 1 класс | Кл.руководитель, родители |
Проведение игровых программ | «Папа, мама, я- спортивная семья», «С мамой я прочитаю все книги от А до Я», «Веселимся всей семьёй» | ежегодно | Кл.руководитель, родители |
Кросс Наций, Лыжня России | Активный отдых | ежегодно | Кл.руководитель, родители |
Дни открытых дверей | Открытые уроки для родителей | ежегодно | Кл.руководитель |
Поездка в театр юного зрителя г. Екатеринбург | Совместный отдых | 2 класс | Кл.руководитель, родители |
Поездка в Кунгурскую ледяную пещеру | Совместный отдых | 3 класс | Кл.руководитель, родители |
Проведение совместных родительских собраний | Тренинги, концерты, совместные проекты | ежегодно | Кл.руководитель, родительский комитет |
Организация выставок творческих работ | Детские, взрослые | ежегодно | Кл.руководитель, родители |
Уроки мастерства | Реализация проекта «Мамина школа» (Родители проводят занятия с детьми различной направленности) | 1 раз в месяц 4 класс | родители |
Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности”
Формы проведения | Сроки | Ответственные | |
Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель |
Изучение межличностных отношений в классе. | Анкетирование, наблюдение | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
Изучение уровня воспитанности обучающихся | Анкетирование | ежегодно | Классный руководитель, родители |
Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок. | Анкетирование, тестирование | ежегодно | Классный руководитель, психолог |
У педагога и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.