Конспект урока литературы в 9 (10, 11) классе
Тема: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).
Тип урока: урок- семинар.
Цели и задачи урока:
Раскрытие подвига, его глубочайшей гуманистической сущности.
Показ высоких нравственных качеств простого русского человека, которого героическое время сделало настоящим гражданином, активным и инициативным.
Закрепление навыка анализа образа – персонажа (характера).
Методы и приемы: наблюдение, анализ, сравнение.
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Технологии обучения: технология проблемного обучения, метод проектов, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, компьютерная.
Вопросы, данные учащимся заранее:
В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек – зенитчиц?
Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне дается в повести?
Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора — повествователя?
Когда и с какой целью Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступление в его прошлое (гл. 5,6); и в прошлое каждой из пяти девушек (гл.2,7,8,10,13)?
Как раскрывается в повести проблема «Человек и обстоятельство»?
Как вы понимаете название повести?
Кому адресована повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте эпилог.
Эпиграф к уроку:
И не нас ли , ныне живущих, окрыляет на неустанный труд и на новые подвиги суровая ответственность, которую мы несем не только перед грядущими поколениями, но и перед светлой памятью тех, кто сражался и шел на смерть, защищая Родину…
М.Шолохов.
Ход урока:
1.Вступительное слово о Б.Васильеве.
Мини-проект. Выступление заранее подготовленного ученика.
Автор произведений о войне. Родился 21 мая 1924 года в Смоленске.
Участник Великой Отечественной войны.
2.Беседа с анализом текста.
1. Где происходит действие повести?
Действие повести происходит в 1942 году на 171 разъезде Мурманской дороги.
2. Краткий пересказ. Подчеркнуть своеобразие характеров Жени Комельковой и Риты Осяниной. Неповторимостью наделены все другие героини повести.
Предлагается проанализировать своеобразие характеров каждой девушки.
У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.
Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга .
Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить.
Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать действительность, в неуемности фантазии.
Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?
Озорные, веселые, они ведут себя не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, трещали как сороки, загорали, вместо команды – «полная насмешка»(«Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала просто не верится, что им придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.
Васильев показывает самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.
5.У кого из девушек личный счет с врагами? Мини-проект. (Сообщение о Рите, Жене).
У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.
У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».
У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пклемет».
Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?
У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.
У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».
Она любит театр, поэзию.
У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.
Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.
По сути, каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.
Что объединяет девушек?
На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, даже то, как девушки чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию. Единодушно пытаются саботировать распоряжения сухаря Васкова.
С горечью пишет Васильев о том, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью , добротой.
Это подтверждают следующие сцены:
когда Рита Осянин6а убивает своего первого немца. Потрясение от убийства, хотя оно и являлось справедливым возмездием, настолько велико, что на поздравления девчат, «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло.»
такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врага прикладом « по живой голове» ( как говорит Васков). И это притом, что у Риты и Женьки есть свой, и немалый, счет к фашистам.
Объединяет всех героинь повести их готовность без колебаний вступить в бой с врагами.
Против целой диверсионный группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.
Почему воспоминания о довоенной жизни девушек автор дает перед описанием гибели каждой из них ?
Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как глупо, как несуразно и неправдоподобно было погибать в 19 лет.
Борис Васильев понимает и заставляет понять нас, что понятия война и женщины несовместимы.
Они не знали ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости; еще ничего не видели в жизни, потому что были совсем зелеными. И погибают.
Постановка проблемного вопроса.
Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?
Почему погибла Лиза — она ведь была опытнее других?
Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее».
Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?
Смерть Жени ( наизусть) гл. 13. Заранее подготовленный ученик.
Почему Женя не затаилась, а приняла бой?
Она хотела хоть чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен довести дело до конца. Женя понимала, что уводя немцев в сторону от своих товарищей, она тем самым спасает их от верной гибели.
Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она осознает свое положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.
Как погибли Соня и Галя ?
Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Можно ли осуждать их смерть ?
Конечно, осудить легче всего. Но вы представьте их в военном обмундировании с оружием в руках сначала на болоте, затем в лесу.
Какие чувства девушки вызывают у Васкова ?
Обе они – маленькие, «пигалицы городские». Соня худющая, как осенний грач, сапоги у нее на два номера больше, она топает ими, на спине вещмешок, в руках – винтовка. Она сильно измаялась, «аж приклад по земле волочился. А личико остренькое, некрасивое. Но уж очень серьезное. Васков думает о ней с жалостью и невольно задает ей вопрос как ребенок :»Тятя с мамашей живы у тебя или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу» от вздоха этого… И он подумал : «Ах заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»
А рядом с ней Галка – худющая замухрышка. Она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Представил ее, маленькую (Четвертачок) тоже с винтовкой с вещмешком, без сапога, в одном чулке.
В дырку большой палец торчит, синий от холода. И Васков обращается с ней как с ребенком. Ему хочется укрыть ее , уберечь, он берет ее на руки, чтобы она лишний раз не промочила ноги. А вспомним, как они переносят трудности пути.
Вот они идут через болото, Галка уже потеряла сапог. Но все упрямо лезут вперед, пыхтят и дальше: «Гнал он своих девчат ходко, но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только. Бежал, пока у самого хватило дыхания. А они за ним худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы.
Даже Соня улыбается, а Галка обижается, почему ее в запасе оставляют. У нее жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром на вопрос Васкова: «Ну как ты?» Отвечает : «Ничего,»- пытается улыбаться и сама в караул вызвалась. А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев. Соня погибла, потому что хотела сделать приятно Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.
Сам Васильев вспоминает:
«Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток, чаще всего первокурсниц. Для них война была самой страшной. Где-то среди них и «сражается и моя Соня Гурвич».
Что говорит Васков после смерти Сони и о чем думает ?
«Стихи читала».
Каково состояние Гали?
Соню хоронят, а Галка несет ее, потом по приказу Васкова должна надеть ее сапоги. «Наделенная от природы яркой фантазией, Галя сейчас физически, до дурноты ощущала, проникающий в ткани нож, чувствовала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови.
Это рождало тупой чугунный ужас». А рядом враги, смерть.
Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Правы ли Рита и Женя желая поставить на комсомольском собрании вопрос о поведении
Гали в бою?
Как расценивает поведение Гали Федот Васков?
Почему он берет Галю в разведку?
Он считает, что никакой трусости не было. «Трусость во воторм бою только видна. А это просто растерянность. Васков всегда очень точно, неукоснительно выполнял устав, привык. А в нем сказано, что командир должен быть и воспитателем подчиненных. Поэтому он берет с собой Галю, хотя понимает, что лучше бы Женю.
Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»( Рита).
Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины.
Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Почему, по вашему мнению, все девушки погибают?
Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость.
На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить , нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.
Выразительное чтение последнего разговора Васкова и Риты ( гл.14).
(Исследование темы подвига продолжается в работе над образом старшины Васкова, центрального героя повести ( эволюция героя)).
18.Кто является командиром девушек?
Прошлое старшины многое объясняет в нем сегодняшнем. Прежде всего, считая большой помехой, что «человек он почти без образования», хоть и не его в этом вина: «аккурат в конце … четвертого (класса) у него медведь отца заломал». И стал он с 14 лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет в свою очередь, почему в армии он старшиной был, не только по званию, а по своей старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной коренной роли таких людей как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов , заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания.
В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования».
Но (педантичная) приверженность каждой букве устава выдает ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное положение.
Взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что , с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а с точки зрения девушек, — оттого, что Васков слепо следует уставу, не в состоянии учитывать живую жизнь, которая никак не укладывается в уставные параграфы.
Девушки для старшины ( на этом этапе) – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенек замшелый: в запасе 20 слов, да и те из уставов» ( Само слово устав и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаза, как стопятидесятимиллиметровая пушка-гаубица»).
Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова.
Необходимость поддерживать бодрость духа в своем маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств старшину «улыбку изо всех сил к губам прилаживать».
Узнавая девушек-бойцов, он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них.
Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит : «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат».
Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к Васкову, доверяя его жизненному опыту – военному, трудовому.
Но еще более существенно другое изменение в характере героя. Мы уже говорили о том, что по складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный самой высокой похвалы за свою добросовестность. А ситуация, в которой он оказывается, потребовала от него умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их.
И, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает все, что действительно могло быть единственно правильным, необходимым и возможным. Учащиеся подчеркивают , что само отношение к уставу у старшины в этот момент не стало иным, но сейчас оно не вызывает усмешки, так как в нем Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям.
Васков рассуждает:
— Это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника.
Б.Васильев видит основу такого духовного преображения старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности «за все на свете»: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных правил.
Так в повести раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского труженика и его способностью к высокой гражданской активности. ( Вывод учащихся).
В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики:
«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать…. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Ф.Е.В. был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого : лишь он, враг , да Россия».
Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.
Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.
Это и есть мера героического , по Васильеву.
19. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Повесть заканчивается трагически, но почему все-таки она носит
оптимистический характер?
20. Как Б.Васильев показывает, что эстафета подвига продолжается ?
(сегодня)?
21. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия.
Почему повесть так называется?
Подведение итогов.
Домашнее задание: Сочинение на тему «У войны не женское лицо…» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…).
7