М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Урок составила и провела Катеренюк З.М.
Цель: Дать учащимся представление о целостном анализе художественного текста; подвести к выводу об особенностях мироощущения поэта; показать связь поэтического мировосприятия и идейно – художественного своеобразия творчества поэта.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
Чтение и обсуждение стихотворения «Три пальмы»
Беседа по вопросам.
— Какую роль играет подзаголовок –«Восточное сказание»?
— Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?
4. Словарная работа.
— Такое стихотворение, написанное на историческую или легендарную тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.
Записываем определение в тетради.
Баллада – (от фр. Ballade— танцевальная песня) – жанр лиро-эпической поэзии; повествовательная песня или стихотворение небольшого размера, с динамичным развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада – один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.
Беседа.
— Какова композиция стихотворения?
(Стихотворение составляет несколько картин.1. – две первые строки –описание оазиса в пустыне;
2 – 3 строфа упреки пальм небу, Богу;
3- описание каравана- 4,5,6 строфы;
4 – приветливая встреча усталых путников – 7 строфа;
5 — гибель пальм -8 строфа;
6 – описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без пальм – 9,10 строфы. Таким образом в небольшую форму стихотворения, баллады, поместилось целое повествование.)
— Почему стали роптать на Бога три пальмы?
— Почему пальмы были погублены?
-Как изображены пальмы?
— Какой важный поэтический прием использует Лермонтов, создавая образы гибнущих пальм?
(Олицетворение «пальмы… пали без жизни»,
«одежду их сорвали», «изрублены их тела»)
— Сравните начальные строки стихотворения и последнюю строфу. Прочтите их еще раз. Какой поэтический прием мы видим здесь?
(Жизнь сменилась смертью. На смену красоте пришло разрушение. Лермонтов использует противопоставление, антитезу, контраст.)
-Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически, на ноте безысходной печали. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?
— Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.
— Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями? Как он, по – вашему , к ним относится?
— Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:
«По корням упругим топор застучал
И пали без жизни питомцы столетий!»
Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить ее, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией.
— С какой целью употреблена аллитерация?
( Аллитерация помогает «услышать» тупые, мелодические удары топора по корням упругих деревьев.)
Актерское исполнение стихотворения.
А)Прослушивание и обсуждение актерского чтения.
Б) Беседа по вопросам и выполнение заданий 1 -2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение»
В) Обучение выразительному чтению.
6. Итоговый вопрос.
— В каких отношениях, по мнению автора, должны быть человек и природа?
Домашнее задание.
Выразительное чтение наизусть баллады.
Заполнить таблицу.
Примеры из баллады «Три пальмы» | |
Песня или стихотворение небольшого объема с динамичным развитием сюжета |
|
Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания. |
|
Основой сюжета является необычайный случай |
|
Острый и напряженный сюжет, часто с трагическим финалом |
|
Наличие фантастических. Сказочных, загадочных элементов |
|
Присутствие в балладе необъяснимого, недоговоренного, трагически неразрешимого |
|