Из опыта работы « Организация групповой работы обучающихся при изучении литературного произведения (на примере изучения рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан- Франциско».
Учитель русского языка и литературы ОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» Минина Наталья Эриковна.
Целевая аудитория: 11 класс.
Условия:
Ученики класса делятся на группы произвольно;
Ученик имеет право принимать участие в работе разных групп;
Оценка обучающемуся выставляется по сумме всех ответов.
Вопросы предоставлены классу заранее.
1 группа вопросов носит название «Межпредметные связи».
— Подготовьте небольшое сообщение о Сан-Франциско, покажите его на карте мира. Что заставило Бунина «поселить» своего героя именно в этом мегаполисе?
— Рассмотрите репродукции К.Брюллова «Итальянский полдень», Ф.Матвеева «Вид Тиволи близ Рима» Найдите в рассказе детали, созвучные этим картинам
. Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина из Сан-Франциско». Прокомментируйте свой выбор
— Объясните, как вы понимаете слова святителя Иоанна Златоуста, как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию»
2 группа вопросов носит название «Анализ содержания»:
— Найдите в толковом словаре значение слова «господин». Что о своём герое заявляет автор уже в заглавии текста?
-Расскажите о жизни главного героя до путешествия. Каковы планы господина? Выскажите своё мнение о них.
— Найдите в тексте отрывок «Портрет героя» и подготовьте его выразительное чтение. Расскажите о конструкции корабля. Как живётся тем, кто занимает нижний этаж судна?
— Что значит наслаждаться жизнью, по мнению господина?
Объясните выбор писателем названия для корабля. На чём основывались философские размышления Бунина?
— Почему корабль противопоставлен океану? Какая философская идея стоит за этим противопоставлением
— Давайте обратимся к пассажирам «Атлантиды». Почему тех, кто считает себя властителями мира, писатель называет «блестящей толпой»?
— Обратите внимание на второстепенных персонажей: абруццских волынщиков и Лоренцо. Как изображает их автор? В чём их отличие от господина? На самом ли деле они второстепенны?
3 группа вопросов носит название «Литературоведческие»
-Что такое сюжет произведения? Каков сюжет «Господина из Сан-Франциско»?
— Какую роль в произведении играет его композиция? Определите композиционные части произведения И.А.Бунина. Есть ли особенность(-и) в построении рассказа?
-Что в литературоведении называется портретом? Определите роль этого элемента композиции в рассказе Бунина.
-В чём, по – вашему, особенность портрета героя?
-Что составляет основу антитезы? Докажите, что этот стилистический приём лежит в основе сюжета рассказа. В каких прочитанных вами произведениях ощутима роль антитезы? Чего добиваются авторы её использованием?
-Почему Бунин отказался от эпиграфа «Горе тебе Вавилон, город крепкий»?
-Что заставило Бунина отказаться от названия «Смерть на Капри»?
— В тексте настойчиво повторяется выражение «наслаждаться жизнью», и с этой мысли начинается повествование. Что значит наслаждаться жизнью , по мнению Бунина?
4 группа вопросов «Внутрипредметные связи»
— В каких произведениях, написанных ранее, у героев не было имени? Объясните такой художественный приём авторов.
-Объясните, как вы понимаете – социально-философская направленность произведения? В каких ранее прочитанных произведениях была подобная направленность?
— Русские писатели не раз обращались к теме смерти. Вспомните, в каких произведениях мы встречались с этой темой? В чём отличие смерти героев Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, И.А.Бунина?