Конспект урока по Литературе «Поэт и мир» (философская лирика С. Есенина)


Горельцева Ирина Александровна

МОУ Самарская СОШ

учитель русского языка и литературы




ТЕМА. Поэт и мир (философская лирика С. Есенина)

ЦЕЛЬ: расширить представления учащихся об основных мотивах лирики С. Есенина, продолжить формирование навыка исследования стихотворного произведения, воспитания чувства прекрасного.

Оборудование: раздаточный материал, аудиокассеты, мультимедийное оборудование.


ХОД УРОКА


1. Вступительное слово (определение цели, задач совместно с учащимися)

Слайды 1-2. Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Поэт и мир», познакомимся с новым стихотворением поэта, вспомним уже известные, будем отрабатывать навык исследования стихотворного произведения. Развивать умение видеть прекрасное в обычном. Удивительное в знакомом, готовиться к сочинению. На уроке мы послушаем ещё несколько песен (романсов), созданных на стихи С. Есенина в исполнении трио «Реликт», познакомимся с репродукциями картин Мищенко, Ромадина, написанными по мотивам стихотворений С. Есенина.

Особое внимание обратите на слайд, содержащий информацию о связи поэта с Тульским краем.

На предыдущем уроке мы с вами говорили о чувстве родины у Есенина и о его пейзажной лирике и выяснили, что поэт удивительно тепло и просто, с подкупающей сердечностью пишет обо всём, что было близко и дорого. Он словно не говорил, а пел о полях, о деревьях и травах, о коровах и жеребятах так, что в восторге замирает душа. И мы видим несказанную красоту родной земли.

2. Проверка домашнего задания.

— Дома вы писали вступление к сочинению на тему «Мир природы в лирике С. Есенина (1 группа). Давайте вспомним, какие виды вступлений вы знаете.

Определите вид данного вступления:

«Природа,- утверждал М. Пришвин,- есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».

А природа – это часть Родины. Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками.

О край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звёздам

Я школу проходил.

В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым».

(Чтение вступлений, написанных уч-ся, их анализ, определение вида)

— Помните, что с вступления начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

— При раскрытии темы природы в лирике Есенина обязательно обратите внимание на использование поэтом звукописи и цветописи.

— Следующая часть вашей работы – написание вступительной части сочинения на тему «Восприятие и истолкование стихотворения С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога» (2группа). (Слайд 5)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «В гости к сказке»

(Чтение работ учащимися, анализ)

3. Работа по теме урока.

1. Какую лирику мы называем философской?

2. а) Выступает ученица.

б) Прослушивание «Не жалею, не зову, не плачу» (слайды – 7-13) в исп. Трио «Реликт»

в) Выступление ученицы (продолжение)

г ) – Подумайте, какие строки начала 6-ой главы поэмы Н. Гоголя «Мёртвые души» могли навеять Есенину тему этого стихотворения.

д) Выступление ученицы (продолжение)

е) Прослушивание «Отговорила роща золотая» (слайды 14-23) в исп. Трио «Реликт»

ё) Беседа.

— Какое впечатление произвело на вас услышанное?

— Каким чувством проникнуто стихотворение, положенное на музыку?

— Какому стихотворному жанру свойственно преобладание грустного настроения?

— Творчеству каких поэтов характерно элегическое начало?

ж) Выступление ученицы (продолжение)

4. Исследование стихотворения.

— « Только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки» — это сказал С. Есенин о Пушкине. А я вам предлагаю ещё раз погрузиться в удивительный мир есенинской поэзии, стать его исследователями. Для исследования возьмём стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

Послушайте чтение этого стихотворения в актёрском исполнении (слушание записи). Сонм*

— А теперь попробуйте прочитать сами (уч-ся работают с карандашом).

Слайд 24.

— Это стихотворение написано С.Есениным в 1924г., когда скончался один из самых дорогих ему людей, близкий друг – поэт Александр Ширявец.

После похорон на Ваганьковском кладбище Есенин подарит критику Богословскому фотографию, надписав на ней: «Было 5 друзей, один умер. Помяни его и меня».

Эти слова стали пророческими: следующим из жизни уйдёт Есенин.

— Подумайте, почему поэт снимает при публикации и название «Ровесникам» и посвящение «Памяти Ширяевца»

— Выделите сказуемые, которые соответствуют «я» в 3-х центральных строфах (Каких?)

— Какого времени глаголы?

— Какую роль играют эти глаголы-сказуемые?

— Обратите внимание также и на роль указательных местоимений в данных строфах: «на этом свете», «на этой земле». Какую задачу они выполняют?

— В строфах, заключающих эти 3 в своеобразный круг, выделим противопоставленные им выражения: « в ту страну, где тишь и благодать», «не цветут там чащи», « не звенит лебяжьей шеей рожь», «в той стране не будет этих нив». Как обозначена отдалённость в этих выражениях?

— В чём своеобразие композиции стихотворения?

— Какой образ в начальной строфе наделён особой горечью? (бренные, тленный, пожитки)

— Как в стихотворении создаётся образ той страны?

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Романтизм- ведущее направление Χ ІΧ века" 9 класс

Вывод:

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле,-

Последняя строка трижды опровергает ту готовность уйти, которая прозвучала в начале стихотворения: «живут», «со мною», «на земле» — это и есть выбор поэта.

— Стихотворение С.Е. начинается с местоимения «мы», не свойственного миру лермонтовской поэзии, всё равно невольно вспоминается: «Выхожу один я на дорогу». Почему?


5. Экспресс-анализ стихотворений.

1 группа – «Я покинул родимый дом»

2 группа – «Отговорила роща золотая»

3 группа – заполнение таблицы «Изобразительно-выразительные средства стихотворения»

Рефлексия.

Задание на дом: 1. Продолжить сбор материала к сочинению,

2. наизусть по выбору,

3. составить биографию поэта, используя цитаты из его стихотворений (работа в группах)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: