Конспект урока литературы на тему «Удивительный мир творчества Тукая»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 «Золотой ключик» Республики Татарстан







Конспект урока литературы на тему

«Удивительный мир творчества Тукая»







подготовила

воспитатель

Калугина Галина Сергеевна







г. Набережные Челны

2013г

Программное содержание.

— Продолжать знакомить с творчеством замечательного татарского поэта Г.Тукая.

— Закрепить умение выразительно рассказывать стихотворения, чётко проговаривать звуки, правильно строить предложения.

— Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.



Активизация словаря.

Татарский поэт, честолюбие, справедливость, пожнёшь.



Материал к занятию.

Выставка книг, портрет писателя, иллюстрации к произведениям.



Ход занятия.

В.: Когда наступает весна, когда всё в природе оживает, прилетают к нам птицы, появляются на деревьях молодые почки, мы отмечаем день рождение великого татарского поэта Габдуллы Тукая.

Он прожил короткую жизнь. За свои 27 лет он написал много стихов и сказок.

Его стихи мы учим, читаем и с нетерпением ждём его сказочных героев на праздниках.

Детство поэта было тяжёлым. Когда он был совсем маленьким он остался сиротой (без мамы и папы), много лет жил у чужих людей.

Летом, в детстве, когда солнце припекало, как и все дети Тукай очень любил играть в татарские игры. Маленького Габдуллу называли «Кечкенэ Апуш».

Ростом Габдулла был маленький, зато среди своих сверстников он выделялся умом, честолюбием, справедливостью.

Мы с вами поиграем в игру.

Произведения Тукая учили наши деды, учим его стихи, читаем сказки, и мы с вами. От них становится тепло на душе, они радуют, смешат, учат нас быть трудолюбивыми, добрыми, внимательными.

Сейчас Вера прочтёт стихотворение «Ель».

Поздней осенью желтеют

Все деревья и кусты

В эту пору и лужайки

И леса желтым-желты.


Ивы яблони, берёзы –

Все как — будто бы больны:

С каждым днём на них

Всё больше нездоровой желтизны


Не страшны одной лишь ели

Ни морозы, ни метель –

Осень позднюю и зиму

Зеленеет гордо ель.


В.: Вот такое замечательное стихотворение о родной природе написал Г. Тукай.

А сейчас мы проверим, знаете ли вы произведения Г. Тукая (воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дети отгадывают).

Молодцы! Вы знаете и любите сказки поэта.

Рома и Вадим покажут нам стихотворение «Забавный ученик».

Ну, давай, Акбай, учится!

Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапах

Чур, не падать, прямо стой!



Ах, зачем меня ты мучишь?

Я совсем ещё щенок,

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА"

Мне всего недель двенадцать

Не хочу учить урок!


Отпусти меня, не надо!

Прогуляться я хочу,

На лугу, на мягкой травке

Поваляться я хочу.


Глупый пёсик!

Нужно к делу приучаться с малых лет.

Ремеслом не овладеешь,

Когда будешь стар и сед.


В.: Я вам загадаю загадки.

Слушайте внимательно.

Из сказки Г. Тукая найдите мне отгадку.

  1. Я маленькая, белая,

Пугливая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки.

(баран «Сказка о козе и барана»)

  1. Бородатый и богатый

Заберётся в огород.

Съест капусту и томаты

И горошек и укроп.

( коза «Гали и коза»)

  1. Я хозяину служу –

Дом хозяйский сторожу

Я рычу и громко лаю

И чужих я прогоняю.

( собака «Забавный ученик»)

  1. Хоть и бархатные лапки

Но зовут меня «царапкой»

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(кошка «Киска-озорница»)


  1. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

( заяц «Бичара куян»)

  1. Есть у нас такой обычай

Ходим стаей за добычей

Прячемся у тёмной ёлки

Кто мы? Лисы или волки?

(волк « Сказка о козе и барана»)

В.: А сейчас мы поиграем в татарскую игру «Тюбетейка».

(Дети стоят в кругу, звучит музыка, они передают тюбетейку, если музыка остановилась, ребёнок, у кого тюбетейка должен сказать слово или фразу по-татарски).

В.: Молодцы! Хорошо поиграли. В своих стихах для детей Г. Тукай призывал учиться, трудиться, быть внимательным к каждому кустику, деревцу, цветочку.

Сейчас мы послушаем стихотворение «Ребёнок и мотылёк»

Малыш: Подожди, мотылёк,

Ты так долго летал

Расскажи мотылёк,

Разве ты не устал?

Где твой домик стоит

Свет вокруг или тень?

Чем бываешь ты сыт?

Чем ты занят весь день?

Мотылёк: На зелёной лужайке

Живу я, дружок,

Над лужайкой летаю

В погожий денёк.

Там, где нега и зной,

Где цветов аромат

Этой сыт я едой

Этой ласке я рад.

И как этот денёк

Моя жизнь коротка…

Если ты мне дружок,

Не лови мотылька.

В.: Г. Тукай любил свою Родину, хотел, чтобы Земля наша процветала, дети росли здоровыми, трудились для блага своего народа. Родины. В его стихах мудрость, справедливость, правда. То же, что сохранилось в народных пословицах. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете пословицы. Я говорю пословицу, а вы её заканчиваете.

1) Кончил дело – гуляй … (смело)

2) Что посеешь, то и … (пожнёшь)

3) Свет не без добрых … (людей)

4) Любишь кататься – люби и саночки … (возить)

5) Поспешишь – людей … (насмешишь)

6) Яблоко от яблони недалеко … (падает)

7) Без труда не вытащить рыбку из … (пруда)

8) В гостях хорошо, а дома … (лучше)

9) Глаза бояться, а руки … (делают)

Итог. Мы сегодня говорили о великом писателе, замечательном человеке –

Г. Тукае и знакомились с его произведениями.

































Список использованной литературы:


1. Т. Ф. Бабынина. Традиции национальных культур. — Казань: «Магариф» 2005 год

2. Г. Тукай. Кончил дело – гуляй смело.- Казань: «Татарское книжное издательство» 1986 г.

3. Г. Тукай. Забавный ученик. — Казань. «Татарское книжное издательство» 1983 г.








Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Судьба человека" (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: