Конспект урока для 8 класса на тему «М.Ю. Лермонтов –поэт , прозаик, драматург»


Конспект урока для 8 класса на тему «М.Ю. Лермонтов –поэт , прозаик, драматург»

Ход урока:

1. Актуализация темы.

28 января 1837 года не стало А.С.Пушкина. И практически сразу же по городу  разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

                            Погиб Поэт! – невольник чести –
                            Пал, оклеветанный молвой…

— Как вы думаете, кому принадлежат эти строки?

— Это стихотворение  принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

2. Работа по теме урока.

— Кто помнит, когда родился М.Ю.Лермонтов?

Жизненный путь его начался в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Проведя в Москве зиму, родители поэта — Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы — выехали в село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Там был большой барский дом, окруженный парком, пруд на перегороженной плотине речке Милорайке, к селу близко подступали обширные поля. Невдалеке шумели рощи… Имение принадлежало матери Марии Михайловны — Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной.

Мария Михайловна ( мать поэта) скончалась рано, в возрасте 21 года, 24 февраля 1817 года. На ее могиле поставили гранитный памятник с бронзовым крестом и сломанным якорем — символом разбитых надежд.
Юрий Петрович уехал в Кропотово. Елизавета Алексеевна велела снести большой барский дом в Тарханах, в котором произошло столько несчастий, и на его месте поставила церковь во имя Марии Египетской. Дом для
жилья выстроили новый, невдалеке от прежнего.

Юрий Петрович хотел увести сына с собой, но Е.А. Арсеньева убедила его не делать этого: она хотела сама дать мальчику хорошее воспитание, что для Юрия Петровича было не по средствам. В 1817 году она составила завещание по которому в случае смерти ее состояние переходило к внуку.

Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).



4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.

По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую он задумывал так: «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». Убедившись, что «Маскарад» не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман — «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах». Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье». Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству — 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино», и появляется «Бородино», опубликованное в «Современнике» в 1837.

Свежие документы:  Тест по произведению Л.Н. Толстого "Акула"

— Кавказ для Лермонтова был символом свободы, мужества и красоты. Но это вовсе не означает, что поэт не любил свою родину, Россию. Ей он посвятил немало стихов. Прослушайте стихотворение «Родина», подберите иллюстрацию к стихотворению (работа в группах, ребятам раздаются карточки с изображением русской природы)

— Какие иллюстрации вы подобрали и почему?

Во время кавказской ссылки Лермонтов познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одаренного живописца.



15 июля 1840г. между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов был убит. Беспрерывные молнии распарывали небо. Сильный ветер трепал деревья. Мартынов кинулся было к Лермонтову — убитому — с запоздалыми словами: «Прости, Миша…»

Судьба Лермонтова была особенно трагична. А это означает — судьба Лермонтова была героической судьбой.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: