Т.Г.Ефименко
учитель математики
Муниципального бюджетного образовательного
учреждения Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 1 г.Белоярский»
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Тюменской области
СБОРНИК АЛГОРИТМОВ
ПОСОБИЕ ПО АЛГЕБРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Предисловие
Данное пособие предназначено для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, занимающихся по учебнику «Алгебра 9» под редакцией С.А.Теляковского. Однако, его легко можно адаптировать для преподавания по учебнику других авторов.
Нередко на уроках слышишь от учеников фразу «А с чего начать?». Разобранные примеры в учебнике не могут в достаточной мере помочь таким учащимся. Они испытывают затруднения в определении последовательности выполняемых действий.
Целью сборника является оказание помощи ученикам, испытывающим затруднения в выполнении заданий по алгебре.
Пособие можно адаптировать к учебникам других авторов, а также к выполнению заданий по другим предметам — геометрии, физике, химии.
В сборнике имеются не только алгоритмы по определенной теме учебного курса, но и некоторые основные понятия. Кроме того, рассмотрены примеры на применение алгоритмов по каждой теме.
Надеюсь, данное пособие поможет выпускникам 9-х классов в подготовке к итоговой государственной аттестации.
I. Тема «ФУНКЦИИ И ИХ СВОЙСТВА»
1. Функция — такая зависимость переменной х от переменной у, при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у (х — независимая переменная или аргумент, у — зависимая переменная или функция).
2. Область определения функции D(f) — все значения независимой переменной х (аргумента), т.е. те, при которых функция имеет смысл.
3. Область значения функции Е(f) — все значения зависимой переменной у.
4. Свойства функции:
нули функции (значения х, при которых у = 0);
возрастание (убывание);
четность (симметрия относительно ОУ), нечетность (симметрия относительно начала координат или т.О);
промежутки знакопостоянства;
наибольшее (наименьшее) значение.
Алгоритм 1
Чтобы найти область определения функции, надо:
Внимательно посмотреть на формулу, которой задана функция.
Если формула, которой задана функция, представляет собой целое выражение, а также нет корня, то областью определения функции является вся числовая прямая, т.е. х (−∞; + ∞) или множество R.
Если в знаменателе дроби имеется переменная (дробное выражение), то надо знаменатель приравнять к нулю и решить получившееся уравнение. Найденные значения переменной необходимо исключить из множества значений аргумента.
Если в формуле имеется квадратный корень в числителе, то надо составить и решить неравенство, в котором левая часть — подкоренное выражение, правая часть 0.
Если в формуле имеется квадратный корень в знаменателе, то надо составить и решить неравенство, в котором левая часть — подкоренное выражение, правая часть 0.
Записать полученный ответ в виде множества.
Пример. Найти область определения функции, заданной формулой:
а) у = 5х + 9; б) ; в) .
Решение:
а) у = 5х + 9.
Правая часть формулы является целым выражением, следовательно, областью определения функции является вся числовая прямая (п.2 алгоритма). Ответ: D(f) = R.
б)
В правой части формулы имеется переменная в знаменателе дроби. Приравниваем это выражение к нулю и решаем полученное уравнение.
2х + 3 = 0, 2х = -3, х = -1,5.
Найденное значение х из ответа надо исключить.
(Можно для себя записывать так: 2х + 3 ≠ 0, х ≠ -1,5.)
Ответ: х ≠ -1,5 или х (−∞: — 1,5) (- 1,5; + ∞).
в) .
Зная, что подкоренное выражение может быть неотрицательным (положительным или равным нулю), решаем неравенство
2х — 5 0, 2х 5, х 2,5.
Ответ: х [2,5; + ∞).
II. Тема «КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН»
1. Квадратный трехчлен — многочлен вида ах2 + bх + с, где х — переменная, а, b, с — числа, причем а ≠ 0.
2. Корень квадратного трехчлена — значение переменной, при котором его значение равно нулю.
Алгоритм 2
Чтобы выяснить, имеет ли квадратный трехчлен корни или их число, надо:
приравнять квадратный трехчлен к нулю;
определить тип получившегося квадратного уравнения;
уравнение типа ах2 + bх = 0 всегда имеет два корня;
уравнение типа ах2 + с = 0 имеет два корня х1,2 = ± , если 0 и не имеет корней, если < 0;
уравнение типа ах2 + bх + с = 0 имеет два различных корня, если D 0, имеет один корень (два одинаковых корня), если D = 0 и не имеет корней, если D < 0.
Алгоритм 3
Чтобы найти корень (корни) квадратного трехчлена, надо:
приравнять квадратный трехчлен к нулю;
определить вид квадратного уравнения — полное или неполное;
неполное квадратное уравнение решить вынесением общего множителя за скобки или выражением переменной;
решить полное квадратное уравнение, используя формулы
D = b2 — 4ас, х1,2 = ;
Пример. Найти корни квадратного трехчлена:
а) х2 + х — 6; б) 12х2 — 12; в) — 0,3х2 + 1,5х.
Решение:
а) х2 + х — 6 = 0.
D = 12 — 4 · 1 · (- 6) = 1 + 24 = 25 0, 2 корня;
х1 = ; х2 = .
Ответ: х = -3; 2.
б) 12х2 — 12 = 0,
12 (х2 — 1) = 0,
х2 — 1 = 0,
х2 = 1,
х1,2 = ± 1. Ответ: х1,2 = ± 1.
в) — 0,3х2 + 1,5х = 0,
— 0,3х (х — 5) = 0,
х1 = 0 или х — 5 = 0,
х2 = 5. Ответ: х1 = 0; х2 = 5.
Алгоритм 4
Чтобы разложить квадратный трехчлен на множители по формуле ах2 + bх + с = а (х – х1)(х – х2), надо:
найти корни квадратного трехчлена (см. алгоритм 3);
подставить значения х1 и х2 в формулу.
III. Тема «КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ»
1. Квадратичная функция (парабола) — функция вида у = ах2 + bх + с, где х и у — переменные, а, b, с — числа, а ≠ 0.
2. Областью определения квадратичной функции является множество всех действительных чисел, т.е. х (−∞; + ∞).
3. Графиком функции у = ах2 + bх + с является парабола.
4. Расположение параболы в системе координат:
1) у = ах2 — график симметричен относительно оси у, вершина графика совпадает с началом координат; при а 0 ветви параболы направлены вверх, при а < 0 ветви вниз;
2) у = а(х — m)2 — может быть получен путем смещения графика у = ах2 по оси х: вправо на т единиц при т 0 и влево на т единиц при т < 0;
3) у = ах2 + n — может быть получен путем смещения графика у = ах2 по оси у: вверх на п единиц при п 0 и вниз на п единиц при п < 0;
4) у = а(х — m)2 + n — совмещение преобразований графика п.2) и 3);
5) у = ах2 + вх + с, можно получить формулу вида у = а(х — m)2 + n путем выделения квадрата двучлена или пользоваться алгоритмом.
Алгоритм 5
Чтобы построить график квадратичной функции вида у = ах2 + вх + с, надо:
1. выяснить направление ветвей параболы;
2. найти координаты вершины параболы (т; п), где т = и п = ат2 + вт + с или , и отметить ее в координатной плоскости;
3. дополнительно можно решить уравнение ах2 + вх + с = 0 для нахождения точек х1 и х2 пересечения графика с осью х;
4. составить таблицу значений (ориентировочно 7 значений х), где (т; п) занимает центральное место, остальные значения х симметричны относительно т,
5. построить точки, координаты которых вычислены в таблице;
6. соединить полученные точки плавной линией;
7. подписать график параболы.
Пример. Построить график функции у = – х2 + 2х + 8.
Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вниз, т.к. а < 0.
Найдем координаты вершины параболы (т; п): т = , п = – 12 + 2 · 1 + 8 = 9, (1; 9).
Решим уравнение – х2 + 2х + 8 = 0. D = 4 +32 = 36, х1 = 4, х2 = — 2
Составим таблицу значений:
— 2 | — 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
у | 5 | 8 | 9 | 8 | 5 |
IV. Тема «НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»
1. Неравенства второй степени с одной переменной — это неравенства вида ах2 + bх + с 0 и ах2 + bх + с < 0, где х — переменная, а, b, с — некоторые числа, причем а ≠ 0.
2. Решить неравенство, содержащее переменную, — значит найти множество значений переменной, при которых это неравенство является верным. Элементы этого множества называются решениями неравенства.
Алгоритм 6
Чтобы решить неравенство второй степени с одной переменной, надо:
записать функцию у = ах2 + bх + с, определить направление ветвей параболы;
решить уравнение ах2 + bх + с = 0, найти корни уравнения или убедиться, что их нет;
если уравнение не имеет корней, т.е. D < 0, то возможны случаи:
1) а 0 и ах2 + bх + с 0, решением неравенства является промежуток (−∞; + ∞), т.к. график параболы находится выше оси х;
2) а 0 и ах2 + bх + с < 0, неравенство не имеет решения;
3) а < 0 и ах2 + bх + с < 0, решением неравенства является промежуток (−∞; + ∞), т.к. график параболы находится ниже оси х;
4) а < 0 и ах2 + bх + с 0, неравенство не имеет решения;
если уравнение имеет два корня, надо их отметить на оси х и через отмеченные точки провести параболу схематически, учтя направление ветвей;
найти на оси промежутки, для которых точки параболы расположены выше оси х (если решают неравенство ах2 + bх + с 0) или ниже оси х (если решают неравенство ах2 + bх + с < 0).
Пример 1. Решить неравенство 2х2 + 13х – 7 0. б) –2х2 – 5х + 18 ≤ 0.
Решение:
1) у = 2х2 + 13х – 7, ветви вверх;
2) 2х2 + 13х – 7 = 0, D = 225 0, два корня, х1 = – 7, х2 = 0,5;
3) рисунок
4) Ответ: х (−∞; — 7) (0,5; + ∞).
Пример 2. Решить неравенство –2х2 – 5х + 18 ≤ 0.
Решение:
1) у = –2х2 – 5х + 18, ветви вниз;
2) –2х2 – 5х + 18 = 0, D = 169 0, два корня, х1 = – 4,5, х2 = 2;
3)
4) Ответ: х (−∞; — 4,5] [2; + ∞).
Пример 3. Решить неравенство –2х2 – 5х + 18 ≥ 0.
Решение: смотри пример 2.
Ответ: х [- 4,5; 2].
Если неравенство записано в виде (х – х1)(х – х2)…(х – хп) 0 или (х – х1)(х – х2)…(х – хп) < 0, то его рациональнее решить методом интервалов.
Алгоритм 6
Чтобы решить неравенство с одной переменной (х – х1)(х – х2) …(х – хп) 0 или (х – х1)(х – х2) …(х – хп) < 0 методом интервалов, надо:
записать функцию f(x) = (х – х1)(х – х2) …(х – хп);
найти нули функции, т.е. решить уравнение (х – х1)(х – х2) …(х – хп) = 0;
отметить на координатной прямой найденные значения х;
указать знаки функции в образовавшихся промежутках (интервалах);
записать ответ, учитывая знак неравенства.
Пример. Решить неравенство методом интервалов: .
Решение:
Запишем неравенство, учтя значения подкоренного выражения: х (х + 9)(2х – 8) 0;
f(x) = х (х + 9)(2х – 8);
х (х + 9)(2х – 8) = 0, х1 = 0 или х + 9 = 0 или 2х – 8 = 0,
х2 = – 9, х3 = 4;
Ответ: х [ – 9; 0] [4; + ∞).
V. Тема «УРАВНЕНИЯ. СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ»
Алгоритм 7
Чтобы решить уравнение с одной переменной графическим способом, надо:
1. записать его в виде f(x) = g(x);
2. построить в одной системе координат графики обеих функций;
3. найти абсциссы(у) точек(ки) пересечения функций.
Существует два способа решения системы уравнений с двумя переменными: способ подстановки и способ сложения.
Алгоритм 8
Чтобы решить способом подстановки систему уравнений, в которой одно из уравнений второй степени, надо:
выразить из уравнения первой степени одну переменную через другую;
подставить полученное выражение в уравнение второй степени;
решить полученное квадратное уравнение;
подставить найденные значения переменной в уравнение первой степени и вычислить значения второй переменной;
записать ответ.
Пример. Решить систему уравнений
Решение.
Выразим переменную у из первого уравнения: у = 2 + 2х.
Подставим во второе уравнение вместо у выражение 2 + 2х.
5х2 – (2 + 2х) = 1, 5х2 – 2х – 3 = 0, D = 64, х1 = 1, х2 = – 0,6.
у1 = 2 + 2 · 1 = 4, у2 = 2 + 2 · (– 0,6) = 0,8.
Ответ: (1; 4), (– 0,6; 0,8).
Алгоритм 9
Чтобы решить способом сложения систему уравнений, надо:
добиться того, чтобы при одной из неизвестных (при х или у) коэффициенты были противоположными числами;
сложить левые и правые части уравнений;
решить полученное уравнение с одним неизвестным;
подставить найденное(ые) значение(я) переменной в любое уравнение заданной системы и вычислить значение(я) второй переменной;
записать ответ.
Пример. Решить систему уравнений
Решение.
При неизвестной переменной у коэффициенты являются противоположными числами.
Сложим почленно левые и правые части уравнений:
+
5х2 – 2х = 3
Решим полученное уравнение с одним неизвестным: 5х2 – 2х – 3 = 0, D = 64, х1 = 1, х2 = – 0,6.
Подставим найденные значения х в первое (можно во второе) уравнение: у1 – 2 · 1 = 2, у1 = 4; у2 – 2 · (– 0,6) = 2, у2 = 0,8.
Ответ: (1; 4), (– 0,6; 0,8).
VI. Тема «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ»
Основные понятия и формулы.
1. Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом.
2. Разностью арифметической прогрессии называется разность между любым членом арифметической прогрессии и ему предшествующим, т.е. d = ап+1 – ап.
3. Формула п-го члена арифметической прогрессии ап = а1 + d (п – 1);
4. Формулы суммы п первых членов арифметической прогрессии
(I) и (II).
Алгоритм 10
Чтобы найти сумму п первых членов арифметической прогрессии, надо:
записать значения п и а1;
найти по условию d или ап;
подставить найденные значения в формулу и вычислить.
Пример.
Найти сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии (ап): 20; 18,5;…
Решение.
Запишем п = 30, а1 = 20;
Найдем по условию d = ап+1 – ап = 18,5 – 20 = – 1,5;
Воспользуемся формулой (II)
.
Если решили воспользоваться формулой (I), то:
запишем п = 30, а1 = 20;
найдем по формуле ап = а1 + d (п – 1) а30 = 20 + (– 1,5) · (30 –1) = – 23,5;
по формуле (I) .
VII. Тема «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ»
Основные понятия и формулы.
1. Геометрической прогрессией называется числовая последовательность, первый член которой отличен от нуля, а каждый член, начиная со второго, равен предшествующему члену, умноженному на одно и то же число, не равное нулю.
2. Отношение любого члена геометрической прогрессии к предшествующему называется знаменателем прогрессии .
3. Формула п-го члена геометрической прогрессии ;
4. Формулы суммы п первых членов геометрической прогрессии при q ≠ 1
(I) и (II).
Алгоритм 11
Чтобы найти сумму п первых членов геометрической прогрессии, надо:
записать значения п и b1;
найти по условию q или bп;
подставить найденные значения в формулу и вычислить.
Пример. Найти сумму первых восьми членов геометрической прогрессии (bп): ; 1; …
Решение.
Запишем значения п = 8 и b1 = .
Найдем по условию q = 1 : (1/2) = 2.
По формуле (II): .
Если решили воспользоваться формулой (I), то:
запишем значения п = 8 и b1 = ;
найдем по условию q = 1 : (1/2) = 2 и ;
по формуле (I): .
Тема «Тригонометрические выражения и их преобразования» не является обязательной в курсе алгебры 9 класса, задания этого раздела не выносятся на экзамен. Однако учащимся, которые планируют получить среднее образование, основные понятия и тригонометрические формулы знать необходимо, т.к. курс «Алгебра и начала анализа 10-11» предполагает изучение данной темы в 9 классе.
VIII. Тема «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЛЮБОГО
УГЛА»
Для измерения углов используется две единицы измерения — градус и радиан.
Напомним, что угол в 1 радиан есть центральный угол, опирающийся на такую дугу окружности, длина которой равна радиусу этой окружности.
Алгоритм 12
Чтобы перевести градусную меру в радианную, надо:
величину угла умножить на ;
сократить полученное выражение.
Пример.
Выразить в радианной мере углы а) 60º, б) 135º, в) 250º.
Решение. а) 60º = ; б) 135º = ;
в) 250º = .
Алгоритм 13
Чтобы перевести радианную меру в градусную, надо:
величину угла умножить на ;
сократить полученное выражение.
Пример.
Найти градусную меру угла а) 10; б) ; в) 12π.
Решение: а) 10 рад = 10 · = ; б) ;
в) 12π = 12π · = 2160º.
Справочный материал
Синус угла α — это отношение ординаты точки Рα к радиусу.
Косинус угла α — это отношение абсциссы точки Рα к радиусу.
Тангенс угла α — это отношение ординаты точки Рα к абсциссе.
Котангенс угла α — это отношение абсциссы точки Рα к ординате.
30º | 45º | 60º | 90º | 180º | 270º | 360º | ||
π | ||||||||
sin α | 1 | — 1 | ||||||
cos α | 1 | — 1 | 1 | |||||
tg α | 1 | — | — | |||||
ctg α | — | 1 | — | — |
Координатная плоскость
Ι четверть: 0º < α < 90º или 0 < α < .
Значения вс