Рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по алгебре для 9 класса, базовый уровень, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа реализуется на основе следующих документов:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы.

/ Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2009 г. Авторская программа по алгебре Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.

2. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004 г.

3. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Арифметика», «Алгебра», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».

В рамках содержательных линий решаются следующие задачи:

● систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; формирование и расширение алгебраического аппарата;

● формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;

● получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;

● формирование у школьников представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;

● развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

● совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развитие логического мышления.

Цели:

Изучение математики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения различных задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных источников информации, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.



Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9-м классе отводится 102 часа из расчета 3-х часов в неделю.

Согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» 11 контрольных работ. Следовательно, в примерное планирование учебного материала стр. 53-54 «Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Сост. Бурмистрова Т.А.» авторской программы по алгебре Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова внесены изменения. Первая глава увеличена на 1час за счёт повторения и добавляется одна контрольная работа. Добавляется контрольная работа в главу II и в повторение. В конце года оставляется 4 часа резервного времени, для проведения пробных экзаменационных работ.

Планирование учебного материала

Номер параграфа

Содержание материала

Количество часов

Глава I. Квадратичная функция 23 ч.

1

Функции и их свойства. Входная контрольная работа.

5


Контрольная работа №1

1

2

Квадратный трехчлен

4


Контрольная работа №2

1

3

Квадратичная функция и её график

8

4

Степенная функция. Корень n-й степени

3


Контрольная работа №3

1

Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной 14ч.

5

Уравнения с одной переменной

7


Контрольная работа №4

1

6

Неравенства с одной переменной

5


Контрольная работа №5

1

Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными 17ч.

7

Уравнения с двумя переменными и их системы

12

8

Неравенства с двумя переменными и их системы

4


Контрольная работа №6

1

Глава IY. Арифметическая и геометрическая прогрессии 15ч.

9

Арифметическая прогрессия

7


Контрольная работа №7

1

10

Геометрическая прогрессия

6


Контрольная работа №8

1

Глава Y. Элементы комбинаторики и теории вероятностей 13ч.

11

Элементы комбинаторики

9

12

Начальные сведения из теории вероятностей

3


Контрольная работа №9

1

Повторение 20ч.


Повторение

7


Контрольная работа №10

1


Повторение

6


Итоговая контрольная работа №11

2


Резерв (для проведения пробных экзаменационных работ)

4

Всего

102ч.

Учебно-методический комплект

  1. Алгебра: учебник для 9 класса. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. под ред. Теляковского С.А., −М.: Просвещение, 2009.

  2. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. – М.: Просвещение, 2009.


Основная и дополнительная литература

Для проведения контрольных работ используется:

  1. Сборник «Программы образовательных учреждений». Бурмистрова Т.А. Алгебра.7-9 классы. − М.: «Просвещение»,2009»

  2. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. – М.: Просвещение, 2009.

Для проведения промежуточного контроля используется:

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2009/ ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 128 с.

  2. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 2010. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов н/Д: Легион – М, 2009. – 256 с.

  3. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009. – 240 с.: ил.

  4. Алгебра. 9 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации 2006. под ред. Ф.Ф.Лысенко, Ростов-на-Дону; изд. «Легион», 2005. – 224 с.

  5. Математические диктанты. Алгебра и начала анализа. 7-11 классы. дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 100 с.


Справочные пособия

  1. Алгебра в таблицах. 7-11 кл.: справочное пособие/ Авт.-сост. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 94с.: ил.

  2. Математика: 5-11 кл. Справочные материалы. /А.Г. Мордкович.- М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 112 с.: ил.

  3. Математика: Справ. Материалы: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – 416 с.: ил.

  4. Комплект таблиц по алгебре, 9 класс.

  5. Электронные учебники:

  • Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 7-9. Версия для школьника. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).

  • Уроки математики, 5-10 классы с применением информационных технологий с мультимедийным приложением к урокам. Авторы: Л.И.Горохова и др. М: Глобус, 2009.

  1. Адреса сайтов:

www.fipi.ru

http://www.prosv.ru

http:/www.drofa.ru

https://www.center.fio.ru/som

https://www.rusedu.ru/detail

https://kromshkola.ucoz.ru/load/


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр, тренингов и итоговых собеседований; будут использоваться уроки-соревнования, уроки консультации, зачеты.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Приложения № 4, 5, 6, 7 направлены на закрепление знаний, умений и навыков, ученик, получив бланк с заданием, решает определённое количество заданий и вносит в бланк ответы. Проверку осуществляет или сам ученик или учитель. При организации учебного процесса предусмотрено использование авторских презентаций.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


         Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы.

По алгебре в 9 классе проводятся текущие и одна итоговая письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста. На третьем уроке проводится входная контрольная работа, рассчитанная на 20-25 мин. Учащиеся смогут подготовиться к ней на уроках и за счёт часов неаудиторной занятости. Приложения 6, 7, 8 позволят повторить материал по темам «Квадратные уравнения» и «Квадратные корни» и упростят проверку.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения контрольных работ отводится весь урок или часть урока (входная контрольная работа, контрольная работа №1 и №2 рассчитаны на часть урока). Контрольная работа №11 – итоговая, на неё отводится 2 часа.

Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года.

Самостоятельные работы и тестирование рассчитаны на часть урока (15-25 мин), в зависимости от цели проведения контроля.

Формы контроля ЗУН (ов):

  • наблюдение

  • беседа

  • фронтальный опрос

  • опрос в парах

  • практикум

  • самостоятельная работа

  • тестирование

  • письменная контрольная работа.

ТРЕБОВАНИЯ

к уровню подготовки учащихся 9-х классов

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Алгебра

Уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);

  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;

  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • для описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переведя на язык функций и исследуя реальные зависимости.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь:

  • оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события;

  • в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • при записи математических утверждений, доказательств, решении задач;

  • в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов;

  • при сравнении шансов наступления случайных событий;

  • для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.






















Тематическое планирование уроков


урока

<td wi
Свежие документы:  Методическая система «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уровнях основного и среднего общего образования»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра:


Примерные сроки

пункта

Содержание материала

Тип учебного занятия

Форма урока

Опорные средства обучения

Цели и задачи

Повторение Подготовка к ГИА

Квадратичная функция – 22 ч.

Функции и их свойства, 5 ч.


1

Функция. Область определения и область значений функции

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Лекция


Повторить определение функции, графика функции; учить учащихся находить область определения и область значений функции

П: Решение квадратных уравнений


Закрепление знаний и способов деятельности





Решение задач, вариативные упражнения



2

Свойства функций

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Лекция


Изучить свойства функции, выяснить какими свойствами обладают ранее изученные функции.

П: Разложение многочлена на множители


Закрепление знаний и способов деятельности

Индивидуальная работа (дидактический материал, карточки)

Раздаточный материал по теме «Графики»




Квадратный трехчлен, 4ч.


3

Квадратный трехчлен и его корни.



Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Самостоятельная работа с учебником

Таблица

Внести понятие квадратного трехчлена и его корней

Неравенства


Входной контроль


Закрепление знаний и способов деятельности

Практическое занятие



4

Разложение квадратного трехчлена на множители.







Разложение квадратного трехчлена на множители.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и СД

Практическое занятие. Решение задач.


Рассмотреть теорему о разложении кв. трехчлена на множители.


П: Дробно-рац. уравнения




П:

Чтение графиков функций


4

Закрепление знаний и способов деятельности

Решение задач, вариативные упражнения


Упражнять учащихся в разложении квадратного трехчлена на множители.



Контрольная работа №1 «Квадратичная функция»

Проверка и оценка знаний.


Дидактический материал






Квадратичная функция и ее график, 8 ч.


5

Функция , ее график и свойства

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Лекция

Таблица функции

Ввести определение квадратичной функции, рассмотреть ее графики и свойства.




Выработать у учащихся навык построения графиков квадратичной функции.




П: Сокращение рациональных дробей


Закрепление знаний и способов деятельности

Практическая работа

П: Решение квадратных уравнений


6


Графики функций и



Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Лекция

Таблица. «График квадратичной функции»

П: Решение линейных неравенств


Закрепление знаний и способов деятельности

Практическая работа (построение графиков)


7

Построение графика квадратичной функции

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Объяснение.

Таблица. «График квадратичной функции»

П: Свойства функции


Закрепление знаний и способов деятельности.

Практическая работа


Закрепление знаний и способов деятельности.

Практическая работа.


7

Построение графика квадратичной функции

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Тестирование



КТ: Свойства функций и их графики




Степенная функция. Корень п-й степени, 3 ч.


21,22

Степенная функция

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Таблица

Познакомить учащихся со свойствами степенной функции

П: Свойства степеней