Конспект открытого занятия
Специальность: 250109 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Дисциплина: «Цветочно-декоративные растения и дендрология».
Тема: Семейство Aceraceae — Кленовые.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: сформировать у обучающихся представление о отличительных признаках семейства Aceraceae — Кленовые и видов клена.
Задачи:
— образовательная: формировать способность выявлять общее и особенное, работать с различными источниками информации;
— воспитательная: формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
— развивающая: формировать образную и словесно-логическую память, умение сравнивать, работать в должном темпе.
Междисциплинарное взаимодействие: с дисциплинами «Ботаника», «Биология», «Древоводство», «Экология».
Внутридисциплинарное взаимодействие: тема «Систематика древесных покрытосеменных класса Двудольные».
Методы и приемы обучения: беседа, интеллектуальная разминка, ситуация яркого пятна, мультимедийная презентация, своя опора, опрос по цепочке, выборочный контроль, пометки на полях
Обеспечение занятия: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, таблицы для работы на занятии.
Литература: Громадин А.В. Дендрология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования /А.В.Громадин, Д.Л. Матюхин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 360с.
№ | Этапы занятия (структура) | Цель этапа | Приемы обучения и учения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время |
1. | Организационный момент
| Создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность | Эмоциональное вхождение в урок | Проверяет готовность обучающихся к уроку Озвучивает тему и цель урока Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему
| Делают запись в тетрадь | 2мин. |
2. | Актуализация опорных знаний
| Организовать актуализацию изученного для построения новых знаний | Интеллектуальная разминка
| Формулирует вопросы: Какими древесными формами представлено семейство Кленовые? Встречали ли вы представителей семейства в естественных условиях произрастания? Охарактеризуйте некоторые признаки рода Клён. | Отвечают на поставленные вопросы | 5 мин. |
3. | Мотивация
| Мотивация деятельности через эмоциональный посыл | Ситуация яркого пятна | Создает эмоциональный настрой: «Во все времена года хорош клён, но особенно красив и приметен он осенью, когда его резные листья наливаются всеми оттенками янтаря. И есть в них какая-то трогательная красота, с которой, порой, не могут соперничать самые изысканные цветы. А в аллеях парка, когда деревья сбросили последние листья, долго ещё продолжает радовать глаз яркая мозаика опавшей листвы» | По очереди комментируют | 5мин. |
4. | Усвоение новых знаний Вопрос 1. Характеристика семейства Aceraceae -Кленовые Вопрос 2. Виды Клёна | Организовать построение и реализацию проекта изучения новых знаний | Мультиме дийная презентация (Приложение 1), своя опора
| Формирует представления о семействе Кленовые, роде Клён и его видах Акцентирует внимание на существенных отличиях видов Клёна Комментирует содержание слайдов Осуществляет контроль Обеспечивает мотивацию выполнения работы
| Слушают, рассматривают, сравнивают, выделяют главное, формулируют выводы, заполняют таблицу (Приложение 2) | 60мин |
5. | Контроль усвоения темы занятия
| Организовать самостоятельное выполнение заданий по новым знаниям | Опрос по цепочке | Задает вопросы, позволяющие оценить степень усвоения материала занятия. По каким признакам отличают виды Клёна? | Отвечают на поставленные вопросы | 5мин. |
6. | Коррекция усвоения темы
| Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | Выборочный контроль | Уточняет понимание учащимися материала занятия
| Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | 5мин. |
7. | Подведение итогов занятия | Организовать фиксацию нового содержания и неразрешенных затруднений как направлений будущей учебной деятельности | Беседа | Анализирует результаты деятельности относительно цели | Осуществляют самооценку | 2мин. |
8. | Домашнее задание
| Организовать запись и обсуждение домашнего задания | Беседа | Дает комментарий к домашнему заданию стр. 274-289 по учебнику, определить виды кленов, для выращивания в средней полосе России | Записывают задание в тетрадь | 1мин. |
9. | Рефлексия | Организовать рефлексию | Пометки на полях | Обучающимся предлагается обозначить с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» — знал «!» — новый материал (узнал) «?» — хочу узнать
| Формулируют конечный результат своей работы на занятии | 5мин. |
Преподаватель: О.В. Беляева
Приложение 2
Характерные признаки видов рода Acer – Клён
Виды Клена
Acer platanoides — Клен остролистный
Acer campestre — Клен полевой
Acer pseudoplatanus — Клен ложноплатановый, или Явор (белый)
Acer tataricum — Клен татарский (Неклен, Черноклен)
Acer ginnala — Клен Гиннала, или приречный
Acer tegmentosum — Клен зеленокорый
Acer mandshuricum — Клён маньчжурский
Acer pseudosieboldianum — Клен ложнозибольдов
Acer ukurunduense — Клен желтый, (Клен-береза)
Acer saccharum — Клен сахарный
Acer negundo — Клен ясенелистный, или американский
Древесная форма
дерево
Высота (м)
до 30
Ствол (м)
до 1
Крона
тёмно-
серая
Кора
мелко
трещенов
ватая
Побеги
буроватые со светл. полосами и чечевичками
Листья
5-7лопас
тные, супр
Цветки
зеленов.-жёлтые
Соцветия
щиток
Время цветения
апр-май
Крылатки
желт-бур
под тупым
углом
Отнош. к свету
теневы
нослив
Отношение к влаге
влаголюбив
Отнош. к почве
требоват
Морозоустойчивость
зимостоек
Скорость роста
быстро
Использование в озеленении
парки, аллеи
Особые качества
самосев
Примечание: Пример заполнения таблицы дан по Acer platanoides