Конспект урока по природоведению «Значение питания в жизни организмов. Цепи питания» 5 класс


4


Конспект урока по природоведению в 5 классе

авторская программа Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Составила учитель биологии и химии

Муниципального образовательного учреждения

«Образцовская средняя общеобразовательная школа»

Фроловского района Волгоградской области

Серебрянская Нелля Александровна




ЦЕЛЬ урока: активизировать знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов в природном сообществе на примере пищевых взаимоотношений; формировать понятие «цепь питания»; показать значение питания в жизни организмов; организовать учебную деятельность учащихся по решению проблемной ситуации, самостоятельному поиску необходимой информации в тексте для развития системного и творческого мышления; создать условия для формирования личностных качеств: ответственности, коммуникативности, умения выбирать способ действия и ответа, анализировать; развивать умение работать в паре; развивать монологическую речь учащихся.


ОМСО по природоведению: Питание – признак живых организмов.

Особенности урока: урок усвоения новых знаний с элементами личностно-развивающего обучения.

Тип урока: урок-исследование.


Виды деятельности: восприятие текста на слух, работа с текстом (выбор названий организмов, частично-поисковая деятельность в условиях объяснительно-иллюстративного изложения учителем), ответы на вопросы фронтального опроса (мобилизация опорных знаний), составление цепи питания из рисунков животных и растений, обсуждение различных вариантов решения проблемы, применение знаний в новой ситуации (составление цепи для степи, леса), формулирование выводов в ходе полилога.


ХОД УРОКА:

1. Создание проблемной ситуации и формулирование учащимися главного вопроса, связанного с ней.


Вводно-мотивационный этап.

Сегодня у нас будет необычный урок, сегодня вы будете исследователями. Предметом нашего исследования станут отношения между организмами в природном сообществе. Наша задача – выяснить на уроке: Можно ли жить, не питаясь?


Познавательный этап

1. Чтение отрывка вслух

2. В этом тексте есть много информации о теме нашего сегодняшнего урока. Проявите свою сообразительность?



Один день из жизни небольшого озера.

Послеобеденным летним днём было тихо на маленьком озерце. На поверхности стоячей воды гордо плавали цветки жёлтой кувшинки (кубышки), её круглые листья, казалось, стремились уловить как можно больше солнечного света. Листья рогоза у кромки воды создавали тень, сами стремясь к солнцу, как бы стараясь уловить его лучей как можно больше. Над поверхностью воды жужжали комары, подыскивая жертву, но не все находили себе пищу, так как часто становились добычей охотящихся в полёте стрекоз. На поверхности воды и в её толще тоже кипела жизнь. Хищные личинки стрекоз охотились на личинок комаров и мелких мальков, питающихся водными растениями, а за теми в свою очередь охотились хищные рыбы – ведь это их излюбленный корм. Большая озёрная лягушка, отложив в укромном месте икринки, решила поохотиться на поверхности воды. Ловко орудуя длинным липким языком, она наловила насекомых и, закрыв глаза, вздремнула на солнышке. Так она и не заметила тень от рыжей цапли, которая возникла неожиданно, и к её большому сожалению превратилась в её добычу.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Основные классы неорганических веществ"

Цапля, громко хлопая крыльями, поднялась над озером и улетела. Над поверхностью воды снова воцарилась тишина.


Какие свойства живых организмов вы знаете?

О каком из этих свойств говорится в этом отрывке?

Зачем передвигаются животные?

Почему не передвигаются растения?

Какие способы питания растений вы знаете?


На какие группы можно поделить все организмы, которые вы встретили в тексте?

Чем отличаются растения от животных?


Вспомните порядок размещения героев сказки «Репка», когда они старались вытащить репку.

Подчеркните в тексте названия всех живых организмов.

А в каком порядке вы разместили бы живые организмы из текста?

Сделайте это при помощи картинок у вас на столе.

(учащиеся выполняют работу парами, советуясь друг с другом)


Формулирование вопроса урока: Что связывает эти все организмы? Как можно назвать последовательность этих организмов?



2. Формулирование вариантов решения. Проверка вариантов решения.


Учитель просматривает, как расположили картинки учащиеся и предлагает одному из учеников (сделавшему ошибку) сделать то же у магнитной доски.


Кто не согласен с таким расположением организмов? Почему? (Поиск правильного решения на основе обсуждения)

Для каких организмов вы не нашли места?

Какие организмы можно добавить в вашу схему?


Перед вами ряд организмов, который называется цепь питания. Зелёные растения создают органические вещества в отличие от животных сами.

Рассмотрим рисунок 81 на стр. 116. Какие части растений накапливают органические вещества и для получения каких продуктов питания их использует человек?

При этом они накапливают солнечную энергию. Поэтому в начале цепи питания всегда стоят растения. Когда одни организмы питаются другими, происходит передача энергии от организма к организму. То есть питание необходимо для получения энергии, без которой невозможно движение, размножение, рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности организмов.

Как сформулируем тему нашего урока?

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и пример цепи питания, которую они составили.


Учитель убирает одно звено в цепи и задаёт вопрос:

Что будет с организмами, которые следуют за …?

Почему в природе этого не происходит?

(при помощи магнитной доски показать заменимость одного звена цепи другим)

Цепи питания в природе разветвлённые. И если отсутствует один вид пищи, то его заменяет другой.

Помните, если человек уничтожает живые организмы – он нарушает равновесие в природе. Нет абсолютно вредных организмов – каждый из них звено одной цепи. Не прерывайте её своими необдуманными действиями.

Свежие документы:  Урок на тему «Деление клетки. Митоз»

Демонстрация плаката с цепями питания.


3. Применение знаний в новой ситуации.

Из второго набора картинок составьте цепь питания, которая могла бы существовать в степи или в лесу.

Почему цепь снова получилась разветвлённой?

Распределите живые организмы на группы. По каким признакам вы это сделали?

4. Итоговый этап.

Сегодня мы исследовали взаимосвязи между живыми организмами.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие задания вызвали трудности?

Зачем мы выполняли упражнения на уроке?

Как вы ответите на вопрос параграфа?

(Прочитайте вывод на стр. 119 и сравните со своим ответом)

Как оцениваете работу класса на уроке?

Какие оценки вы сегодня получили?


5. Домашнее задание

Прочитать параграф 24, выполнить два письменных задания из него.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: