Особенности строения и жизнедеятельности Мягкотелых (Моллюсков) и Иглокожих, 7 класс





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

г. Абаза



Блочно – модульная технология


Особенности строения и жизнедеятельности Мягкотелых (Моллюсков) и Иглокожих.


Модуль 3. Тип Моллюски, Тип Иглокожие

(Биология. Животные: Учеб.для 7 кл., авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин)












подготовила учитель биологии

высшей квалификационной категории

Кирилюк Ольга Степановна







г. Абаза

2013 год

Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности Мягкотелых (Моллюсков) и Иглокожих.


Модуль 3. (2 часа) Тип Моллюски, Тип Иглокожие.

Дидактическая цель: в результате овладения содержанием модулей 3и 4 учащиеся должны знать характерные черты строения моллюсков и иглокожих, особенности их жизнедеятельности; уметь описывать, классифицировать, сравнивать представителей изучаемых животных; развивать навыки работы над проектом.


учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: продолжить формирование приемов учебной деятельности; получить представление о моллюсках.


УЭ-1

  1. Выполни задания:


  1. Найдите обобщающее слово к следующим названиям:

а) амеба, гидра, медуза, циклоп, осьминог_______

б) каракатица, медуза, кальмар, ракета_____________

2. Дополните фразы:

а) организмы, обитающие на теле или внутри другого организма и наносящие ему вред, называются________

б) орган дыхания ракообразных и рыб называется_____

3. Проклассифицируйте и укажите основание классификации: виноградная улитка, слизень, устрица, креветка, кораллы.

2. Напишите классификацию типов Моллюсков и Иглокожих. Проклассифицируйте прудовика обыкновенного.

  1. 3. Обсудите результаты работы.



4. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.


Индивидуально, самопроверка.












Индивидуально, затем социализация в парах.



Ваша оценка________

УЭ-2

Цель: развить понятие приспособленность (адаптация) в ходе работы в мастерской; получить информацию о моллюсках и иглокожих, работая над проектом.


  1. Работа в мастерской по теме «Адаптация» 1


  1. Работа над проектом «Знакомство с Моллюсками и Иглокожими».


Задание 1 группе:

Изучить п.11, Тип Моллюски.



Задание 2 группе:

Изучить п.12, Классы Моллюсков.


Задание 3 группе:

Изучить п.13, Тип Иглокожие.


Проблемы:

  1. Разобраться в особенностях строения и жизни моллюсков и иглокожих.

  2. Научиться самостоятельно выбирать материал из учебника и дополнительный из других источников.

  3. Уметь оформить новый материал схематично, доступно и кратко его изложить.


Цель: Расширить представление о многообразии животных форм, познакомиться с характерными особенностями животных, относящихся к типу Моллюсков (Иглокожих), дать их общую характеристику.


Задачи:

  1. Изучить общую характеристику Типа;

  2. Знать особенности строения в связи с приспособленностью к среде обитания;

  3. Значение животных каждого Типа в природе и жизни человека.


Чтобы выполнить задачи, определите, что для этого нужно.

    • Что потребуется из оборудования?

    • Изучить и кратко записать общие признаки моллюсков (иглокожих).

    • Составить вопросы об особенностях строения и процессов жизнедеятельности.

    • Выписать новые понятия и термины, составить кроссворд.

    • Проделать лабораторную работу (из учебника).

    • Прочитать материал учебника и дополнительные сведения из «Книги по зоологии» Яхонтова, «Книги для чтения по зоологии» о многообразии животных разных классов моллюсков и иглокожих.







Работаем вместе с классом.






Каждое задание выполняют 3 группы.




























Подобрать необходимое.


УЭ-3

Работаем над проектом до конца урока. Распределить роли: спикер, хранитель времени, летописец, художник.


Подготовить устное выступление, плакат с наглядным изложением итога работы над проектом.


Этапы работы над проектом:

Этап 1: (5 мин.)

Индивидуаль-

ная работа

Этап 2. (7 мин.)

Работа в парах.


Этап 3. (10 мин.)

Работа в четверках.


УЭ-4

Подведение итогов урока.

Оцените свою работу на уроке: «отлично», « хорошо», «плохо». Творческое задание: используя дополнительную литературу, выясни, какое влияние оказывает человек на численность моллюсков и как это отражается на человеке.

Подчеркните нужное слово.



Приложение

Адаптация (приспособленность).


Методический прием – работа в мастерской.

Задачи:

Обеспечить условия для:

а) понимания, что адаптация – процесс и результат одновременно;

б) осознания, что адаптация – скачок в новое качество.


Расположение учащихся: в три группы.

Оборудование: чучела разных животных.


Алгоритм


Индивидуально в тетради: напишите словосочетание «адаптация организма», попробуйте дать определение. Какие вопросы вы поставили бы для раскрытия его смысла?

Социализация смыслов и вопросов.

В группе: ответьте на вопрос: Адаптация – это процесс или результат?

Прошу закрыть глаза, приношу чучела животных (лучше незнакомых участникам). Надо определить на ощупь в какой среде живет животное, чем оно питается. После выполнения задания чучела убирают.

Открыть глаза и нарисовать всей группой на одном листе « свое» животное.

Социализация рисунков с пояснениями. Демонстрация чучел животных.

Отвечаем на вопрос. Должны придти к выводу, что адаптация – это результат, т.к. животные приспособлены к той среде, в которой они живут.

Игра. Игра с мячом для всех участников. Цель (не говорить ее) – дать возможность убедиться, что адаптация – возникновение чего-то нового, скачок вперед, что это-процесс. (В игре — нахождение решения стоящей задачи, улучшение результата).

Время отмечать на доске в секундах в столбик.

Задание: бросить мяч другому и поднять вверх руку, далее мячик должен оказаться у тех, у кого не поднята рука. Конец упражнения – когда мячик побывал у всех.

Справиться надо как можно быстрее.

Следующие ходы игры:

А) Можно ли улучшить время? (Повторяем попытки).

Б) Провокация: Здесь есть возможность улучшить результат.

В) Посовещайтесь: как можно добиться улучшения времени?

Г) Мини-рефлексия: благодаря чему смогли улучшить время? Обсуждение результатов, формулирование вывода.

Вывод: адаптация — и процесс и результат ,крупный скачок, возникновение нового качества.

Индивидуально и в группе: напишите слово «приспособленность», найдите в этом слове главную часть, несущую суть явления.

Социализация идей (от слова «способ», найти способ и возможность хорошо устроиться в определенной среде, соответствовать ей, выживать ). Привести слова Дарвина: «Выживает наиболее приспособленный».

Рефлексия:

— теперь я вижу, что я могу сделать, чтобы быть приспособленным;

— я понял, что адаптация это – хорошо/плохо;

— я понимаю, чтобы выжить, надо…, чтобы жить – надо…;

— и тут мне пришла в голову неожиданная и ценная мысль…;

— работа в мастерской мне понравилась/не понравилась потому, что…









Использованная литература:

  1. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин Биология. Животные: учебник для 7 кл. М.:Дрофа,2002

  2. А.А. Яхонтов Зоология для учителя под редакцией проф.И.Х. Шаровой, М.:Просвещение,1982

  3. Г.И. Лернер Биология животных Тесты и задания,М.:Аквариум,2000

  4. Н.И.Белова, Н.Н. Наумова Экология в мастерских. Методическое пособие.-СПб.:Паритет,2004

  5. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение,1997



1 Приложение

Свежие документы:  Контрольная работа для 9 класса «Клеточный уровень. Обобщение»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: