МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50 г. Абаза |
Блочно – модульная технология
Особенности строения и жизнедеятельности Мягкотелых (Моллюсков) и Иглокожих.
Модуль 3. Тип Моллюски, Тип Иглокожие
(Биология. Животные: Учеб.для 7 кл., авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин)
подготовила учитель биологии
высшей квалификационной категории
Кирилюк Ольга Степановна
г. Абаза
2013 год
Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности Мягкотелых (Моллюсков) и Иглокожих.
Модуль 3. (2 часа) Тип Моллюски, Тип Иглокожие.
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием модулей 3и 4 учащиеся должны знать характерные черты строения моллюсков и иглокожих, особенности их жизнедеятельности; уметь описывать, классифицировать, сравнивать представителей изучаемых животных; развивать навыки работы над проектом.
Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка | |
УЭ-0 | Цель: продолжить формирование приемов учебной деятельности; получить представление о моллюсках. |
|
УЭ-1 |
а) амеба, гидра, медуза, циклоп, осьминог_______ б) каракатица, медуза, кальмар, ракета_____________ 2. Дополните фразы: а) организмы, обитающие на теле или внутри другого организма и наносящие ему вред, называются________ б) орган дыхания ракообразных и рыб называется_____ 3. Проклассифицируйте и укажите основание классификации: виноградная улитка, слизень, устрица, креветка, кораллы. 2. Напишите классификацию типов Моллюсков и Иглокожих. Проклассифицируйте прудовика обыкновенного.
4. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
| Индивидуально, самопроверка.
Индивидуально, затем социализация в парах.
Ваша оценка________ |
УЭ-2 | Цель: развить понятие приспособленность (адаптация) в ходе работы в мастерской; получить информацию о моллюсках и иглокожих, работая над проектом.
Задание 1 группе: Изучить п.11, Тип Моллюски. Задание 2 группе: Изучить п.12, Классы Моллюсков. Задание 3 группе: Изучить п.13, Тип Иглокожие. Проблемы:
Цель: Расширить представление о многообразии животных форм, познакомиться с характерными особенностями животных, относящихся к типу Моллюсков (Иглокожих), дать их общую характеристику. Задачи:
Чтобы выполнить задачи, определите, что для этого нужно.
|
Работаем вместе с классом.
Каждое задание выполняют 3 группы.
Подобрать необходимое.
|
УЭ-3 | Работаем над проектом до конца урока. Распределить роли: спикер, хранитель времени, летописец, художник.
Подготовить устное выступление, плакат с наглядным изложением итога работы над проектом. |
Этапы работы над проектом: Этап 1: (5 мин.) Индивидуаль- ная работа Этап 2. (7 мин.) Работа в парах.
Этап 3. (10 мин.) Работа в четверках.
|
УЭ-4 | Подведение итогов урока. Оцените свою работу на уроке: «отлично», « хорошо», «плохо». Творческое задание: используя дополнительную литературу, выясни, какое влияние оказывает человек на численность моллюсков и как это отражается на человеке. | Подчеркните нужное слово. |
Приложение
Адаптация (приспособленность).
Методический прием – работа в мастерской.
Задачи:
Обеспечить условия для:
а) понимания, что адаптация – процесс и результат одновременно;
б) осознания, что адаптация – скачок в новое качество.
Расположение учащихся: в три группы.
Оборудование: чучела разных животных.
Алгоритм
Индивидуально в тетради: напишите словосочетание «адаптация организма», попробуйте дать определение. Какие вопросы вы поставили бы для раскрытия его смысла?
Социализация смыслов и вопросов.
В группе: ответьте на вопрос: Адаптация – это процесс или результат?
Прошу закрыть глаза, приношу чучела животных (лучше незнакомых участникам). Надо определить на ощупь в какой среде живет животное, чем оно питается. После выполнения задания чучела убирают.
Открыть глаза и нарисовать всей группой на одном листе « свое» животное.
Социализация рисунков с пояснениями. Демонстрация чучел животных.
Отвечаем на вопрос. Должны придти к выводу, что адаптация – это результат, т.к. животные приспособлены к той среде, в которой они живут.
Игра. Игра с мячом для всех участников. Цель (не говорить ее) – дать возможность убедиться, что адаптация – возникновение чего-то нового, скачок вперед, что это-процесс. (В игре — нахождение решения стоящей задачи, улучшение результата).
Время отмечать на доске в секундах в столбик.
Задание: бросить мяч другому и поднять вверх руку, далее мячик должен оказаться у тех, у кого не поднята рука. Конец упражнения – когда мячик побывал у всех.
Справиться надо как можно быстрее.
Следующие ходы игры:
А) Можно ли улучшить время? (Повторяем попытки).
Б) Провокация: Здесь есть возможность улучшить результат.
В) Посовещайтесь: как можно добиться улучшения времени?
Г) Мини-рефлексия: благодаря чему смогли улучшить время? Обсуждение результатов, формулирование вывода.
Вывод: адаптация — и процесс и результат ,крупный скачок, возникновение нового качества.
Индивидуально и в группе: напишите слово «приспособленность», найдите в этом слове главную часть, несущую суть явления.
Социализация идей (от слова «способ», найти способ и возможность хорошо устроиться в определенной среде, соответствовать ей, выживать ). Привести слова Дарвина: «Выживает наиболее приспособленный».
Рефлексия:
— теперь я вижу, что я могу сделать, чтобы быть приспособленным;
— я понял, что адаптация это – хорошо/плохо;
— я понимаю, чтобы выжить, надо…, чтобы жить – надо…;
— и тут мне пришла в голову неожиданная и ценная мысль…;
— работа в мастерской мне понравилась/не понравилась потому, что…
Использованная литература:
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин Биология. Животные: учебник для 7 кл. М.:Дрофа,2002
А.А. Яхонтов Зоология для учителя под редакцией проф.И.Х. Шаровой, М.:Просвещение,1982
Г.И. Лернер Биология животных Тесты и задания,М.:Аквариум,2000
Н.И.Белова, Н.Н. Наумова Экология в мастерских. Методическое пособие.-СПб.:Паритет,2004
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение,1997
1 Приложение