Разработка урока по биологии в 8 классе на тему «Скелет человека. Осевой скелет»


МОБУ СОШ д.Первомайская

МР Мелеузовский район РБ





Методическая разработка урока

по биологии в 8 классе

на тему:

«Скелет человека. Осевой скелет»

(Учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М.Дрофа,2002г)



учителя биологии

1 категории

МОБУ СОШ

д.Первомайская

Гайсиной Елены Иркиновны

педагогический

стаж 14 лет








2008год


Тема: Скелет человека. Осевой скелет.


Цель урока:

  1. Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.

  2. Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой.

  3. Определить основные навыки по сохранению правильной осанки и связать их со здоровьем человека.


Задачи урока:

  1. Изучить основные отделы скелета человека: осевой – череп и позвоночник; скелет поясов и свободных конечностей.

  2. Выяснить функции отделов и костей в частности.

  3. Определить понятие «осанка»

  4. Научиться следить за своей осанкой, корректировать её состояние.

  5. Изучить типичные заболевания, связанные с опорной системой.


Методы и формы:

  1. Проблемно-поисковый;

  2. Групповая работа по созданию проекта.


Ход урока

  1. Организационный момент (2мин)

Учитель: приветствую вас, о уважаемые светила медицины! Благодарю за то, что сумели найти время и посетить стены этой школы, дабы поделиться своими мудростью и опытом. Прошу всех усаживаться поудобнее, мы начинаем наше заседание.


  1. Проверка домашнего задания (10-15 мин)

Учитель: Я знаю, что вы пришли сюда не с пустыми руками, а прихватили с собой весь арсенал знаний, что накопился в ваших светлых умах по вопросу строение кости. Я прошу поделиться своими открытиями в этой области нескольких человек, после чего мы продолжим свои исследования по этой теме.

А) Уважаемый(ая)…………, прошу Вас прокомментировать данный рисунок (на доске изображена бедренная кость с указанием надкостницы, хряща, головки и тела кости, а так же костные пластинки в губчатом веществе). На подготовку отводится 2-4 минуты





Б) Доктор……… поведает нам о строении костей, которые он изучил с особым старанием. Он зачитает свой доклад, в котором, к сожалению, некоторые слова стёрлись, но думаю, что знающему человеку это не помеха.


«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости наружная часть головок покрыта……………………., а суставные поверхности головок…………………………

Внутри головок находится …………., содержащее……………., в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из………………, внутри которого находится …………….. . Она заполнена …………, представляющим в основном жировую ткань».

На «отлично» учащийся сам подбирает пропущенные слова, если есть затруднения то можно дать варианты ответа, но оценка снижается на балл.


(суставной хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг)


В) Пока учёные коллеги думают, давайте вместе обсудим такую ситуацию. В травм пункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой трещину голени. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?

(бабушка и внук)

Вторая ситуация: часто от учителей и воспитателей можно слышать такую фразу «Сидите прямо, не горбитесь!», а вот завуч или директор учителям такого не говорят, хотя те тоже много времени проводят за столом. Почему?

(осанка уже сформировалась)


Учитель: проверяем наших учёных, комментируем их ответы. Вносим дополнения и исправления, если нужно. (Выставляются оценки.)

При необходимости опросить большее количество учащихся предлагаю выполнить ряд заданий из рабочей тетради (тех же авторов, что учебник) №31, 33, или раздаю карточки (см приложение)

3.Изучение нового материала

Что ж, уважаемые коллеги, раз мы провели подготовительную работу, значит можем переходить к основной цели нашего совещания. Кто знает – кто такой Квазимодо? Какие эпитеты мы можем для него подобрать? А о ком говорят: «Идёт, что лебёдушка плывёт»? «Стройный как кипарис». «Грациозная, как лань». В чём кроются столь сильные различия в людях, каковы причины таких различий? Помочь в ответах на эти вопросы, призван наш сегодняшний консилиум.

Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк, основа, придающая телу определённую форму и соответствующие функции. Мы уже знаем, что скелет состоит из 220 костей массой около 5 кг и выполняет 3 основные функции. Может этих знаний достаточно? Есть ли необходимость изучать кости в отдельности?

Разберём такую ситуацию: в поликлинике, делая прививку от гриппа, пациент спрашивает, куда будет сделана инъекция. Ему ответили – в плечо, на что он отогнул воротник рубашки и подставил «плечо». Позже выяснилось, что место укола пациент определил неверно.

Другая ситуация: выполняя л/р учащиеся выяснили, что пульс отыскивают на внутренней стороне предплечья. Ребята стали искать выше локтя, перед «плечом» и конечно ничего не нашли. Что можно сказать по поводу двух ситуаций, каких знаний не хватило их участникам?

Верно, мы не знаем состав скелета, название и местоположение его костей. Предлагаю изучить их совместно, в конце работы собрав все кости воедино ( из предложенного списка костей каждая группа выберет кости своего отдела и наклеит=напишет их на схему человека, изображённую на ватмане)


А) Работа в парах с презентацией «Скелет человека» для ознакомления с особенностями состава и строения скелета.


Б) разбиваемся на 2 (4) группы не менее 4-х человек в каждой, обязательно наличие лидера этой группы;


В) обговариваются правила общения во время работы в группе:

Каждый имеет:

  • Право на аргументированное мнение

  • Право на ошибку

  • Искренне выслушивать другого

  • Не торопиться


Г) Каждая группа получает конверт с перечнем костей. Ваша задача выбрать кости только вашего отдела и правильно разместить их на схеме человека (рисунок на ватмане). При этом возможно использовать материалы § 11,12, раздаточный материал. По итогам работы мы получаем схему – рисунок скелета, который пригодится в дальнейшем при изучении типов соединения костей и служит результатом (проектом) данного урока.


4. Закрепление

Каждая группа называет и показывает на схеме кости, давая краткие характеристики – эпитеты, при необходимости вновь возвращаемся к презентации.

Лобная – плоская, непарная, мозговой отдел

Грудина – плоская, непарная, грудная клетка

Берцовая – трубчатая, парная, голень

Позвонок – короткая, позвоночник

Нижняя челюсть — лицевой отдел, непарная, подвижная


Как вы считаете, ваши коллеги из других групп справились с заданием? А как вы оцениваете свою работу?

Для проверки предлагаю разгадать кроссворд, который поможет с выставлением оценки.

1-2

2-4

3-3

4-2

5-3

6-5

7-2


1









2







3









4








5








6









7








  1. плоская кость пояса верхней конечности

  2. нижний отдел свободной верхней конечности

  3. часть стопы или кисти

  4. парная кость мозгового отдела

  5. подвижная кость предплечья

  6. отдел позвоночника из 12 позвонков

  7. непарная, фронтальная кость черепа


  1. Домашнее задание

§11,12 выполнить задание в рабочей тетради № 35 –39






















Приложение

1 Поверка Д/З


«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости наружная часть головок покрыта……………………., а суставные поверхности головок…………………………

Внутри головок находится …………., содержащее……………., в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из………………, внутри которого находится …………….. . Она заполнена …………, представляющим в основном жировую ткань».

На «отлично» учащийся сам подбирает пропущенные слова, если есть затруднения то можно дать варианты ответа, но оценка снижается на балл.


(суставной хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг)




Конверт для групповой работы

1група – череп 2 группа – позвоночник 3 группа – верхние конечности (с поясом) 4 группа – нижние конечности (с поясом)


Копчик

Носовая

Рёбра

Грудина

Лобная

Ключица

Таз

Грудной отдел

Теменная

Лопатка

Фаланги

Плюсна

Кисть

Бедренная

Плечевая

Лучевая

Берцовая

Височная

Затылочная

Локтевая

Верхняя челюсть

Скуловая

Поясничный отдел

Крестец


Свежие документы:  Урок по теме: "Дыхательный механизм. Регуляция дыхания"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: