Конспект урока по Химии «Природные источники углеводородов»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

Рузаевского муниципального района



























Подготовила и провела:

Фоменкова Н.И.







Тема урока: «Природные источники углеводородов»


Цели урока:

показать учащихся, что природные и попутные нефтяные газы являются не только топливом, но и источником сырья химической промышленности;

осветить народно-хозяйственное значение углеводородов, показать их роль в научно-техническом прогрессе в различных отраслях народного хозяйства; показать экономические и экологические аспекты применения природных источников углеводородов;

сформировать умение гигиенически и экологически грамотно общаться с веществами в быту и на производстве; дать возможность рассмотреть способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами ее переработки.



Оборудование: памятка для учащихся, как готовится к уроку семинару; план

проведения урока; карта месторождений природных источников углеводородов; наглядные таблицы: «Состав природного и попутного нефтяного газов (в % по объему)», «Характеристика попутных нефтяных газов», «Основные виды крекинга», рисунок, демонстрирующий перегонку нефти «Трубчатая печь и ректификационная колонна», коллекция «Нефть и продукты ее переработки»; тестовые задания; флакон с нефтью; стеклянная палочка; химический стакан с водой.



Тип урока: семинарское занятие повторительно-обобщающего типа.

Межпредметные связи: география, история, экология.













План проведения урока – семинара



  1. Организационный момент


  1. Актуализация знаний учащихся


  1. Природные и попутные нефтяные газы: состав, добыча. Газ как химическое сырье.


  1. Нефть: состав и физические свойства.


  1. Нефтехимия: перегонка нефти, способы химической переработки.


  1. Бензин: свойства и физиологическое действие на организм человека.


  1. Проблема защиты окружающей среды от загрязнения

нефтепродуктами и пути их решения.


  1. Обобщение материала


  1. Контроль знаний учащихся с использованием тестовых заданий


  1. Итоги урока.



























Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступление

Углеводороды сегодня являются основными источниками энергетического и химического сырья. Из углеводородов нефти, газа производится около 95% органических материалов и 75% энергии.

Природными источниками углеводородов являются: природный газ, попутные нефтяные газы нефть и твердые горючие ископаемые.

Сегодня на уроке будут рассмотрены вопросы добычи, транспортировки и переработки природного и попутного нефтяных газов, нефти; а также вопросы экономического и экологического использования природных источников углеводородов.


  1. Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос:

  1. Покажите на карте важнейшие месторождения природных источников углеводородов, в частности природного газа и нефти.


  1. Каков состав природного газа? Какие преимущества по сравнению с другими видами топлива имеет природный газ?


  1. Для каких целей используется природный газ в химической промышленности? Составьте соответствующие уравнения химических реакций.


  1. Чем отличаются попутные нефтяные газы от природного газа? Охарактеризуйте основные продукты, получаемые из попутных нефтяных газов. Для каких целей они используются?


! Говоря о природном газе, необходимо обратить внимание учащихся на правила безопасного пользования газовыми плитами, баллонами и водонагревательными колонками. Учащиеся должны знать о способах обнаружения утечки газа по запаху, а также необходимость удаления из помещения газа.


  1. Что представляет собой нефть по составу и физическим свойствам?


Демонстрация: нефть и ее физические свойства.


Сообщение учащегося: «История зарождения и развития нефтеперерабатывающей промышленности»


  1. Какие продукты образуются в результаты первичной переработки нефти и где они применяются?


  1. Что представляет собой вторичная переработка нефти?


  1. Охарактеризуйте бензин, получаемый с помощью термического и каталитического крекингов.


  1. Какое отравляющее действие оказывает бензин на организм человека?


  1. Предложите способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами ее переработки.


  1. Контроль знаний с использованием тестовых заданий.



  1. Итоги урока (подведение результатов работы, выставление оценок и их аргументирование).

































Тест по теме «Природные источники углеводородов»


  1. Основной компонент природного газа

а) метан б) этан в) пропан


  1. Чем выше относительная молекулярная масса углеводорода, тем ________ его в природном газе

а) больше б) меньше


  1. Природный газ используется как

а) топливо б) топливо и сырье для переработки

в) сырье для химической промышленности


  1. В попутном нефтяном газе больше

а) метана б) гомологов метана


  1. Нефть – это

а) маслянистая жидкость, хорошо растворимая в воде

б) жидкость черного цвета, тяжелее воды

в) маслянистая жидкость темного цвета, легче воды


  1. Состав нефти различных месторождений

а) одинаков б) различен


  1. Самый легкий нефтепродукт – это

а) мазут б) керосин в) газойль г) бензин


  1. Бензин термического крекинга

а) содержит непредельные углеводороды

б) устойчив при хранении

в) содержит углеводороды разветвленного строения





Свежие документы:  Проверочная работа по теме «Теория строения органических веществ и Углеводороды» 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: