Конспект урока по химии в 9 классе «Углерод»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 64

г. Краснодара









Конспект урока по химии

в 9классе

«Углерод»









подготовила учитель химии

Музыченко-Бакланова Галина Леонидовна.












Урок – презентация по теме «Углерод»


Цели урока. Рассмотреть положение углерода в Периодической системе элементов. Ознакомить учащих­ся с нахождением углерода в природе, его алло­тропными модификациями. Дать понятие об ад­сорбции. Сформировать знания о химических свойствах углерода. Охарактеризовать области применения алмаза, графита и угля. Сформиро­вать понимание связи между строением веще­ства, его свойствами и применением.

Изучаемые вопросы. Углерод как химический элемент: положение в Периодической системе, строение атома, электроотрицательность, максимальная и ми­нимальная степени окисления. Нахождение уг­лерода в природе. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит). Сравнительная характеристика стро­ения и свойств алмаза и графита. Применение алмаза, графита и угля. Адсорбционные свойс­тва активированного угля. Химические свойс­тва (окислительно-восстановительная двойс­твенность) углерода: горение и восстановление металлов из их оксидов, взаимодействие с ме­таллами и водородом.

Тип урока. Урок изучения нового материала.


Оборудование и реактивы:

1.мультимедийный проектор, ноутбук, презентации, учебник.

2. периодическая система Д.И.Менделеева;

3. реактивы: растворы черных чернил, перманганата калия,

медного купороса, сока столовой свеклы, уголь активиро-

ванный, вата, речной песок, воронки – 4 шт., стаканы – 4 шт.

По ходу урока демонстрация слайдов презентации и опытов, работа с периодической системой Д.И.Менделеева, выполнение тестовых заданий.

Ход урока.

  1. Организационный этап: знакомство с темой целями и задачами урока (слайд1,2)

  2. Изучение нового материала:

1.Учитель: Сегодня мы начинаем изучать элементы 4 группы главной подгруппы периодической системы. (слайд 3).

Учащихся вместе с учителем работают с периодической системой Д.И.Менделеева. Учитель знакомит учащихся с происхождением названия элементов, и их распространенностью в природе (слайд 4).

2 Учитель дает общую характеристику элементов IVА группы.

1) Строение атомов элементов подгруппы углерода, сходство и различие Валентные электроны в атомах (слайд 5).

2) Их классификация на металлы и неметаллы. (слайд 6).

3) Возможные степени окисления элементов.

4) Изменения свойств по группе от углерода к свинцу.

5) Оксиды элементов, их устойчивость.

6) Водородные соединения элементов, их строение и нахождение в природе.

Учитель задает вопросы для закрепления

1. Что общего у элементов подгруппы углерода в строении атомов и в чём различие?

2. Как изменяются свойства элементов от углерода к свинцу?

3. Какую степень окисления проявляют они в оксидах и водородных соединениях?

3.Учитель переходит к изучению углерода (слайд 7).Учащиеся находят углерод, указывают его местоположение в периодической системе (порядкоый №, Ar, № периода, № группы, подгруппу) и записывают данные в тетрадь. На основании своих данных записывают строение его атома. Отвечают на вопросы: сколько ē находится на внешнем энергетическом уровне атома углерода? Каковы возможные степени окисления?

4. Далее учитель рассказывает о простом веществе углероде, о его физических свойствах(слайд 8),распространенности в природе (слайд 9) и аллотропных модификациях(слайд 10).

Учитель дает вопросы для закрепления:

1.Какие аллотропные видоизменения углерода вы узнали?

2. Являются ли древесный и каменный уголь аллотропными изменениями углерода?

3. Почему столько много аллотропных модификаций углерода?

5. Учитель знакомит учащихся с явлением адсорбции(слайд -11). Демонстрирует явления адсорбции (показывает опыт).

Опыт. В 4 воронки поместить рыхлый слой ваты, порошок растертых таблеток активированного угля и небольшой слой предварительно промытого и высушенного речного песка. В 1 воронку налить разбавленный раствор чернил, во 2 воронку – раствор перманганата калия, в 3-й — раствор медного купороса, в 4 воронку – раствор сока столовой свеклы. Для собирания жидкости, прошедшей через слой адсорбента, под воронки поместить стакан. В него стекает бесцветная, прозрачная жидкость.

Учащиеся записывают в тетрадь определение данного явления и его применение.

6. Учитель разбирает химические свойства углерода (слайд -12).

Учащиеся сами составляют электронный баланс для химических реакций:

с металлами, водородом (как окислитель), с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами (как восстановитель) – и записывают

в тетрадь

7.Учитель знакомит учащихся с применением углерода (слайд -13).

III.Закрепление знаний, умений, навыков.

Вопросы для закрепления:

1. Какие свойства проявляет углерод при взаимодействии с металлами и неметаллами?

2. Какая степень окисления у него в карбидах?

3.Почему углерод может восстанавливать металлы и некоторые неметаллы из их оксидов?

4.С помощью каких явлений ,которые мы наблюдаем в жизни ,можно доказать, что хлеб, молоко и мясо содержат углерод?

5. Почему активированный уголь применяют в медицине и противогазах?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Можно на закрепление дать тестовые задания, разработанные учителем IV.Домашнее задание: § 38 №1,2


Список используемых материалов

Используемая литература

Химия 9 класс Новошинский И. Й. Новошинская Н.С

Москва ОНИКС 2005г

Химия для поступающих в ВУЗы Г.П Хомченко Москва Высшая школа 1985г

Компакт-диск «Химия элементов» издательство «Учитель».

http://900igr.net/kartinki/khimija/Allotropijaugleroda/014-Fullereny.html

http://900igr.net/prezentatsii/khimija/Allotropijaugleroda/004-Allotropija.html

almaz.jpg virtuozo.taba.ru



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Правописание слов с сочетаниями ЖИ - ШИ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: