Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева города Тайшета» Иркутской области
Урок учителя химии Никитюк Любовь Федоровны
Урок предназначен для учащихся 8 класса базового уровня общеобразовательной школы по программе Г.Е. Рудзитиса
Тема: Свойства воды
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
— изучить химические свойства воды;
— научиться составлять уравнения химических реакций взаимодействия воды
с металлами и оксидами металлов и неметаллов.
Развивающие:
— продолжать формировать у учащихся умения составлять уравнения реакций;
— способствовать развитию речи учащихся;
— способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные:
— воспитание осознанной потребности в знаниях;
— совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;
— развивать любознательность.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
— кабинет химии, персональный компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение:
— рабочая тетрадь учащихся, учебник;
— презентация Power Point.
Основные понятия: активные металлы, гидроксиды, металлы средней активности, оксиды металлов и неметаллов, кислоты, реакции разложения, замещения и соединения.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | № слайда презен- тации
| |
I.Организационный момент
| Сообщение темы и цели урока: Ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке? | Отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока | № 1, 2
|
II. Актуализация знаний учащихся
| Ведется фронтальный опрос о воде в природе и способах её очистки | Отвечают на вопросы учителя |
|
III. Изучение нового материала 1. Строение молекулы воды
| Ведется беседа по вопросам: 1.Приведите химическую формулу воды; 2.Из каких элементов состоит молекула воды? Рассмотрим строение воды | Отвечают на вопросы учителя, зарисовывают в тетради формулу воды | № 3
|
2. Физические свойства воды | Какие свойства воды вам известны из курса физики и природоведения? | Отвечают на вопросы, записывают физические свойства воды в тетрадь, просматривают слайды
| № 4, 5, 6 |
3. Химические свойства воды 1.а) взаимодействие активных металлов с водой | 1.Все металлы по химической активности можно разделить на три группы: активные, средней активности и малоактивные. (Обращаемся к ряду активности металлов) При комнатной температуре вода взаимодействует с активными металлами (смотрим видеофрагмент)
| Работают с рядом активности металлов, просматривают видеофрагмент | № 7 |
| Записываю уравнение реакции взаимодействия лития с водой: 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2↑ гидроксид лития (класс — основания)
? К какому типу относятся данные реакции?
| Записывают уравнение в тетрадь. Затем на закрепление у доски и в тетрадях пишут реакции с Na,K,Ca 2Na + 2NaOH = 2NaOH + H2 гидроксид натрия 2K + 2H2O = 2KOH + H2 Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2 гидроксид кальция просматривают опыт «Ввзаимодействие кальция с водой» (Ответ: реакции замещения) |
№ 8
8
9
|
| ? Почему раствор гидроксида натрия прозрачный, а раствор гидроксида кальция непрозрачный? | Отвечают на вопрос, работают с таблицей растворимости. Записывают определение: Щелочи – растворимые в воде основания | 10 |
1.б) взаимодействие с водой металлов средней активности и малоактивных металлов | ? Как вы думаете, металлы средней активности могут взаимодействовать с водой?
? К какому типу относятся данные реакции? | Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь уравнения реакций: Zn + H2O = ZnO + H2 3Fe + 4H2O = Fe3O4 + H2
(Ответ: реакции замещения) | 11 |
2.Взаимодействие воды с оксидами | ? Как вы думаете, вода может взаимодействовать с оксидами металлов? | Высказывают свои предположения |
|
2.а) взаимодействие воды с оксидами активных металлов
| Записываю уравнение: Na2O + H2O = 2NaOH | Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно записывают уравнения: CaO + H2O = Ca(OH)2 K2O + H2O = 2KOH | 12
|
| ? Что получиться при взаимодействии воды с оксидами неметаллов? | Высказывают свои предположения, смотрят опыт «Взаимодействие оксида серы (IV)с водой | 13 |
2.б) взаимодействие оксидов неметаллов с водой | Записываю уравнение: SO2 + H2O = H2SO3 сернистая кислота
? К какому типу относятся данные реакции? | Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно составляют уравнения: SO3 + H2O = H2SO4 серная кислота P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 ортофосфорная кислота (Ответ: реакции соединения) | 14
15 |
3. Разложение воды под действием электрического тока | ? Вспомните, что получится из воды, если через неё пропустить электрический ток? К какому типу относится данная реакция? | Отвечают на вопрос, записывают уравнение реакции: 2H2O → 2H2 + O2 (Ответ: реакция разложения) | 16 |
IV. Рефлексия | Подвожу итоги урока, выставляю оценки за урок | Заканчивают предложения: Я узнал… Я научился… Я понял… | 17 |
V. Домашнее задание | Даю домашнее задание | Записывают домашнее задание в тетрадь | 18 |
Литература:
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 8 класс, Москва, «Просвещение», 2011 год