Открытый урок по химии по теме: «Химические реакции» 8 класс


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»











Открытый урок по химии

по теме: «Химические реакции»

8 класс








Учитель химии I категории

Антонова Татьяна Юрьевна















Городской округ Рефтинский

Тема: «Химические реакции»

Цель: проверка знаний учащихся по теме, уме­ний расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, решать расчетные задачи, проводить химический эксперимент, наблюдать, анализировать.

Тип урока: Контроль знаний.

Форма урока: Урок-игра.

Методы: наглядный, практический.

Средства:

  • Компьютер, медиапроектор, презентация.

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  • Спиртовка, спички, пробирки, реактивы (карбонат меди (II), магний, раствор соляной кислоты, оксид меди (II), раствор хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия, раствор хлорида меди (II).


Подготовительный этап.

Класс заранее делится на команды по 4 человека (можно 5), 2-3 ученика (наиболее активно проявившие себя на предыдущих уроках) входя в состав жюри в месте с учителем.


Методика проведения.

  • Урок проходит по типу телевизионной передачи «Своя игра».

  • Игровое поле содержит 4 блока заданий (теория, задачи, практические задания, уравнения реакций), с разным уровнем сложности (на 10, 20, 30, 40, 50 баллов).

  • Каждая команда по очереди выбирает блок и уровень вопроса. На теоретический вопрос дается 15 секунд, на решение и оформление задачи на доске 7-8 минут, на выполнение химического эксперимента 5-6 минут, на уравнения реакций 4-5 минут (задачи и уравнения записывать на доке).

  • При выполнении заданий, команда может воспользоваться помощью учителя, других учеников, но за каждую подсказку вычитается один балл.

  • Члены жюри не только проверяют правильность ответов, но и отмечают работу каждого члена команды. Т. е. каждый ученик должен принимать участие в работе.

  • В конце игры подводятся итоги. Если команда набрала 40-99 баллов, то каждый член команды получает оценку «3», 100-159 баллов – «4», 160-200 баллов «5».

  • Прежде чем команды начнут выбирать вопросы, проводится разминка, по результатом которой определяется очередность. Каждой команде по очереди задаются вопросы. За правильный ответ – 1 балл. Команда, набравшая большее количество баллов начинает

первой, а дальше по уменьшающей.


План проведения.

  1. Разминка.

  2. Игра.

  3. Подведение итогов, выставление оценок.



Вопросы для разминки.

    1. Что изучает химия?

    2. Что такое химическое уравнение?

    3. Что показывает индекс в химической формуле?

    4. Что показывает коэффициент?

    5. Формула воды?

    6. Химическое явление по другому называется…?

    7. В экзотермических реакциях теплота поглощается или выделяется?

    8. Сколько веществ образуется в результате реакции соединения?

    9. Сколько веществ, вступает в реакцию обмена?

    10. Сгорание дров это явление физическое или химическое?

    11. Испарение воды это явление физическое или химическое?

    12. Фамилия ученого, открывшего закон сохранения массы?

    13. Какие вещества образуются в результате реакции соединения?

    14. Сколько веществ, вступает в реакцию разложения?

    15. Численно чему равна молярная масса вещества?

    16. Растворение сахара это химическое или физическое явление?

    17. Вещества состоят из молекул, а молекулы…?

    18. Какие агрегатные состояния характерны для воды?

    19. Формула углекислого газа?

    20. Явление, в результате которого новых веществ не образуется, называется… ?



Шкала оценок членов команды. (Заполняют члены команды)


  1. не работал;

  2. частично принимал участие;

  3. работал;

  4. активно работал.


Фамилия имя

Баллы

Сумма баллов

Оценка


Теория


Задачи


Уравнения


Практические

задания

Иванов

Сергей

3

2

4

4

13

13/ 4= 3

> «4»





































Примечание: по каждому заданию баллы суммируются и делятся на количество критериев.

    1. соответствует отметке «2», 2 – «3», 3 – «4», 4 – «5».











Шкала оценок групп. (Заполняет жюри)

  1. Задание не выполнено;

  2. Задание выполнено частично;

3. Задание выполнено с небольшими замечаниями;

4. Задание выполнено без замечаний.



Группа


Баллы

Сумма баллов

Оценка


Теория


Задачи


Уравнения


Практические

задания

1

3

2

4

4

13

13/ 4= 3

> «4»





































Примечание: по каждому заданию баллы суммируются и делятся на количество критериев.

  1. соответствует отметке «2», 2 – «3», 3 – «4», 4 – «5».







Итоговый бланк оценок. (Заполняют члены команды)

Ф.И. ученика

Вопросы

Деятельность

Оценка

группы

Итоговая

оценка

Сумма баллов

Оценка

Сумма баллов

Оценка

Иванов

Сергей

180

5

13

4

4

5+4+4=13

13/3 =4





















































Практическое задание 10 баллов.


Нагреть в пробирке твердый карбонат меди (CuCO3), указать признаки реакции. CuCO3 = CuO + CO2


—————————————————————————————————————————————

Практическое задание 20 баллов.


К небольшому количеству порошка магния (Mg) добавить 1-1,5 мл соляной кислоты (HCl), указать признаки реакции, расставить коэффициенты.

Mg + HCl = MgCl2+ H2


Практическое задание 30 баллов.


Провести реакцию между растворами гидроксида натрия (NaOH) и хлоридом меди(CuCl2),

указать признаки и тип реакции, расставить коэффициенты.


NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl



Практическое задание 40 баллов.


К небольшому количеству оксида меди (CuO) добавить 1-1,5 мл соляной кислоты (НCl), нагреть, указать признаки и тип реакции, расставить коэффициенты.

CuO + НCl = CuCl2 + H2O



Практическое задание 50 баллов.


Провести реакция между растворами гидроксида натрия (NaOH) и хлорида железа (FeCl3), указать признаки и тип реакции, расставить коэффициенты.

NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + NaCl










Уравнения реакций 10 баллов. (Расставить коэффициенты)


  • Al(OH)3 = Al2O3 + H2O

  • CO2 + C = CO

  • N2O5 + H2O = HNO3

  • Zn + O2 = ZnO



Уравнения реакций 20 баллов. (Расставить коэффициенты)


  • Li + O2 = Li2O

  • P + F2 = PF5

  • K2O + H2O = KOH

  • Fe2O3 + C = Fe + CO2



Уравнения реакций 30 баллов. (Расставить коэффициенты)


  • NH3 = N2 + H2

  • HCl + Na2O = NaCl + H2O

  • Li + N2 = Li3N

  • Zn + HCl + ZnCl2 + H2



Уравнения реакций 40 баллов. (Расставить коэффициенты)


  • K2O + P2O5 = K3PO4

  • Fe + H2O = Fe2O3 + H2

  • Na2O + H2O = NaOH

  • KOH + H2SO3 = K2SO3 + H2O



Уравнения реакций 50 баллов. (Расставить коэффициенты)


  • FeO + HCl = FeCl2 + H2O

  • Al + O2 = Al2O3

  • AgCl = Ag + Cl2

  • P + Cl2 = PCl5









Задача 10 баллов.


Вычислить массу воды, образовавшейся при взаимодействии 4 моль
водорода (
H2) с кислородом (O2)



Задача 20 баллов.


Определить массу оксида магния (MgO), образовавшегося при взаимодействии 0,5 моль магния (Mg) с кислородом (O2).





Задача 30 баллов.


Сколько граммов магния необходимо для взаимодействия с кислородом, чтобы получить 1 моль оксида магния (MgO).



Задача 40 баллов.


Вычислить массу оксида серы (SO2), образовавшегося при взаимодействии 64 граммов серы с кислородом.



Задача 50 баллов.


Сколько граммов оксида меди (CuO) образуется при взаимодействии 32 граммов меди с кислородом.






Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ на тему «Здоровью Да!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: