Приложение 5
Урок – обобщение 9 класс
(урок – игра)
Тема: Сера и её соединения
Цели:
Образовательные – обобщение знаний учащихся по теме, закрепление навыков написания уравнений реакций по химическим свойствам; умений проводить опыты, доказывающие химические свойства серной кислоты; умений решать задачи различных типов,
Развивающие – развитие навыков находить рациональное решение, умений сравнивать свойства, развитие мотивации учебной деятельности, внимания, речи, мышления.
Воспитывающие – воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности.
Оборудование: плакат с сеткой игры, пробирки, серная кислота, индикатор,
хлорид бария, гидроксид натрия, цинк
Класс делится на 2-3 группы в зависимости от количества учащихся, чтобы в группе было около 6-7 человек. Задания – теоретические вопросы, химические свойства, уравнения реакций, задачи, общие химические свойства серной кислоты, лабораторные опыты.
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
Проведение урока-игры
Познакомить учащихся с целью урока, ходом игры, правилами; сообщить, что класс разделен на группы; что на поле находится 10 кораблей, на каждом корабле своя команда, и она сдастся без боя, если учащиеся ответят, лишь на один вопрос. За каждый правильный ответ группа получает количество баллов в зависимости от палубности корабля – 1, 2, 3 или 4 балла.
Вступление сегодняшний урок мне бы хотелось бы начать со стихов. Их написал знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов. он сделал немало открытий не только в таких науках , как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики. Михаил Васильевич писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает и накапливает каждый человек в течение всей своей жизни. И сегодня мы посмотрим насколько прочно усвоились вами знания по теме…думаю, вы и сами догадаетесь, о чем пойдет речь на уроке, дав ответы на загадки
Когда пирит в печи горит,
То в горле от меня першит.
А мой гидрат планете всей
Грозит кислотностью дождей.
…
Я всюду есть — но понемножку.
Черню серебряную ложку;
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит.
…
Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой…
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
Итак, скажите, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на уроке?……(определяются цели и задачи урока).
Совершенно верно, мы говорим сегодня о сере и ее соединениях. Что ж, отправляемся в морское путешествие по Серному морю.
1. – Сколько модификаций у серы? (три аллотропные модификации –
ромбическая S8, моноклинная и пластическая)
2. – В какой реакции сера проявляет себя как окислитель, а в какой как
восстановитель?
S + Н2 Н2S2- (окислитель 0+2ē 2-)
S + О2 S4+О2 (восстановитель 0 — 4ē4+)
3. – Назовите важнейшие соединения серы
(сероводород, сульфиды, оксид серы (VI), серная и сернистая кислоты,
сульфаты, сульфиты)
4.– В какую сторону сместится равновесие в системе, если увеличить давление?
2SО2(газ) + О2(газ) 2SО3(газ) (в сторону продукта реакции)
5. – В одном из оксидов серы массовая доля кислорода составляет 50%.
Определите какой это оксид.
(SО2) ω(О)=50% ω(S)=50% ω(S)=Ar(S)/Mr(SOx) 0,5=32/ Mr(SOx)
Mr(SOx) = 32/0,5 = 64 ω(O)=Ar(O)*x/Mr(SOx) 0,5 = 16x/64 x=2
6.– Массовая доля серы в серной кислоте (32,65%)
ω(S)=Ar(S)/Mr(H2SO4)*100% ω(S)=32/98 *100% = 32,65%
7.– Подтвердите практически среду серной кислоты.
(индикатором – лакмусом или метиловым оранжевым)
8. – Подтвердите практически наличие ионов водорода в серной кислоте
(Zn + H2SO4 H2+ ZnSO4)
9. – Подтвердите практически наличие сульфат-ионов в серной кислоте
(BaCl2 + H2SO4 2HCl+ BaSO4)
10. – Укажите степени окисления серы в сульфате бария, сульфиде натрия,
сульфите калия (+6, -2, +4)
11.– Осуществите цепочку превращений промышленного получения серной
кислоты FeS2 SО2 SО3 H2SO4. Укажите главную стадию получения
серной кислоты.
12. – В колбу налили 100 г воды и добавили 20 г концентрированной серной
кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля
кислоты (в %) в полученном растворе? (16%)
13. – Как называется реакция взаимодействия кислот с щелочами?
Подтвердите практически. (реакция нейтрализации;
NaOH + фенолфталеин – раствор стал малиновым, NaOH + H2SO4
Na2SO4+H2O – раствор обесцветился)
14. – Закончите уравнение реакции
Cu + H2SO4конц (Cu + 2H2SO4(конц) CuSO4+ SО2+2Н2О)
15. – Закончите уравнение реакции
Zn + H2SO4конц (3Zn + 4H2SO4 = 3ZnSO4 + S + 4H2O)
16. – При каких условиях равновесие будет смещаться в сторону продукта
реакции? SО2(газ) + Cl2(газ) SО2Cl2(газ)
(увеличение давления, уменьшение концентрации продукта реакции)
17. – По термохимическому уравнению реакции S + O2SO2 + 297 кДж
вычислите количество теплоты, которое образуется при сжигании 64 г серы.
(594 кДж)
18. – Осуществите цепочку превращений
Zn ZnS H2S S
19. – Осуществите цепочку превращений
SО2 SО3 H2SO4 BaSO4
20. – К 50 мл раствора с массовой долей серной кислоты 12% (плотность
1,08 г/мл) добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу
образовавшегося осадка.
Масса раствора=50*1,08=54г масса H2SO4=54*0,12=6,48г
масса BaSO4=6,48*233/98=15,4г
(каждый вопрос – одна палуба. 1 – 4 вопросы – 4 однопалубных корабля, 5 – 10 вопросы – 3 двухпалубных корабля, 11 – 16 вопросы – 2 трехпалубных корабля, 17 – 20 вопросы – 1 четырехпалубный корабль)
Во время урока (в момент выполнения заданий) учащимся со слабыми знаниями, не принимающим участие в работе группы, дается индивидуальное задание. В конце урока подводятся итоги по набранным баллам, оценивается работа. Анализируется, что успели и что не успели, почему. Дается дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание
1. – В колбу налили 100 г воды и добавили 20 г концентрированной серной
кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля
кислоты (в %) в полученном растворе? (16%) 1 балл
2. – Как называется реакция взаимодействия кислот с щелочами?
Подтвердите практически. 2 балла
3. – Закончите уравнения реакций
Cu + H2SO4конц Mg + H2SO4разб 2 балла
4. – При каких условиях равновесие будет смещаться в сторону продукта
реакции? SО2(газ) + Cl2(газ) SО2Cl2(газ) 1 балл
5. – Осуществите цепочку превращений
Zn ZnS H2S S SО2 SО3 H2SO4 BaSO4 4 балла
6. – К 50 мл раствора с массовой долей серной кислоты 12% (плотность 1,08 г/мл)
добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу образовавшегося
осадка. (15,4г) 3 балла
7. – По термохимическому уравнению реакции S + O2SO2 + 297 кДж вычислите
количество теплоты, которое образуется при сжигании 64 г серы. (594 кДж) 1 балл
Оценка | |
| 2 |
6 – 8 | 3 |
9 – 11 | 4 |
12 – 14 | 5 |
Найдите и обведите формулы оксида серы (IV)
H2S Fe2O3 SO3Na2OSO2SeO2BaOSO3NO2Cl2O7K2O SO3MgO
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3Al2O3 SO2Cr2O7 SO3MgOSiO2 SO2
Al2O3H2S SO2Na2OSO2 SO3MgO Fe2O3SeO2SO3NO2Cl2O7SO3
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3 BaOSO2Cr2O7 K2O MgOSiO2 SO2
Найдите и обведите формулы оксида серы (VI)
H2S Fe2O3 SO3Na2OSO2SeO2BaOSO3NO2Cl2O7K2O SO3MgO
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3Al2O3 SO2Cr2O7 SO3MgOSiO2 SO2
Al2O3H2S SO2Na2OSO2 SO3MgO Fe2O3SeO2SO3NO2Cl2O7SO3
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3 BaOSO2Cr2O7 K2O MgOSiO2 SO2