Урок – обобщение «Сера и её соединения» 9 Класс


Приложение 5

Урок – обобщение 9 класс

(урок – игра)

Тема: Сера и её соединения

Цели:

  • Образовательные – обобщение знаний учащихся по теме, закрепление навыков написания уравнений реакций по химическим свойствам; умений проводить опыты, доказывающие химические свойства серной кислоты; умений решать задачи различных типов,

  • Развивающие – развитие навыков находить рациональное решение, умений сравнивать свойства, развитие мотивации учебной деятельности, внимания, речи, мышления.

  • Воспитывающие – воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности.

Оборудование: плакат с сеткой игры, пробирки, серная кислота, индикатор,

хлорид бария, гидроксид натрия, цинк


Класс делится на 2-3 группы в зависимости от количества учащихся, чтобы в группе было около 6-7 человек. Задания – теоретические вопросы, химические свойства, уравнения реакций, задачи, общие химические свойства серной кислоты, лабораторные опыты.



а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10


























Проведение урока-игры

Познакомить учащихся с целью урока, ходом игры, правилами; сообщить, что класс разделен на группы; что на поле находится 10 кораблей, на каждом корабле своя команда, и она сдастся без боя, если учащиеся ответят, лишь на один вопрос. За каждый правильный ответ группа получает количество баллов в зависимости от палубности корабля – 1, 2, 3 или 4 балла.

Вступление сегодняшний урок мне бы хотелось бы начать со стихов. Их написал знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов. он сделал немало открытий не только в таких науках , как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики. Михаил Васильевич писал о химии:

В земное недро ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой.

Поистине сокровищами являются те знания, которые получает и накапливает каждый человек в течение всей своей жизни. И сегодня мы посмотрим насколько прочно усвоились вами знания по теме…думаю, вы и сами догадаетесь, о чем пойдет речь на уроке, дав ответы на загадки

Когда пирит в печи горит,

То в горле от меня першит.

А мой гидрат планете всей

Грозит кислотностью дождей.

Я всюду есть — но понемножку.

Черню серебряную ложку;

Когда испорчено яйцо,

Я тоже сразу налицо,

Я отбиваю аппетит

И очень сильно ядовит.

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой…

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.


Итак, скажите, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на уроке?……(определяются цели и задачи урока).

Совершенно верно, мы говорим сегодня о сере и ее соединениях. Что ж, отправляемся в морское путешествие по Серному морю.

1. – Сколько модификаций у серы? (три аллотропные модификации –

ромбическая S8, моноклинная и пластическая)


2. – В какой реакции сера проявляет себя как окислитель, а в какой как

восстановитель?

S + Н2 Н2S2- (окислитель 0+2ē 2-)

S + О2 S4+О2 (восстановитель 0 — 4ē4+)


3. – Назовите важнейшие соединения серы

(сероводород, сульфиды, оксид серы (VI), серная и сернистая кислоты,

сульфаты, сульфиты)


4.– В какую сторону сместится равновесие в системе, если увеличить давление?

2SО2(газ) + О2(газ) 2SО3(газ) (в сторону продукта реакции)


5. – В одном из оксидов серы массовая доля кислорода составляет 50%.

Определите какой это оксид.

(SО2) ω(О)=50% ω(S)=50% ω(S)=Ar(S)/Mr(SOx) 0,5=32/ Mr(SOx)

Mr(SOx) = 32/0,5 = 64 ω(O)=Ar(O)*x/Mr(SOx) 0,5 = 16x/64 x=2


6.Массовая доля серы в серной кислоте (32,65%)

ω(S)=Ar(S)/Mr(H2SO4)*100% ω(S)=32/98 *100% = 32,65%


7.– Подтвердите практически среду серной кислоты.

(индикатором – лакмусом или метиловым оранжевым)


8. Подтвердите практически наличие ионов водорода в серной кислоте

(Zn + H2SO4 H2+ ZnSO4)

9. Подтвердите практически наличие сульфат-ионов в серной кислоте

(BaCl2 + H2SO4 2HCl+ BaSO4)


10.Укажите степени окисления серы в сульфате бария, сульфиде натрия,

сульфите калия (+6, -2, +4)


11.– Осуществите цепочку превращений промышленного получения серной

кислоты FeS2 SО2 SО3 H2SO4. Укажите главную стадию получения

серной кислоты.


12. – В колбу налили 100 г воды и добавили 20 г концентрированной серной

кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля

кислоты (в %) в полученном растворе? (16%)


13. – Как называется реакция взаимодействия кислот с щелочами?

Подтвердите практически. (реакция нейтрализации;

NaOH + фенолфталеин – раствор стал малиновым, NaOH + H2SO4

Na2SO4+H2O – раствор обесцветился)

14. – Закончите уравнение реакции

Cu + H2SO4конц (Cu + 2H2SO4(конц) CuSO4+ SО2+2Н2О)


15. – Закончите уравнение реакции

Zn + H2SO4конц (3Zn + 4H2SO4 = 3ZnSO4 + S + 4H2O)


16. – При каких условиях равновесие будет смещаться в сторону продукта

реакции? SО2(газ) + Cl2(газ) SО2Cl2(газ)

(увеличение давления, уменьшение концентрации продукта реакции)


17. – По термохимическому уравнению реакции S + O2SO2 + 297 кДж

вычислите количество теплоты, которое образуется при сжигании 64 г серы.

(594 кДж)

18. – Осуществите цепочку превращений

Zn ZnS H2S S


19. – Осуществите цепочку превращений

SО2 SО3 H2SO4 BaSO4


20. – К 50 мл раствора с массовой долей серной кислоты 12% (плотность

1,08 г/мл) добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу

образовавшегося осадка.

Масса раствора=50*1,08=54г масса H2SO4=54*0,12=6,48г

масса BaSO4=6,48*233/98=15,4г




(каждый вопрос – одна палуба. 1 – 4 вопросы – 4 однопалубных корабля, 5 – 10 вопросы – 3 двухпалубных корабля, 11 – 16 вопросы – 2 трехпалубных корабля, 17 – 20 вопросы – 1 четырехпалубный корабль)

Во время урока (в момент выполнения заданий) учащимся со слабыми знаниями, не принимающим участие в работе группы, дается индивидуальное задание. В конце урока подводятся итоги по набранным баллам, оценивается работа. Анализируется, что успели и что не успели, почему. Дается дифференцированное домашнее задание


Домашнее задание


1. – В колбу налили 100 г воды и добавили 20 г концентрированной серной

кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля

кислоты (в %) в полученном растворе? (16%) 1 балл


2. – Как называется реакция взаимодействия кислот с щелочами?

Подтвердите практически. 2 балла


3. – Закончите уравнения реакций

Cu + H2SO4конц Mg + H2SO4разб 2 балла


4. – При каких условиях равновесие будет смещаться в сторону продукта

реакции? SО2(газ) + Cl2(газ) SО2Cl2(газ) 1 балл


5. – Осуществите цепочку превращений

Zn ZnS H2S S SО2 SО3 H2SO4 BaSO4 4 балла


6. – К 50 мл раствора с массовой долей серной кислоты 12% (плотность 1,08 г/мл)

добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу образовавшегося

осадка. (15,4г) 3 балла


7. – По термохимическому уравнению реакции S + O2SO2 + 297 кДж вычислите

количество теплоты, которое образуется при сжигании 64 г серы. (594 кДж) 1 балл


Количество баллов

Оценка

  • 6

2

6 – 8

3

9 – 11

4

12 – 14

5













Найдите и обведите формулы оксида серы (IV)


H2S Fe2O3 SO3Na2OSO2SeO2BaOSO3NO2Cl2O7K2O SO3MgO

Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3Al2O3 SO2Cr2O7 SO3MgOSiO2 SO2

Al2O3H2S SO2Na2OSO2 SO3MgO Fe2O3SeO2SO3NO2Cl2O7SO3

Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3 BaOSO2Cr2O7 K2O MgOSiO2 SO2


Найдите и обведите формулы оксида серы (VI)


H2S Fe2O3 SO3Na2OSO2SeO2BaOSO3NO2Cl2O7K2O SO3MgO

Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3Al2O3 SO2Cr2O7 SO3MgOSiO2 SO2

Al2O3H2S SO2Na2OSO2 SO3MgO Fe2O3SeO2SO3NO2Cl2O7SO3

Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3 BaOSO2Cr2O7 K2O MgOSiO2 SO2

Свежие документы:  Программа элективного курса "Практическая химия" для 8 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: