Конспект урока на тему «Использование экологической сказки как ведущего метода в работе с детьми среднего дошкольного возраста по экологическому образованию дошкольников»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №390













Использование экологической сказки как ведущего метода

в работе с детьми среднего дошкольного возраста

по экологическому образованию дошкольников.











Авторы-разработчики:

воспитатель Шувалова Нина Михайловна

воспитатель Варварина Ирина Александровна

старший воспитатель Ускова Анна Евгеньевна









г. Н. Новгород

2010 год

Содержание работы

1 .Актуальность проблемы

2. Теоретическая часть

2.1 Анализ психолого-педагогической литературы

2.2 Анализ программно-технологического обеспечения по

проблеме

3. Практическая часть

3.1 Цели и задачи работы

3.2 Этапы работы

3.3 Результативность работы

3.4 Перспективность работы

3.5 Выводы

4. Список литературы

5. Приложение





















Актуальность проблемы

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всего населения, повышение их экологической грамотности и культуры, то есть ценностных установок, ориентированных на сохранение, восстановление и развитие всего природно-эстетического богатства, накопленного человеческой цивилизацией в процессе всемирно-эстетического развития.

На уровне принятия законодательных решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня экологического сознания людей. Международная конференция по образованию в области охраны окружающей среды /Тбилиси 1977/ Международный конгресс /Тбилиси+1О”/, Национальные конфедерации в Иваново /1984/, Казани /1990/, Москва /1987/ и Конфедерации ООН по окружающей среде и развитию /Рио-де-Жанейро, 1992/позволили разработать наиболее приемлемую концепцию экологического образования в России . Данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», Указом Президента Российской Федерации от 4,02,94 2Зб «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития». В приказе за 3Ч24/1 — б от 30,03,94 года Коллегии Министерства отмечается, что современная экология приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Экологическое образование Официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. В рекомендациях парламентских слушаний по проблемам экологического воспитания и образования в России, состоявшихся в 1998 году, отмечалось, что целью и ожидаемым результатом экологического образования в России должно стать формирование экологической культуры личности, новой мировоззренческой доминанты в обществе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой его ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.

Именно в этом возрасте закладываются первые представления о существующих в природе взаимосвязях, и на этой основе — начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрения, которые мы должны формировать у детей с самого раннего возраста — самоценность природы, которая основана на следующих понятиях:

1. Бережно относиться ко всему окружающему.

2. Охранять не потому, что это принесет пользу человеку, а потому, что это-природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ни чего не нужного и которая, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам.

З. Изменить эти законы человек может и не должен.

4. Человек обязан изучить их и стараться действовать в рамках этих законов.

5. Человек не может существовать без природы. Он является её частью.

Анализ состояния эколого-образовательного процесса в дошкольных учреждениях показывает, что методика, используемая в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на передачу специальных знаний в области основ экологии. Вместе с тем, известно, что отсутствует связь между уровнем знаний детей о природе и степенью сформированности сознательного к ней отношения. Поэтому необходим творческий поиск новых форм, методов и средств организации процесса экологического образования дошкольников.

Одним из таких средств является художественная литература. Её специфическая функция- создание эмоционального отношения к отраженным в ней явлениям мира. Переживания, настроения, непосредственно возникающие у детей, представляют чувственную основу, на которой строится воспитательное воздействие художественных образов литературы, которые подсознательно вводят ребенка в мир, помогают в формировании нового самосознания . У него формируется новое мировоззрение, новые идеалы.

Таким образом, сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней дают гораздо больший эффект. Особый интерес у педагогов-практиков вызывает проблема использования в экологическом образовании детей дошкольного возраста такого жанра художественной литературы как сказка. Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Экологические сказки повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки способствуют более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования. Однако педагогическая наука пока не имеет достаточно разработанных и научно-обоснованных рекомендаций по использованию сказки в условиях экологического процесса дошкольных учреждений.

Поэтому целью нашего педагогического исследования стала разработка системы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры средствами экологической сказки.

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Тема сказки является предметом исследований в сфер психолого-педагогических знаний. Однако к изучению сказки обращались в свое время философы и филологи.

Фольклористка посвятила сказке множеств исследований, но определение ее как одно из основных жанров устного народного творчества до сих пор остается; открытой проблемой.

Определение сказки многими специалистами трактуется по-разному. Так, в кратком словаре литературных терминов (13) сказка определяется как вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы, которой исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно-преображенном вид сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы.

По мнению Кудрявцева: «Сказка — это не прост повествование о волшебном, сказка сама есть волшебство в смысле того универсального влияния, которое он оказывает на развивающую душу маленького человека». (6). Автор отмечает, что в сказках сконцентрирован, прежде всего, исторический опыт расширения сознания людей «Развивающаяся сила сказки и состоит в том, что ребенок, которому пока еще не по силам пополнить нашу общественную копилку чем-то объективно новым значимым и «общественно полезным», погружаясь в ее мир восходит на грань уже освоенного и еще не освоенного человеком».

Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.С. Карпинская, В.А. Езикеева, И.Л. Дзержинская, Т.Г. Казакова считают, что специфическая функция художественной литературы как всякого искусства, — создание эмоционального отношения отраженным в ней явлениям мира (8). Это означает, что дети, слушая художественные произведения, не только знакомятся с их содержанием. Переживания, настроения, непосредственно возникающие у детей, представляют собой чувственную основу, на которой строится воспитательно воздействие художественных образов литературы. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения к тому, что ребенок слушает, искусство как средств воспитания теряет свою ценность, силу своего влияния. Вместе с тем неверно было бы понимать воспитание средствами литературы только как процесс накопления

чувственных впечатлений. Необходимо так организовать воспитательный процесс, чтобы книга стала действенным средством познания окружающего. Важно, чтобы в процессе слушания у детей наряду с чувствами совершенствовались и мыслительная деятельность возникали вопросы «почему?», «отчего?», «зачем?».

Сочетание эмоциональной и мыслительной деятельности создает полноту и глубину восприятия литературного произведения. Сила его воспитательного воздействия при этом значительно возрастает. То, что ребенком понято, пережито в известной мере осмысленно, оставляет глубокий след в его сознании. Таковы взгляды различных исследований на сказку как литературный жанр. Однако нам важно рассмотреть взгляды на возможности сказки качестве средства экологического образования дошкольников.

В.А.Сухомлинский в своей работе писал о том, что сказка познание истинных закономерностей природы, а природ становиться школой умственного труда только лишь при условии, что ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует. Яркие образы действительно необходимы для того, что бы ребенок научился познавать взаимодействие как важнейшую черту окружающего мира. «Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу» (16)

Говоря о сложной и влиятельной роли сказок в развитии детей, В.В. Зеньковский (5) отмечает своеобразие детского миропонимания: «Для детей, для первобытного человека для настоящего художника вся природа жива, полна богатой внутренней жизни, и это ощущение жизни в природе не имеет в себе ничего надуманного теоретического, а является непосредственной интуицией. Это чувство жизни в природе нуждается в интеллектуальном оформлении, и сказки как раз отвечают этой потребности ребенка. Есть еще другой корень сказки — это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образы, что бы выразить их в детские чувства».

Исследования Фесюковой Л.Б. по использованию сказки доказывает, что в большинстве своем представления детей о природе поверхностны и отрывочны — они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям для формирования экологической культуры. Говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции динамики развития предмета или явления (17)

Исследования Б. Бегак, Н.А. Рыжовой, Н. Токмаковой и др. показывают, что в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста необходим творческий поиск, в котором можно выделить такое направление кат экологическая сказка. Б.Бегак замечает, что воспитание средствами искусства предполагает смыкание эстетического и этического: «Углубление в тему взаимоотношений человека и животного, взаимоотношений животных между собой плодотворно для детей вдвойне. Эстетическая его сторона — постижение красоты живой природы, которую надо беречь и следующая ступень — умение оценить эстетические достоинства произведений искусства о бессловесных друзьях человека. Этическая же сторона — развитие в душе ребенка способности к сочувствию и сопереживанию, без которых человек — не человек…» (2)

Н. Токмакова (14) в своей работе отмечает особенную ценность натурфилософского смысла сказки, которая призывает к гармонии человека и природы, космоса и всего сущего мира. Экологические занятия с дошкольниками должны носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения, они должны ощутить право на жизнь даже маленькой букашки. Это ощущение передаётся ребенку именно через переживания сказочных ситуаций, в которые попадают живые существа природы.

Свежие документы:  Рабочая программа по ОБЖ 2 класс (Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова)

В исследовании отмечается, что набор сухой информации не делает человека человеком. Ум всегда может себя обмануть, оправдывая жёсткое и безнравственное отношение к природе необходимостью. Только чувства способны построить прочные барьеры для таких поступков. Поэтому так важны игры и сказки в дошкольном детстве. В игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. А.Удовиченко (15) отмечает, что экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (различать животных, растения), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой.

Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. По мнению А.Удовиченко, «кирпичиками», из которых строится экологическая сказка, являются реальные предметы, реальные взаимоотношения, существующие в природе. Творчество ребенка при восприятии сказочных образов природы можно считать компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающие природную среду. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быт заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоционально отношение к ней.

Особо значимыми для нас являются исследования Н.А. Рыжовой (10), рассматривающей сказку как средство экологического образования. Нужно подбирать сказки, наиболее ценные с экологических позиций, в зависимости от ситуации, темы, проблемы изучения явлений и объектов природы.

Н.А. Рыжова отдает предпочтение дарованию писателей — природоведов: М.Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского и других, которые могут показать сказочное в будничном, увлечь и взволновать им. Сказка учит приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое.(9)

В этом мы соглашаемся с Н.А. Рыжовой, так как содержание книг о природе данных писателей всегда научно достоверно, а это помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Сложнейшие явления в природе показаны с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной форме. Каждый из писателей- природоведов пишет только в своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложена идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

В. Кудрявцев , Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова и другие считают, что особое внимание следует уделять созданию детьми своих собственных сказок.

По мнению В.А. Сухомлинского: «Если ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, — значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить», « создание сказок — один из самых интересных для детей видов поэтического творчества» (12).

Удовиченко (15) в своей работе пишет, что особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок автор предлагает разделить на две категории

-созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями;

-созданные на основе личного творчества.

Таким образом, многие исследователи делают акцент на творческом видоизменении сказки. Следует заметить, что эти позиции исследователей легли в основу разработки стратегии использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников Р.Ю. Посылкиной. В 2002 году у нее вышло методическое пособие «Сказка в экологическом образовании детей старшего возраста», где автор рассматривает различные аспекты работы со сказкой и дает свою стратегию ее использования в условиях эколого-образовательного процесса дошкольного учреждения. В основе предложенной автором стратегии работы со сказкой лежит непосредственный чувственно эмоциональный опыт общения детей с объектами природы, с которыми они в дальнейшем встречаются в сказке. (11).

Р.Ю. Посылкиной предлагается классификация произведений по принадлежности к экологическим системам, разработаны требования к их подбору, дан алгоритм использования сказок. Исследование Р.Ю. Посылкиной направлено на формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через использование экологической сказки.

А наша цель — разработать модель использования экологической сказки с детьми среднего возраста. Мы предлагаем подбор сказок по временам года. Работе со сказкой будет предшествовать цикл организованных наблюдений за объектами живой и явлениями неживой природы, с которыми нашим детям предстоит встретиться в сказке, поскольку непосредственный опыт общения с ними в реальной жизни облегчит и ускорит процесс понимания экологического содержания сказки.

Анализ программно-технологического

обеспечения по работе.

Наше ДОУ работает по комплексной образовательной программе «Детство». Все содержание, которой центрировано на ребенке, создании ему условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В задачи программы входит и приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, пробуждение чувства своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Технологическим сопровождением к данной программе служит методика экологического воспитания дошкольников; под редакцией Л.М.Маневцевой, П.Г. Саморуковой «Мир природы и ребенок», цель которой — формирование экологической культуры личности, определяя основные её

составляющие: знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности /в играх, труде, быту и т.д.

для реализации задач, направленных на формирование основ экологической культуры, данная технология рекомендует использовать различные методы обучения:

наглядные, практические, словесные. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Использование практических методов позволяет нам уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему

полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально — положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно образовательных задач, которые решает воспитатель. Остановимся на одном из средств экологического воспитания — детской природоведческой книге, которая, как. правило содержит оценку происходящего и глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе. Книга о природе учит эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык и иллюстрации художников.

Авторы этой методики отдают предпочтение произведениям К.Ушинского, М.Пришвина, И.Соколова Микитова, К.Паустовского, В .Бианки, Н. Сладкова,

Н.Павловой и др.

Детскую природоведческую литёратуру полезно использовать во всех возрастных группах, главное сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В средне — возрастной группе работа по формированию основ экологической культуры осуществляется по технологии О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». В нем представлен перспективный план работы воспитателя по экологическому образованию детей младшего и среднего дошкольного возраста, разработанный в соответствии с программой «детство», в частности её раздела «Ребенок открывает мир природы» / Н.Н.Кондратьева, МаневцеваЛ.М./

Содержание представленного плана отражает основные принципы построения данной программы:

— системное строение природы;

— понятие «живое» как основа экологического образования;

— единство живой и неживой природы;

— приспособление животных и растений к среде обитания и к сезону;

— единство человека и природы как основы

экологического сознания; —

Содержание плана построено в трёх блоках педагогического процесса:

— специально организованное обучение в форме занятий

— совместная деятельность взрослого с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность детей.

Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе.

Использование данного перспективного плана в практической работе наряду с такими методами педагогического процесса, как беседа, экологическая игра, фольклор, чтение художественной литературы, наблюдения, опыты, предполагает овладение воспитателем метода наглядного моделирования. В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования детально разработан кандидатом педагогических наук Н.Н.Кондратьевой. Таким образом, авторы программ и технологии рекомендуют использовать сказку экологического — содержания в перечне литературы, однако не уделяют экологической сказке должного внимания как методу или средству.

ДОУ работает в режиме экспертной площадки по внедрению здоровьесберегающих технологий, поэтому в работе с дошкольниками по данной проблеме используем учебно-методическое пособие Е.В.Вербовской «Лаборатория психодрамы и выразительных форм движения», где представлены занятия по двигательной психогимнастики для детей дошкольного возраста с учетом времен года и использованием мифических персонажей.

Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир движений, фантазий, воображения, игры. дети становятся участниками необычного действа. Сочетание психогимнастики с экологической сказкой позволяет добиться наибольшего эффекта в формировании у детей основ экологической культуры.



























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Теоретический анализ психолого-педагогического. исследований и анализ программ и технологий позволяет перейти нам к стратегии работы со сказкой экологического содержания.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ исследований педагогической деятельности по использованию сказки экологического содержания — развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки

ЗАДАЧИ:

1 .ОБРАЗОВАТЕЛЪНЫЕ

-формирование у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся героями сказки, условиями среды обитания и другими живыми существами;

-формирование представлений о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы;

-формирование представлений о системе приспособительных особенностей всех живых организмов сезонным изменениям природы.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

-воспитание осознанно — правильного отношения к природе в целом,

-воспитание стремления не причиняет вреда природе;

-воспитание радостных переживаний от нравственно положительных поступков.

3.РАЗВИВАЮЩИЕ (развитие базисных характеристик личности)

-интеллектуальная компетентность (сконцентрирован исторический опыт расширения сознания людей);

-языковая компетентность (умение интерпретировать текст способность творческого использования элементов литературного опыта, выражать свое отношение гг сказочным объектам природы);

-социальная компетентность в мотивационном когнитивном и поведенческом аспектах (желание детей заботиться и помогать живым существам, понимать и особенности, потребности, умение видеть изменения и поведения, эмоционального состояния, освоение опыт общения сказочных персонажей и умение включиться

Свежие документы:  Художественно-музыкальная композиция «В защиту природы»

творческий диалог между сверстниками и взрослыми);

-интеллектуальная инициативность (стремление ребенка найти альтернативное решение при постановке проблемных задач);

-креативность (развитие мышления, фантазии воображения);

-самостоятельность (умение наблюдать природные явления умение комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных героев);

-самооценка (умение анализировать свою деятельность увидеть достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления).

































ЭТАПЫ РАБОТЫ

Работа по формированию у детей экологической культуры средствами экологической сказки была разделена на три этапа.

ЦЕЛЬЮ ПЕРВОГО ЭТАПА было выявление уровня качества знаний детей об окружающем мире природы системы умений и навыков по уходу за объектами природы степени сформированности сознательного и бережного к ней отношения.

СОДЕРЖАНИЕ ДАННОГО ЭТАПА:

-разработка и апробация педагогической оценки детей по (выявлению уровня сформированности основ экологической культуры;

-анализ работы с родителями по данной проблеме;

-анализ создания условий для работы с детьми по (формированию основ экологической культуры средствами природоведческой книги.

С целью изучения степени сформированности основ экологической культуры каждого ребенка нами был;. разработана педагогическая оценка, включающая в себя б показателей:

1 .уровень сформированности познавательных процессов;

2.уровень сформированности мыслительных процессов 1 операций;

3.уровень сформированности знаний о природе;

4.уровень сформированности творческого восприятия природы;

5 уровень практических навыков и умений,

б.уровень положительно-деятельного отношения к природе.

За основу педагогической оценки были взяты игровые задания, разработанные Серебряковой Т.Н. и дополнены авторскими разработками по использованию проблемных

ситуаций. Были получены следующие результаты:

№1-43% №4-36%

№2-31% №5-29%

№3-36% №6-43%

Наиболее высокие показатели зафиксированы в разделах:

№1 и №6 — уровень сформированности познавательны:

процессов и, соответственно, уровень положительно деятельного отношения к природе. Этому способствовал то, что реализация этих задач была начата во второй младшей группе и особенность этого возраста любознательность и высокая эмоциональная отзывчивость в остальных разделах наблюдаются более низкие показатели (от 29% до 36%). Причинами на наш взгляд, является следующее:

-недостаточно грамотный подбор методов и средств правильное их сочетание между собой при разработке занятий и других форм экологического воспитания детей;

-созданные условия недостаточны для формирования основ экологической культуры у детей;

-отсутствует преемственность в решении поставленных задач между детским садом и семьей.

(Данные диагностики представлены в приложении) С целью выявления отношения родителей к использованию экологической сказки как метода решения зада экологического образования нами была разработана анкета. К сожалению, знания большинства родителей о экологической проблеме ограничены.

Не каждый считает ее проблемой первостепенной важности. Таким образом, изучив ответы на вопросы по проблемам использования сказки как средства формирования основ экологической культуры, перед нами встала задача — повысить компетентность родителей по данной проблеме.

С целью анализа создания условий по формированию основ экологической культуры нами были разработаны оценочны листы микросреды в группе, включающие в себя следующие разделы:

— создание условий для непосредственного общения природой («Уголок природы»);

— создание условий для содержательного компонента знаний (дидактические игры, пособия, альбомы

диафильмы, видеофильмы и др.)

— создание условий для самостоятельной познавательно деятельности (центр художественно — эстетического. развития, центр театрализованной деятельности, цент:

игровой деятельности).

Анализ среды показал, что в группе созданы хорошие условия для детей по формированию основ экологической культуры.

Для непосредственного общения с живыми объектами группе оборудован уголок природы с учетом родового видового подбора растений, животных и рационального размещения. Он не только украшает групповую комнату, но и доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения и ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Постепенно у них формируются прочные и осознанные знания о природе, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к животным бережное отношение ко всему живому, чувств ответственности.

Таким образом, систематическое и непосредственно общение ребенка с природой помогает ребенку развиваться; в гармонии с ней, совершать гуманные, милосердны поступки.

Анализ содержательного компонента среды свидетельствует о недостаточности аудио- видео средств (диафильмов, слайдов, видеофильмов и др.), позволяющие формировать у детей основы экологической культуры. Не хватает литературы природоведческого содержания для решения задач по данной проблеме.

Подобраны дидактические игры экологического содержания, но без учета индивидуально дифференцированного подхода к детям.

К сожалению, в библиотеке отсутствует книга «Наши сказки о природе», которая являлась бы одним из приемов побуждения детей к сочинению сказок, а в дальнейшем инсценировке.

В группе созданы неплохие условия для самостоятельно деятельности детей, развития их творческих способностей:

-центр художественно-эстетического развития, где дети имеют возможность отразить полученные впечатления лепке, рисунке, конструировании из природного бросового материала;

-центр театрализованной деятельности, где дети с помощью различных видов театра могут перевоплотиться различных сказочных персонажей (лягушку путешественницу, зайчика-листопадничка, в трёх поросят и др.);

-центр игровой деятельности позволяет детям выразить своё отношение к героям сказок через различные виды игры (режиссерские, образно-ролевые и др.).







Целью второго этапа развития стала разработка перспективного плана на год, включающего следующие направления:

— использование экологической сказки;

— связь с занятиями по познавательному развитию с другими видами занятий и продуктивными видами деятельности;

— серии дидактических игр соответствующего содержания;

— организация работы с детьми в повседневной жизни;

— организация работы с родителями через различные формы и методы;

— оснащение педагогического процесса; Перспективный план был разработан нами по месяцам на весь учебный год.

Большую роль в формировании у детей основ экологической культуры играют занятия, построенные на основе экологической сказки. Они становятся увлекательными, хорошо запоминающимися и понятными детям.

Но работе со сказкой обязательно предшествовал цикл организованных наблюдений за теми объектами живой природы, с которыми дети встречались в сказке, поскольку непосредственный опыт общения с ними в реальной жизни облегчает и ускоряет процесс понимания экологического содержания сказки.

Во время кратковременных наблюдений за живыми объектами детям представляется возможность непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с природой . Исключения составляют те случаи, когда невозможно организовать наблюдения в реальной жизни, например, дикими животными, животным миром морей и т.д., то в этих случаях хорошо использовать диафильмы, видеофильмы, слайды, картины. Посещение зоопарка, дельфинария и др., в какой-то мере поможет в решении данной проблемы.

Целью вводного занятия было формирование у детей представления о природе, как о нашем большом доме под крышей голубой, дарованном человеку. Остальные занятия были разделены на З группы. В основе лежит принцип сезона.

В осеннем цикле занятий содержание сказок «История осенних листочков», «За лесами, за долами, за высокими горами» и др. помогло в формировании у детей представлений о системе приспособительных особенностей всех живых организмов к сезонному изменению в природе (листья деревьев и кустарников изменяют цвет, начинается листопад, созревают плоды и семена, животные изменяют внешний вид, поведение, способ существования), а так же помогало развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи (зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей в условиях экологической системы и системного изменения в природе).

Так, содержание сказки «От зерна до каравая» дало возможность проследить эволюцию, динамику развития зернышка (семя — растение — цветущее растение-колос с зерном- зерно- каравай) и сформировать представление о том, что хлеб к нам приходит с полей. Сказка воспитывает уважение к труженикам полей и бережное отношение к хлебу. .

Зимняя тематика включает в себя на формирование представления о продолжении жизни зимой в момент покоя сна; на развитие умения устанавливать связи и зависимости (зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей в зимний период), когда часть растений и животных находятся в состоянии глубокого покоя-сна; на формирование представления детей о взаимозависимости животных друг от друга; на воспитание любви к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Зимой брали такие экологические сказки как «Зимовье зверей», «двенадцать месяцев». На их примере показали детям, что природа живет по своим законам, все в ней взаимосвязано и нет такой, даже чудодейственной силы, которая могла бы нарушить эту природную закономерность

— смену времен года и связанные с ней изменения в неживой и живой природе.

Сказка « В гости к воробьям» помогла в формировании понятия «зимующие птицы» и в воспитании чувства доброты и сострадания, закрепила знания, полученные от наблюдения (зимующие птицы изменили способ существования — прилетели ближе к жилью человека). Ксюша Е. предложила сделать кормушку для птиц и насыпать в неё корм, что бы птицам было легче перезимовать в холодную и снежную зиму. Юля Ш. обещала принести семена подсолнечника.

Весной будут проведены занятия, посвященные пробуждению природы и зарождению жизни. Появится возможность для формирования умения выделять признаки весны в неживой природе и в жизни животного и растительного мира; для воспитания радостного эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.

Наиболее запомнились детям занятия «Мы — друзья природы», «Помоги белке» и др. Они научили детей активному содействию животным, помогли подвести к пониманию роли человека в окружающей природной среде, закрепили правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе дети получили радость и удовольствие от помощи, которую оказали животным леса.

Занятия по психогимнастике способствовали снятию напряжения, релаксации, развитию эмоциональной сферы. Так, во время занятия «История осенних листочков» превратились в разноцветные листочки и побывали в осеннем лесу.

Необходимо было обеспечить координацию занятий по экологии с другими занятиями, в частности, с продуктивными видами деятельности, познавательным развитием и развитием речи.

Так, после занятия «Не растения и не животные», с детьми организована была деятельность (аппликация) на тему «Полное лукошко».

После сказки «В гости к воробьям» — лепка (коллективно) на тему «Покорми птичек».

После сказки «девочка Брусничка и Лесной дед» конструирование из природного материала на тему «Лесные жители».

После проведения занятия «В гостях у Листопадничка» было занятие по развитию речи, где сочиняли сказку «Приключения зайчика» дети инсценировали сказку «Заяц — хваста», где использовали бумажных зайчиков, сделанных на занятиях по конструированию (оригами). Перед занятием «На дне снежного моря» проведены были элементарные опыты со снегом с целью ознакомления с его свойствами.

Свежие документы:  Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Путешествие по зимнему лесу»

Знания, полученные на занятиях, дети закрепляли в дидактических играх.

В перспективном плане представлены игры на быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки, обобщение и классификацию, воображение, выдержку, обогащение словарного запаса, сообразительности Особенно понравилось детям такие «Земля, воздух, вода», «Природа и человек», «Найди, что опишу», «Экологическое лото- узнай меня», где у детей наиболее ярко проявляются их способности, активность, инициативность; развиваются психические процессы: воображение, слуховое внимание, память, быстрота мышления.

Важную роль в развитии у детей экологической культуры играет организация работы вне занятий. В перспективном плане отражен весь спектр различных методов и приемов:

чтение и рассматривание книг, заучивание стихов, разгадывание кроссвордов и загадок, сочинение сказок, прослушивание грамзаписей, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, инсценирование и много другое.

Наибольший интерес вызвали книги: М.Мышковская «Большая энциклопедия животных», Барков «Экология в картинках» и др.

С большим удовольствием дети разгадывали кроссворды и загадки, смотрели диафильмы «Лягушка-путешественница», «Дюймовочка» и др; слушали сказки :в .грамзаписи :»Русалочка», «Колосок», а так же магнитофонные записи с шумом моря и пением птиц.

Но решить поставленные цели и задачи можно только совместными усилиями ДОУ и семьи.

С целью повышения уровня сформированности. основ экологической культуры и экологического сознания разработаны, различные формы и методы работы с семьёй:

рекомендации, памятки, экскурсии в парк, совместные праздники и развлечения («Мой ласковый и нежный зверь». «Встреча певчих друзей» и др.), выставки совместного творчества («Осенняя фантазия» — композиции из природного материала, «Умелые руки» -поделки из бросового материала).

На наш взгляд, именно нетрадиционные формы общения (праздники, конкурсы и др.) помогли достичь оптимальных результатов в решении задач по детей основ экологической культуры. —











































Целью третьего этапа было отслеживание результатов по степени сформированности экологической культуры у детей, обогащение предметно-развивающей среды, обогащение и распространение опыта среди коллег

ДОУ.

На третьем этапе нашей работы мы провели повторную оценку уровня сформированности основ экологической культуры каждого ребенка, результатом которой явилась положительная динамика по всем показателям, а итоговый уровень повысился на 19 %, (с Зб% до 55%). (Смотри приложение).

Этому способствовали

— разработанная нами модель использования экологической сказки с детьми среднего возраста в условиях эколого-образовательного процесса;

— обогащение предметно-развивающей среды для решения задач по данной проблеме;

— преемственность в работе ДОУ и семьи по этой проблеме;

Собранная нами система работы была обобщена и предоставлена в форме творческого отчета на педагогическом совете.

Мы считаем, что распространение авторской разработки среди коллег поможет достичь более высоких результатов в формировании экологической культуры у детей и взрослых.

Наш опыт может быть использован воспитателями не только средних, но и старших групп, что позволит достигнуть системного подхода в решении поставленных задач.





















Результативность работы

Основным итогом проведенной работы является сформированность у каждого ребенка основ экологической культуры:

— у всех детей сформирована начальная система знаний об объектах природы, о взаимосвязях между ними;

— у большинства детей сформировано представление о потребностях и системе приспособительных особенностей всех живых организмов в условиях разных экологических систем к сезонным изменениям.

Сказка способствовала развитию личности ребенка в экологическом образовании:

— развитие интеллектуальной компетентности детей, поскольку литературные сведения и кратковременные наблюдения за объектами природы значительно обогатили знания детей о системе приспособительных особенностей всех живых организмов к сезонным изменениям природы, а так же знания о мерах — предосторожности в опасных ситуациях при общении ними;

— богатый словесный материал сказки стимулировал развитие языковой компетенции у большинства детей:

умение интерпретировать текст произведения, — выражение своего отношения (познавательной, эстетической, гуманистической направленности) к сказочным объектам природы, творческое использование эмоционального и литературного опыта

— получило свое развитие и социальная компетентность и мотивационном, когнитивном и поведенческом аспектах, что проявилось в желании детей заботиться, помогать живым существам, понять их особенности, потребности, увидеть изменения их поведения,

эмоционального состояния; многие дети освоили опыт общения сказочных персонажей, научились вести творческий диалог со взрослыми и сверстниками на тему сказки;

— интеллектуальная инициативность проявилась в стремлении детей находить альтернативные решения при постановке нами проблемных задач, а так же в любознательном отношении и желании общаться с объектами природы;

— формирование креативности происходило при создании детьми своих сказок и новых оригинальных продуктов (образов, движений, рисунков и т.п.), что способствовало развитию у детей самостоятельности и самооценки.

Наша работа со сказкой способствовала становлению не только личностных качеств, но и развитию у детей высших чувств: дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных, героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии, посредством сказки красоты и разнообразия живой природы.

Итогом работы является так же повышение компетентности основной массы родителей в отношении использования экологической сказки как метода решения задач экологического образования.

Созданы соответствующие условия для формирования у детей основ экологической культуры. Изготовлены и приобретены дидактические игры экологического содержания с учетом уровня знаний детей. («Времена года», «Живая природа», «Хочу все знать», «Расскажи сказку»), а так же литература

природоведческого содержания («Большая энциклопедию животных» М.Мышковской, «Зоология в картинках» Баркова, «Экологические сказки» Л.П.Молодовой (составитель), модели для речевой деятельности, диафильмы, кассеты со сказками и др. Ведется книга «Наши сказки о природе».





























Перспективы работы

Несмотря на достигнутые положительные результаты, остаются не решенными некоторые проблемы:

— не у всех детей сформированы осознанно-правильные отношения к объектам природы /социальная компетентность!

— не все дети могут интерпретировать, истолковать и раскрывать смысл экологических сказок /языковая компетентность, произвольность/

— не у всех родителей сформирована потребность в использовании экологических сказок для развития личности ребенка в экологическом образовании.

Работа по формированию у детей основ экологической культуры средствами экологической сказки будет продолжена, будут поставлены следующие задачи:

1. Разработать серии комплексных занятий с детьми старшего дошкольного возраста основе использования экологической сказки.

2. Организовать кружок «В гостях у сказки», в который привлечь детей из разных возрастных групп.

З. Разнообразить формы работы с родителями для решения задач по данной проблеме В частности, провести викторину «Мы — знатоки природы», используя материалы из экологических сказок. Привлечь родителей для инсценировок экологических сказок и др. Организовать родительский: клуб «Мы — друзья природы».

4. Обеспечить распространение авторского опыта работы среди коллег других ДОУ Московского района через методическое объединение.



















Выводы

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы предметным миром, закладывается ценностная ориентации в окружающем мире.

Мы убеждены, что начатая работа и есть путь к развитию личности ребенка и его ценностной ориентации в окружающем мире природы, общеизвестная ведущая роль знаний ребенка-дошкольника в структуре сознания.

Итак, экологические знания помогают в формировании ребенка определенной системы ценностей, представления о человеке как части природы.

В результате освоения содержания данной работы детьми пятого года жизни уже заметен растущий уровень экологической культуры, который, выражается, прежде всего, в качественно ином отношении к природе в целом.

В пределах доступного содержания «от простого к сложному» у ребенка начинают формироваться представления разной степени глубины и обобщенности о( экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в социуме.

Несомненно, ведущим личностным достижением ребенка будет являться гуманное отношение к окружающей среде и к человеку как его части. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и в взрослой жизни.



















ЛИТЕРАТУРА

1 Бабаева Т И , Михайлова З А , Гурович Л М

Детство Программа развития и воспитания детей в детском саду Изд. 3-е переработанное .-244 с.- Спб: «Детство- Пресс». 2001.

2.Бегак Б. Воспитание искусством. Для учителей начальных классов. — М.:

Просвещение, 1981 94 с.

3.Вербовская Е.В. Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей дошкольных учреждений. Н.Новгород — 1997. 4.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего возраста.- Спб. «Детство-Пресс», 200 1-160 с. (Библиотека программы « Детство»). 5.Зеньковский В.В. Психология детства. — М. — « Школа — Пресс», 1996. — 336с.

6.Кудрявцев В. «Дошкольное воспитание» — 1996. — К — 68 с.

7.Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) — СП6.: «Детство — Пресс», 2000.—319 с.

8.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986.

9.Посылкина Р.Ю. Сказка как средство гражданского воспитания и образования дошкольников. «Педагогическое обозрение №1 », 2000. — 123- 128 с.

10.Посьилкина Р.Ю. Природоведческая деятельность и развитие ребенка в ней. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях Нижегородской области: материалы первой научно- практической конференции. 12 октября 1999 г. — Н.Новгород. — 2000., 7- 11 с. 11 .Посылкина Р.Ю. Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Москва — Гуманитарный институт. 2002., 71 с. 12.Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. — М. 1999. — 170 с.

13.Рыжова Н.А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. — « Линка — Пресс». 1966. — 56 с., иллюстрации (серия «Наш дом — природа»).

14.Рыжова Н.А. «Наш дом — природа». М. — 1998. — 128 с.

15.Синицына Е.И. «Умные сказки», серия « Через игру к совершенству». М.—1999.-168с.

16.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. «Краткий словарь литературоведческих терминов». Книга для учащихся, 2-е издание. — М. Просвещение. 1985 — 208с.

17.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», серия « Для пап и мам». — Харьков— «Фолио» — 1996. —460 с.

















































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: