Урок по экологии тему «Экология и общество»

Урок по экологии тему:

«Экология и общество»

(8 класс)

Учитель географии Слабко Е.А.

учитель истории и обществознания

Ламинская М.С.

МОУ СОШ № 101 г.Краснодар


Цели урока:

Образовательная: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся о значении природы для человека, знакомство с природоохранными законами Краснодарского края, воздействии человека на окружающую среду, раскрыть сущность экологических проблем, помочь учащимся в творческом поиске предложений по их решению.


Развивающая: развивать способность применять уже имеющиеся знания, развивать географическое мышление, умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, умение анализировать и делать выводы, выработать умение оценивать экологическую обстановку наших дней.


Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к природе, повысить интерес к изучению окружающего мира, воспитывать чувство гордости за природу России, родного края.


Оборудование: учебники, презентация по теме, запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации картин, конституция Российской Федерации.


Тип урока: по дидактической цели – обобщение;

по способу организации – урок-диалог.


Методы обучения: 1.Основной метод – словесный;

2.Частные методы: наглядный, беседа, работа в группах.


Межпредметные связи: геокраеведение, геоэкология, география 8 класс: «Природа России», обществознание.


Ход урока


I Организационный момент.


II Изучение нового материала.


Учитель обществознания.

Ребята, прослушайте отрывки из произведений, высказывания великих философов, ученых, поэтов обратите ваше внимание на слайды и постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

Показ слайдов «Природа России и нашего края» — на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года», слайды картины великих художников (природа).


Природа – единственная книга,

Содержание которой одинаково

И значительно на всех её страницах.

И.В.Гёте – немецкий поэт,

философ, учёный.


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев


Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить

нужды любого человека, но слишком мал,

Чтобы удовлетворить людскую жадность.

Ганди – индийский

политический деятель


Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя,

берегите всех зверей внутри природы,

убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко – поэт

Определение: Природа – весь мир, в многообразии его форм и проявлений.


Вопрос: О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как будет звучать тема нашего

урока?

Рассуждения учеников.

Ребята! Сегодня целью нашего урока является углубление наших знаний о природе, ее значении для человека, отрицательном воздействии человека на природу, а также о необходимости охранять природу.


Итак, запишите дату, тему урока.

Слайд : «Экология и общество»


Учитель географии. Земля! Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Она уникальна и неповторима в своем роде, другой такой нет. Когда Ю. Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то, какая!», а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан — все в нежной кисее облаков».

Свежие документы:  Классный час на тему «День Земли. Воды и Чистого воздуха»


Это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.


Учитель обществознания. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Природа – это огромная (до недавнего времени, считалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни.

Слайд – фото природы.

Наука доказала, что весь современный мир, растения, животные, а следовательно и человек, являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет!!!

Человек – царь природы, ее венец. Человек, как биологический вид, претендует на главную роль, так как имеет важное преимущество – разум….

Учитель географии. Ребята! Всегда ли человек совершает разумные поступки?

Откуда же пришла такая беда, как экологический кризис?

Словарная работа

Слайд — Экология – «ойкос» по-гречески означает «дом, жилище, место пребывания в природе растительных и животных организмов между собой и со средой»

Экология – «ойкос» по-гречески означает «дом, жилище, место пребывания в природе растительных и животных организмов между собой и со средой»

Вопрос классу: Ребята, как вы понимаете, что такое экологический кризис, каковы последствия экологического кризиса?

Рассуждения учеников.

Слайды – изменение природы, после воздействия на нее человека.

Учитель обществознания.

Конечно, человеку необходимо иметь сырье. Но современная наука предупреждает: следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Слово «загрязнение» вам знакомо хорошо. Мы говорим: грязные руки, грязный двор, грязный город. А можно сказать: грязный воздух, грязная вода, грязный лес, грязная земля? К сожалению, можно.

Ребята сейчас мы разобьемся на три группы, каждая группа подумает и представитель группы ответит на вопрос:

Слайды – загрязнение атмосферы, почвы и воды.

1 группа — Причины загрязнения атмосферы.

2 группа – Причина загрязнения воды.

3 группа – причина загрязнения почвы.

И так мы видим, какие тяжелые последствия безответственного отношения человека к природе. И сейчас хотелось бы послушать сказку Н.Телешова О «Белой цапле», в которой рассказывается о принцессе Изольде.

Сказку рассказывает ученик (опережающее задание)

Учитель географии.

Вопрос классу. Ребята, как вы оцениваете поступок Изольды? Почему мало не делать зла? А что нужно делать?

Теперь мы с вами понимаем, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если ты сделал что-то плохое другому человеку, мораль тебя осуждает, говорит, что ты совершил злой поступок.

Свежие документы:  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЭКОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «СПОСОБЫ ДОБЫВАНИЯ ПИЩИ»

Вопрос классу. А если ты сделаешь что-то вредное природе, можно сказать сотворил зло?

Рассуждения учащихся.

Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники «господства над природой». Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться ее богатствами, так ему заблагорассудится. Они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, ее нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя.

Но есть люди и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и абсолютно не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Все как раз наоборот: природа щедро и бескорыстно отдает людям все, что имеет. Нужно только постараться, как можно глубже понять законы природы и не нарушать их. Иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Все очень ясно и просто: хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.

Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться каждому поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

Слайд на доске – по очереди все три правила.

Три главных правила экологической морали:

  1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

  2. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.

  3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.

Учитель обществознания. Ребята, вы уже знаете, что не разумное отношение к природе наносит ей значительный вред.

Вопрос классу. Что же означает охрана природы?

Рассуждения класса.

Действительно — это определенная деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное использование, воспроизводство природных ресурсов.

В результате деятельности должно быть сохранено и спасено многообразие видов животных и растений, живущих на земле, защищены недра Земли, ее водные ресурсы, атмосферный воздух, т.е. сохранены природные условия развития человечества в настоящем и будущем.

Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане.

Государство издает законы, направленные на охрану природы.

В 2001 году был принят закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нем записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека. Статья 42,58

Слайды на доске – 1) – слайд. Статья 42 Конституции РФ.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2) – слайд. Статья 58 Конституции РФ.

Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

3) – слайд. Земельный кодекс РФ

Лесной кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Закон «О животном мире»

Закон «Об охране окружающей среды»

Закон закрепляет права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что местные руководители, хозяйственники, специалисты, обнаружившие, например, загрязнение водоема ядами или болезнетворными микробами или сильное загрязнение воздуха вредными газами, обязаны не скрывать правду, а немедленно предупредить об этом население.

Вопрос классу. Подумайте почему важно предупредить об опасных изменениях окружающей среды?

Рассуждения класса.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесенный ущерб.


Учитель географии.

Слайд – карта России «Заповедники. Заказники. Нац. Парки»

Также ребята, в целях сохранения и изучения природных процессов и явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, полностью изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. Биосферные заповедники – это заповедники, в которых ведутся научные исследования по единой международной программе.

Национальный парк – это территория, на которой охраняются уникальные объекты природы. От заповедника он отличается допуском посетителей для отдыха.

Вопрос классу. Есть ли в нашем крае государственные заповедники и национальные парки? Если есть, назовите их.

III Закрепление нового материала.


Учитель обществознания. Итак, ребята вспомним все то, о чем мы сегодня говорили.

  1. Чему нас учит экологическое правило? Почему его нельзя нарушать?

  2. В чем состоит главный смысл экологической морали? Вспомните три главных правила экологической морали.

  3. Что делает государство для охраны окружающей среды?

  4. Что может сделать гражданин для защиты природы?

Ребята, сделаем вывод:

Важнейшая обязанность гражданина: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу – значит охранять Родину.


IV Задание на дом. Подготовьте к следующему уроку самодельный плакат «Береги природу!»








Свежие документы:  Формирование навыков решения задач с параметрoм на уроках алгебры в 7 классе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: