Конспект урока для 11 класса «ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»



«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»

МО учителей-предметников Зам. Директора Директор

____________________________ __________________________ ____________________________

«_____»________________2012г. «______»________________2012г. «______»________________2012г.



Прошла экспертизу

на методическом совете

« 30 »  сентября 2009г.

протокол №1

Утверждена приказом

директора школы

190 от 02.10.2009г. 


Конспект урока для 11 класса

«ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»






Составила учитель Власовец Татьяна Николаевна






г. Югорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы.

Современная Россия – это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX — начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Но в настоящее время уровень развития малого предпринимательства в нашей стране, оцениваемый по общепринятым в развитых странах показателям, недостаточен. Доля экономически активного населения, занятого в сфере малого предпринимательства в России, в 2 – 3 раза ниже по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель составляет 40 – 50%. Более того, в последние годы по уровню вовлечённости населения в сектор малого предпринимательства увеличивается разрыв даже со странами Восточной Европы.

Поэтому в новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.

Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.

Именно в этом важность изучения курса «Экономика и предпринимательство».

Элективный курс «Экономика и предпринимательство» дает возможность учащимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.

Значимость элективного курса «Экономика и предпринимательство» — это помощь учащимся в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.

Программа элективного курса «Экономика и предпринимательство» направлена на получение учащимися знаний в сфере предпринимательской деятельности.


Цель курса – формирование у учащихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.


Задачи:

  • изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;

  • изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;

  • изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;

  • ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;

  • научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;

  • научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;

  • сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;

  • создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).


Изучение данного элективного курса рассчитано на 35 часов в 11 классе, по окончании которого учащиеся защищают проект в рамках предусмотренного зачета.

В основе механизма реализации программы лежит идея личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

(модель выпускника)


Обучащиеся должны знать:

— основные виды и формы предпринимательства;

— особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-

правовых форм;

— особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.

Обучающиеся должны уметь:

— характеризовать типы и виды предприятий;

— создать свое дело.

— давать оценку перспектив рисков;

— анализировать черты предпринимателей;

— анализировать законопроекты хозяйственного права.


Уровни освоения программы:

Репродуктивный уровень

Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов,

называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.


Продуктивный уровень

Обучающийся характеризует понятия, виды, умеет отличать по заявленным

признакам явления, процессы, виды, формы предпринимательской деятельности;

характеризует практическую деятельность предприятий с различной нормативно-

правовой основой.



Творческий уровень

Обучающийся анализирует предпринимательскую деятельность, конкуренцию,

деятельность предприятий, оценивает и прогнозирует варианты ее эффектив-

ности.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Элективный курс «Экономика и предпринимательство» является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений учащихся, получаемых ими при реализации программы по обществознанию в 11 классе, углубляет знания учащихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.


Элективный курс способствует формированию общепредметных компетенций:


  1. Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.

  3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.

В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.

  1. Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  2. Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью

  3. Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.

  4. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.




Формы организации познавательной деятельности


      • Фронтальная;

      • Групповая;

      • Парная;

      • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Поисковый метод;

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод эвристической беседы;

  • Анализ;

  • Дискуссия;

  • Диалогический метод;

  • Практическая деятельность;

  • Проектирование.



Содержание контроля:

— понятия, термины;

— законы и нормы хозяйственного (предпринимательского) права;

— юридические основы деятельности предприятий разных организационно-

правовых типов;

— умение характеризовать виды предпринимательства;

— умение характеризовать виды конкуренции;

— умение характеризовать инновационное предпринимательство;

— деятельность малого предприятия;

— умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность

предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.




Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:

— тестирование;

— самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);

— результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы,

анализ;

— участие в круглом столе;

— защита проектов;

— устный контроль;

— презентации результатов анализа и исследования.



















урока



Название темы, темы уроков

Дата проведения


Понятийный аппарат темы


Планируемый результат темы

Методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей

Содержание, формы контроля по формированию ЗУНов и компетентностей








1


2



3




4



5



6


Тема 1. Введение.

Понятие об экономике

Понятия собственности

Формы предпринимательства


Что такое экономика


Что такое предпринима-тельство


История становления предпринимательства в России


Экономические аспекты собственности


Правовые аспекты собственности


Содержание и современные формы предпринимательства


6ч.






07.09


14.09



21.09




28.09



05.10



12.10


Экономика,


бизнес,


предпринимательство,


собственность,


государственные и муниципальные предприятия


Знать:

— что такое «экономика», «бизнес», «предпринимательство»

— место собственности в системе общественных отношений;

— понятия собственности в экономической теории;

— сущность понятия собственность;

— юридические стороны права собственности;

— основные правовые режимы;

— сущность и основные черты предпринимательства;

— формы и виды предпринимательства;

— компоненты предпринимательской деятельности.

Уметь:

-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами;

— толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.









Фронтальная работа



Групповая работа с историческими источниками



Индивидуальная работа

Практикум, работа с юридическими источниками




Семинар «Современные формы предпринимательства»









Устный контроль, беседа


Тест «Потенциал предпринимателя»











Анализ схемы «Формы предпринимательства» или защита проекта

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС







7





8


Тема 2. Виды предпринимательской деятельности


Характеристика предприятий разных видов



Виды предпринимательской деятельности


2ч.




19.10





26.10


Товарные биржи,


финансовое предпринимательство,


консалтинговые проекты


Знать:

— виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;

— понятие товарная биржа и ее функции;

— методы консультирования;

— консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.

Уметь:

-определять вид предприни-мательства;

-соотносить теоретические

понятия с конкретными приме-

рами



Парная работа


Лабораторная работа с описательными характеристиками предприятий разных видов


Текущий контроль


Соотнести виды и черты предпринимательства на представленных карточках









9




10






11





12






13







14


Тема 3. Предприятие в рыночных условиях

Организация и развитие собственного дела



Предприятие, его формы




Структура капитала предприятия





Организация и развитие собственного дела




Процедура регистрации предприятия





Риск предприятий и его виды






Деловая игра «Открытие собственного дела»


6ч.







02.11




16.11






23.11





30.11






07.12







08.12









Предприятие,


заёмный капитал,


собственный капитал,


уставной капитал,


добавочный капитал,


нераспределённая

прибыль,


доходный капитал.





Регистрация предприятия


Франчайзинг.


Риск предприятий


Знать:

— понятие предприятия и его формы;

— понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;

— структуру собственного капитала предприятия;

— особенности уставного капитала, его сущность;

— сущность резервного капитала;

— понятие добавочного капитала и его сущность;

— характеристику нераспре-деленной прибыли и ее использование;

— структуру заемного капитала предприятия;

— порядок и этапы создания нового предприятия;

— процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества;

— понятие облигации;

— основные подходы к организации собственного дела;

— понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;

— риск предприятия, его виды, издержки предприятия;

— пути и методы снижения рисков;

— меры, принимаемые к предприятию должнику.

Уметь:

— характеризовать капитал предприятия;

— проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;

— рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.







Лекция



Индивидуальная самостоятельная работа




Парная работа






Деловая игра





Практикум. Работа с документами




Лабораторная работа














Текущий контроль






Заполнение таблицы






Анализ участия в деловой игре


Анализ личностных качеств предпринимателей






Тестирование








15





16







17





18






19

Тема 4. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм


Виды классификаций предприятий




Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики




Юридическое лицо: понятие и его признаки




Классификация юридических лиц





Объединения юридических лиц, принципы их деятельности















5ч.







14.12





21.12







28.12





11.01






18.01








Предприятие


капитал


юридическое лицо


унитарное предприятие


кооператив


ООО, ОАО


Ассоциации


Холдинг


Финансово-промышленная группа


Предпринимательские союзы





Знать:

— виды классификации пред-приятий и их структура;

— требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;

— признаки юридического лица;

— особенности государственных и муниципальных предприятий;

— характерные особенности кооператива, товарищества и общества;

— виды товарищества;

— характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);

— характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;

— характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.

Уметь:

— в конкретной предприни-мательской деятельности;

— определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм;

— уметь характеризовать государственные и муни-ципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия;

— уметь характеризовать кооперативы,

-отличать кооператив, това-рищества и общества;

— уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;

— уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.









Школьная лекция



Фронтальная работа




Парная работа (заполнение таблицы)






Семинар «Анализ функционирования предприятий» (по раздаточным материалам)





Индивидуальная работа








Текущий контроль







Анализ и оценка таблицы «Особенности функционирования предприятий различных форм собственности»










Тестирование








20




20



21



23


Тема 5. Предприни-мательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия)


Малое предпринимательство: понятие и его сущность


Субъекты малого предпринимательства


Виды деятельности малого предприятия


Государственная поддержка малого предпринимательства в России



4ч.






25.01




01.02



08.02



15.02


Малое предпринимательство



Субъекты малого предпринимательства


Знать:

— понятие малого предпринимательства;

— понятие субъекта малого предпринимательства;

— преимущества и недостатки малого предпринимательства;

— государственная политика РФ в области малого предпринимательства.

Уметь:

— определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.




Школьная лекция


Индивидуальная самостоятельная работа




Анализ деятельности малого предприятия по предложенному алгоритму



Работа с юриди-ческими документами



Текущий контроль


Проверка индивидуальной домашней работы




Анализ сведений о предприятиях, условиях их деятельности



Тестирование






24






25





26


Тема 6. Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна


Конкуренция, её формы и признаки





Антимонопольное регулирование




Виды коммерческой тайны


3ч.




22.02






01.03





15.03



Конкуренция


Отраслевая и межотраслевая конкуренция




Ценовая и неценовая конкуренция


Антимонопольное регулирование


Коммерческая тайна



Знать:

— формы конкуренции и их признаки;

— перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

— задачи и деятельность антимонопольного комитета;

— понятие коммерческой тайны и ее виды;

— предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;

-приемы защиты коммерческой тайны.

 Уметь:

-анализировать положение предприятия на рынке;

— определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;

— реализовать право на защиту коммерческой тайны.







Школьная лекция





Индивидуальная работа-практикум




Таблица






Текущий контроль





Анализ, оценка результатов индивидуальной работы



Тестирование






27





28


Тема 7 Инновационное предпринимательство



Инновационное предпринимательство




Виды инновационных форм предприятий


2ч.




22.03





05.04


Инновации


Технопарки

Знать:

— понятие, определение и направления инновационного предпринимательства;

— виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;

— виды инновационных форм предпринимательства;

Уметь:

-характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства;

— сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности;



Школьная лекция


Групповая работа. Урок идей

— поиск направлений инноваций

— оценка инноваци-онного предприни-мательства




Текущий контроль


Анализ результатов практической работы






29



30


31



32


33


Тема 8. Экономические ситемы. Рыночные законы экономики


Рынок и рыночные структуры


Спрос и предложение


Рынок труда. Безработица


Экономика потребителя


Бюджет семьи


5ч.




12.04



19.04


26.04



10.05


17.05





Рынок


Спрос, предложение


Факторы спроса и предложения


Рынок труда


Знать:

— что такое рынок, законы рынка

— причины и экономические последствия безработицы

— способы защиты прав потребителей

Уметь:

— анализировать трудовую занятость населения Югорска-2

— работать с статистическими данными




Школьная лекция


Лабораторное занятие

«Бюджет семьи за месяц»



Текущий контроль


Анализ трудовой занятости населения Югорска-2


Составление бюджета семьи за месяц



Тестирование





34


35


Тема 9. Итоговое занятие


Защита проектов


Итоговый урок


2ч.



18.05


24.05



Уметь:

— использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой;

— делать выводы.



Индивидуальная работа (защита проектов)


Подведение итогов


Итоговый анализ учебно-познавательной деятельности учащихся











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями на 1 января 2009 года. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., Юрайт, 2004.

4. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008г., 27 декабря 2009г.)

5. Закон ХМАО-Югры от 30 декабря 2003 года № 82-оз «О программе развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО-ЮГРЕ на 2004 – 2010 гг»

Литература для учащихся:

Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Вита — Пресс (любое издание); Леонтьев А. В. Технология предпринимательства: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа (любое издание).

Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся

АрустамовЭ.А. и др. Организация предпринимательства. Учебное пособие. М., МУПК, 2001.

Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир. Экономика. М: АСТ, 2002.

Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М.: Гардарики, 1999.

Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. М., Вита-пресс, 2002.

Липсиц И.В. Экономика в 2-х книгах. М., Вита-пресс, 2000.

Лопуста М.Г. Предпринимательство. М., ИНФРА-М., 2002.

МихалеваЕ.П. Маркетинг. М., Юрайт, 2005.

Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право / — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

Нуреев Р.М. Основы предпринимательской деятельности. – М., 1992.

Прикладная экономика. М., Поли-экспресс, 2003.

Прикладная экономика. Сборник заданий. М., Поли-экспресс, 2003.

Хизрич Р., Питерс М. Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992.

Черкашин О.Ю. Основы бухучета для школьников. М., Вита-пресс, 2003.

Черняк В.З. Введение в предпринимательство. М., Вита-пресс, 2003.

Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие (под ред. С.Равичева). М., МЦЕБО, 2003.



Дополнительная литература для учителя:

1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.

2. Акмаева Р.И. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие/ — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Путешествие по Стране Знаний»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: