Рабочая программа по экономике «Экономика Семьи» 5 класс


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2032


11672 Москва, ул.Дмитриевского, д.5


«Утверждено»

Приказ директора ОУ

_______от__________

Подпись Сагуева И.Ю.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Подпись Литвинова Ю.С.

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №___ от ______










Рабочая программа по экономике « Экономика Семьи»

(название курса)




Класс: 5 класс

Автор программы – Н.В. Новожилова

Педагог разработчик программы: Фокина Наталья Алексеевна














Москва 2013.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по экономике для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ СОШ №2032, и на основании сведения о программе непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся1-8 классов общеобразовательных школ (РАО, под ред. И.А. Сасовой. Автор программы Н.В. Новожилова.) Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008.240с. /

Знакомство пятиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с изучения экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснить механизм рыночной экономики на другой основе не представляется возможным. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре, т. е. она экономически развивается по тем же законам, что и общество в целом. Семья — самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные, а не имитационные социально-экономические отношения.

Учебная программа «Экономика. Моя семья.» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др.

Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам, семейным домашним заданиям, экскурсиям, знакомству с рыночными структурами, окружающими семью.

Следует подчеркнуть, что содержательная сторона данного курса способствует проведению в его рамках интегрированных уроков, например «Труд и экономика семьи», уроков-практикумов по приданию второй жизни вещам, предметам, вышедшим из употребления. Изготовленные руками школьников предметы быта, игрушки, сувениры и другие вещи могут предназначаться, например, для интернатов, домов ребенка, детских больниц и т. д.

Цели курса.

1. Дать школьникам общие представления об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей — потребитель, производитель, гражданин.

2. Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.

3. Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.

  1. Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.

  2. Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.

Задачи курса

  1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.

  2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.

  3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.

  4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного, потребительского выбора.

  5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

  6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета «Экономика семьи» в средней школе в 5 классе выделяется 34 ч (1ч в неделю, 34 учебных недели) .Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе среднего общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по обществознанию (включая экономику и право).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.;

— СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно — эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

— Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009г.);

— Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

— Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ СОШ №2032;

— Базисный учебный план ГБОУ СОШ №2032 на 2013—2014 учебный год и т.д.


Обоснование выбора программы и комплекта учебников

« Экономика. Моя семья. »

Комплект учебников под общей редакцией док. пед. наук,член-корр. РАО И.А. Сасовой рекомендован Методическим советом Института содержания и методов обучения РАО. Учебные пособия соответствуют требованиям ФГОС для среднего образования. Учебное пособие по экономике для 5 класса построено с учетом требований к учебникам нового поколения для средней школы. Оно знакомит школьников с основными проблемами ведения семейного хозяйства, его планированием, учетом, контролем, финансовой документацией, бюджетом семьи. Разъясняется роль семьи в сложившихся социально-экономических условиях. Особое внимание уделено формированию качеств рачительного хозяина и думающего покупателя. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с использованием экономических знаний и умений в реальной жизни. Учебное пособие можно использовать на уроках по обществознанию, а также для организации проектной и внеурочной деятельности учащихся.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и внеурочной деятельности по предмету

Формы организации деятельности учащихся

  • групповая, парная, индивидуальная;

  • проектная, игровая деятельность;

  • совместная и самостоятельная деятельность

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини – сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия.

Технологии обучения:

  • личностно-ориентированные технологии;

  • метод проектов;

  • технология исследовательского обучения;

  • информационно –коммуникационные технологии;

  • игровая учебная деятельность;

  • технологии организации группового взаимодействия.


Перечень учебно-методического и программного обеспечения

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Н.В. Новожилова Под общей редакцией док. пед. наук,член-корр. РАО И.А. Сасовой

Учебник «Экономика . Моя семья » 5 класс. ФГОС.

2008

Москва.

Издательство

« Вита- Пресс»

2

Н.В Новожилова Е.Н. Землянская Под общей редакцией док. пед. наук,член-корр. РАО И.А. Сасовой

Рабочая тетрадь. ТТЗ. Тетрадь творческих заданий «Экономика. Моя семья.» 5 класс

2008

Москва. Издательство

« Вита- Пресс»

3

Под редакцией Н.А. Заиченко

Сборник дидактических материалов и тестов — Экономика. 5-11 классы Задачи. Тесты . Упражнения. Кроссворды

2008.

С-П. СМИО-Пресс

4

Мультимедийное пособие.

Экономика для детей .Игры и упражнения.

2010

1-С образователь

ная коллекция.

5

И.А. Сасова Н.В. Новожилова Е.Н. Землянская Под общей редакцией док. пед. наук,член-корр. РАО И.А. Сасовой

Методические пособие. Книга для учителя Методическое пособие по курсу «Экономика. Моя семья.» 5 класс

2008.

Москва Издательство« Вита- Пресс»



Виды и формы промежуточного, итогового контроля.


  • текущий контроль: тематические срезы, устный опрос, тест;

  • промежуточный контроль: контрольные работы, проверка тетрадей,

творческих заданий;

  • итоговый контроль: итоговая контрольная работа

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты ,презентации и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).


Критерии оценки учебной деятельности по экономике.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования экономической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых экономических явлений;

  9. Понимание основных экономических взаимосвязей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по экономике.

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с первоисточниками, статистическими материалами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

(Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии и экономике : / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.)


График контрольных, административных, проверочных работ и срезов:


Дата

Тема

Вид контроля

Форма контроля


Что изучает экономика семьи?


Промежуточный

Контрольная работа


Рачительный хозяин и думающий покупатель..

Промежуточный

Контрольная работа


Семья и рынок

Промежуточный

Практическая творческая работа


Итоговая контрольная работа

Итоговый

Контрольная работа.








Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 5 класс (экономика): Основные знания и умения

В результате изучения курса учащийся может получить представление о:

  • основных проблемах экономики семьи;

  • группах основных потребностей семьи;

  • возможных ресурсах семьи;

  • необходимых, желательных и престижных товарах и услугах;

  • возможностях своего участия в семейном хозяйстве;

  • том, что такое семейное предпринимательство.

Учащийся может узнать:

  • общие правила ведения домашнего хозяйства;

  • из чего складывается семейный бюджет;

  • источники семейного бюджета;

  • возможности экономии в семейном бюджете;

  • качества рачительного хозяина;

  • экономические связи семьи с рыночными структурами;

  • как организуется семейное дело.

Личностными результатами изучения экономики являются:

Учащийся может попробовать:

  • анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;

  • выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;

  • экономически осознанно делать потребительский выбор;

  • соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;

Метапредметными результатами изучения экономики являются:

Учащийся может попробовать:

  • анализировать рекламу потребительских товаров;

  • читать, расшифровывать упаковки товаров;

  • провести самоанализ формирования у себя и своей семьи качеств рачительного хозяина.

Учебно — тематический план

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

1

Что изучается в курсе «Экономика семьи»

Что такое экономика (2ч) Основные проблемы экономики (1)

Семья глазами экономиста(1ч) Хозяйственная деятельность семьи(1ч) Потребности человека и семьи(2ч)



7

2

Семейное хозяйство

Элементы семейного хозяйства(2ч) Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства(2ч) Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве(3ч) Контрольная работа №1 (1ч)



8

3

Бюджет семьи

Доходы и расходы семьи(1ч) Что такое бюджет семьи(1ч) Что кладут в потребительскую корзину(1ч) Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах(1ч)




4

4

Рачительный хозяин

Кто такой рачительный хозяин(1ч) Качества личности рачительного хозяина(1ч) Секреты рачительного хозяина(2ч)



4

5

Думающий покупатель

Покупатель и продавец (1ч) Реклама и упаковка (1ч) Особенности маркировки товаров(1ч) Секреты выбора товара (1ч)

Контрольная работа №2(1ч)



5

6

Семья и рынок

Экономические возможности семейного хозяйства(2ч)

Экономические связи семьи(1ч) Профессии членов твоей семьи и родственников (1ч)



4


Итоговый урок

1


Резервный урок

1


Итого

34



16


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Роль существительного в речи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: