Сценарий урока по управлению качеством «Функционально-стоимостный анализ»



Бюджетное образовательное учреждение

Чувашской Республики среднего профессионального образования

«Чебоксарский электромеханический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Сценарий урока по управлению качеством

«Функционально-стоимостный анализ»











Автор Епифанова Т.В.

(Фамилия И. О.)


(подпись) (чч.мм.гггг)






2013

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК _________________

Председатель____________________

Протокол заседания ЦК

от____ __________20__ №____

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_________И.Е. Игольникова




РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом

Протокол заседания

от____ ___________20_ №____


Зам. директора по УМНР

____________О.Б. Кузнецова




Аннотация

Данная методическая разработка урока «Функционально-стоимостный анализ» направлена не только на получение новых знаний по теме «Функционально стоимостный анализ, но и на активизацию технического и аналитического мышления, на практику применения различных методов исследования, развитие навыков выступления.

В ходе занятия студентам предоставляется возможность проявить себя в различных видах учебной деятельности: ответить на вопросы, работать в группах, выступить с докладом, подготовить мульмимедиа презентацию, выполнить практическую работу.

К данной методической разработке прилагается: 1 презентация

Сценарий урока «Функционально-стоимостный анализ» может быть использован на занятиях по дисциплинам «Управление качеством», «Основы исследовательской деятельности» для студентов СПО IV курса.





Автор: Епифанова Т.В.

(Фамилия И. О.)


(подпись)


Рецензент: Павлова М.Н.

(Фамилия И. О.)


(подпись)

Содержание



Введение 4


Методическая карта урока 5


Технологическая карта урока 7


Сценарий урока 9


Заключение 20


Приложение 21


Введение


Российский бизнес редко может похвастать качественными товарами и низкой себестоимостью: сказываются отголоски плановой экономики.

При внедрении и совершенствовании системы управления качеством используют типовые функциональные технологии анализа качества, в частности: функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Характерная черта функциональных методов анализа качества заключается в том, что в их основе лежит понятие функции исследуемого объекта или системы как главного фактора качества.

ФСА используется для минимизации затрат на производство освоенной продукции без ухудшения ее качества, а также для снижения себестоимости разрабатываемого изделия.

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000.


Занятие построено по принципу чередования различных видов учебной деятельности: ответы на вопросы, работа с терминами и определениями, доклады обучающихся, работа в группах, практическое задание.

В ходе занятия применяются как традиционные методы обучения, так и инновационный подход, четко прослеживаются внутрипредметные и межпредметные связи.

Методическая карта урока


Тема занятия: «Функционально-стоимостный анализ»

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия по методу обучения: лекция, практическое занятие

Учебно-организационная деятельность: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели занятия.

Образовательная: Сформировать специальные знания, умения и навыки по теме: «Функционально-стоимостный анализ». Контроль знаний, умений и навыков в выполнении практического задания.

Развивающая: Развить познавательные способности обучающихся, умение работать в должном темпе, инициативы, уверенности в своих силах, умение обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы, расширить кругозор, активизировать интеллектуальные способности, аналитическое, оперативное, техническое мышление.

Воспитательная: Воспитать внимательность, интерес к изучаемому предмету.

Задачи:

  1. Повторить изученный материал по теме «Статистические методы управления качеством».

  2. Изучить новый материал на тему «Функционально-стоимостный анализ».

  3. Выполнить практические задания на закрепление навыков проведения творческих этапов ФСА (информационно-аналитическом и поисково-исследовательском.

Средства обучения: наглядные (мультимедиа презентация), печатные (инструкции), объемные (натуральные образцы).


Учебно-методическая литература

Основная:

  1. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством/под ред. Б. И. Герасимова.-М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007.-256 с.- (Профессиональное образование).

  2. В.П. Мельников, В.П. Смоленцев, А.Г. Схиртладзе; Управление качеством/под ред. В.П. Мельникова — 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-352с.

3 Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества, «Феникс», Ростов-на Дону, 2004г.

Дополнительная:

1. Левкина Е.В., Михеева С.В. Шпаргалка по управлению качеством: Ответы на экзаменационные билеты .-М.:Аллель-2000,2006,-64с.-(Полный зачет. № 125)


Интернет – источники:

  1. https://www.e-college.ru/

  2. https://www.inventech.ru

  3. https://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/management_problem.shtml

  4. https://www.xcomp.biz/4-4-upravlenie-zatratami-na-osnove-funkcionalno-stoimostnogo-analiza.html


Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор.

Вид контроля: тематический

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Межпредметные связи: основы экономики, основы менеджмента, основы исследовательской деятельности.

Внутрипредметные связи: темы «Качество и конкурентоспособность предприятия», «Инструменты управления качеством», «СМК в соответствии со стандартом ИСО», «Современные проблемы управления качеством и роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством», «Методы непрерывного улучшения качества».

Технологическая карта урока


п/п

Время

Этап действия

Действие преподавателя

Методическое обоснование

Деятельность студентов

1.

1 мин.

Организационный момент

Приветствует,

отмечает отсутствующих


Слушают, отвечают

2.

5 мин.

Проверка домашнего задания

Оценивает, комментирует

Закрепление пройденного материала

Выбирают и группируют причины возникновения травматизма на предприятии для построения диаграммы

Исикавы

4.

2 мин.

Сообщение целей, задач, плана занятия

Демонстрирует сопровождающую мультимедиа презентацию

Нацеливание на предстоящую работу

Слушают, читают

5.

8 мин.

Изучение темы

Объясняет, беседует, диктует. Демонстрирует слайды презентации

Изучение материала

Слушают, читают, записывают, дополняют

6.

3 мин.

Изучение темы

Комментирует, дополняет

Изучение материала

Выступают с докладом, учатся вести диалог с публикой

7

6 мин

Изучение темы

Объясняет, беседует, диктует. Демонстрирует слайды презентации

Изучение материала

Слушают, читают, дополняют

8.

7 мин

Практическая

работа


Объясняет алгоритм выполнения работы. Следит за ходом деятельности студентов. Слушает выступления студентов, корректирует ответы.

Закрепление полученных знаний на уроке.

Формирование навыков проведения творческих этапов ФСА

Работают в малых группах: определяют структуру, функции объекта, их стоимость и значимость, анализируют результат своей работы.

9

5 мин

Работа в группах

Объясняет задание, следит за ходом работы групп, корректирует ответы.

Закрепление полученных знаний на уроке.


Работают в малых группах: определяют задачи, решаемые с помощью ФСА

10.

4 мин

Изучение темы

Объясняет, беседует, диктует. Демонстрирует слайды презентации, задает вопросы.

Изучение материала. Закрепление полученных знаний на уроке.


Слушают, читают, дополняют

8.

2 мин.

Рефлексия

Слушает мнение студентов

Стимуляция познавательной деятельности

Отвечают на вопросы, слушают, делают выводы.

9.

1 мин.

Подведение итогов

Подводит итог деятельности студентов

Анализ, взаимооценка выполненной работы

Подводят итоги

10.

1 мин.

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание

Актуализация полученных ЗУН для новой ситуации

Записывают домашнее задание


Сценарий урока

«Функционально-стоимостный анализ»

Ход урока

Организационный момент

I. Проверка домашнего задания

Построить диаграмму Исикавы для определения причин травматизма на производстве.

  1. Записать в середине правого края листа показатель – травматизм на производстве

  2. Провести к нему горизонтальную стрелку.

  3. Записать главные 3 фактора, влияющие на травматизм на производстве: персонал, технология, оборудование и инструменты с обеих сторон от хребта диаграммы и провести от них стрелки к хребту.

  4. Определить факторы второго порядка (выбрав нужные из приведенного ниже перечня факторов):

  5. Записать их рядом с соответствующими факторами первого порядка и соединить с ними стрелками.

  6. Определить факторы третьего порядка (выбрав нужные из приведенного ниже перечня факторов), влияющие на факторы второго порядка и записать их рядом с соответствующими факторами второго порядка и соединить с ними стрелками.

Факторы: ырье, материалы, поставщики, менеджмент TQM, процедуры, сертификация сырья, кружки качества, техническое состояние оборудования; защитные средства; инструменты, используемые персоналом в работе; программы мотивации, организационная структура, некомпетентность менеджеров, нет заинтересованности в конечном результате, знание персоналом техники безопасности при производстве работ; соответствие установленным требованиям (освещенность, температура и т.д.); удобство выполнения требуемых операций, выполнение технологической дисциплины (предписанных инструкциями действий, техники безопасности); обеспеченность работников необходимым инструментом; техническое состояние инструментов; проведение периодического медицинского обследования персонала; обучение персонала технологии производства работ (с обучением безопасным методам работы), техника безопасности; опыт (стаж), приобретенный после долговременной работы на производстве; влияние коллектива; приказ начальника (приказ непосредственного руководителя по игнорированию некоторых правил с целью уменьшения времени работы); характер работника; здоровье (физическое состояние) работников; нет финансирования, низкое качество, низкая з/п, неукомплектованость штата, точность прибора, точность измерений, привлечение рабочего персонала на непрофильные работы (к примеру, оператора станка для покраски цеха высотой 10м); качество технологических процессов; износ оборудования (возраст и режим эксплуатации); качество ремонта и обслуживания; общие защитные средства (заземление оборудование, наличие ограждения для опасных зон, автоматическое отключение электроэнергии и т.д.); средства индивидуальной защиты (каска, перчатки, маска и т.д.); рассмотрение в тех.процессе техники безопасности при производстве работ; правильное установление норм времени на выполнение операций; проверка оборудования и инструментов перед выполнением работ; рабочее место.

  1. Удалить факторы, на которые невозможно повлиять или скомпенсировать их воздействие.

  2. Оценить степень влияния факторов на травматизм (самостоятельно проставив частоту нарушения всех факторов).

  3. Сделать выводы о причинах травматизма на предприятии и способах его устранения.

Итак, проверим, насколько правильно вы построили диаграмму, и послушаем желающего продемонстрировать свои результаты.

Вот мы и вспомнили материал об инструментах управления качеством. Продолжим изучать методы управления качеством. Тема нашего сегодняшнего занятия «Функционально стоимостный анализ». Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату и тему занятия.


II. Работа над темой занятия

Российский бизнес редко может похвастать качественными товарами и низкой себестоимостью: сказываются отголоски плановой экономики.

При внедрении и совершенствовании системы управления качеством используют типовые функциональные технологии анализа качества, в частности: функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Давайте подумаем, а почему эти методы называются функциональными? Правильно! Потому что характерная черта функциональных методов анализа качества заключается в том, что в их основе лежит понятие функции исследуемого объекта или системы как главного фактора качества.

    1. Что такое ФСА.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) технология анализа затрат на выполнение изделием его функций. Запишите пожалуйста определение.

ФСА основывается на следующем утверждении: каждый продукт или объект производится и существует для удовлетворения определенных потребностей (выполнения своих функций): часы — чтобы показывать время, телевизор — чтобы принимать видеосигнал и преобразовывать его в изображение, карандаш — чтобы писать или рисовать, электрическая лампа накаливания рассматривается как носитель функции «излучать свет», а не в качестве совокупности конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания и др.) и т.д., и потребителя в конечном итоге интересуют не предметы и вещи, а действия, которые он может производить с их помощью (т. е. их функции), и во сколько ему обойдется приобретение и использование этих функций. 

Известно, что для создания этих функций в продукте или товаре нужно затрачивать определенное количество живого и овеществленного труда.

При более детальном рассмотрении любого объекта можно обнаружить, что он выполняет не одну, а много функций. Например, часы кроме текущего времени в часах и минутах могут показывать и календарные данные (день недели, дату, месяц), быть секундомером, будильником, наконец, украшением. Таким образом, выявляется наличие в объекте многочисленных полезных функций, создание которых потребовало от производителя определенных затрат.

Проанализируем эти функции еще раз. Оказывается, отдельные из них можно отнести к основным (ради этого и создавался объект), другие выполняют вспомогательную роль — без них невозможно осуществление главных целевых функций. Наконец, найдутся вообще ненужные (лишние, а иной раз и вредные) функции. Например, часы могут быть излишне тяжелыми и громоздкими, телевизор является источником вредного для человека излучения и т.д.

В рамках ФСА функции объекта делят на внешние и внутренние.

Внешние функции характеризуют объект в целом, отражают его свойства в сфере потребления. Давайте попробуем найти пример. Как вы думаете, что можно отнести к внешним функциям часов? Правильно! Внешняя функция часов — указывать время.

Внешние функции подразделяются на:

главные функции, характеризующие назначение объекта (например, главная функция лекарства — излечение больного);

второстепенные функции, которые непосредственно не влияют на назначение объекта, но улучшают потребительские свойства (например, сладкий сироп от кашля — лечит, и пить приятно).

Внутренние функции реализуются составными элементами объекта и отражают взаимосвязи и взаимозависимость внутри объекта. Какой пример мы сможем привести? (например, взаимодействия частей часового механизма между собой) и подразделяются на:

основные функции, обеспечивающие работоспособность объекта и способствующие реализации его главных функций. При исключении любой из основных функций главная функция не может быть реализована.

второстепенные функции, обеспечивающие осуществление основных функций.

Различают также полезные, вредные и нейтральные функции

Полезные функции определяют полезность и функциональность объекта.

Вредные функции характеризуют возможность нанесения ущерба при использовании объекта (например, взрывоопасность объекта).

Нейтральные функции не улучшают эффективность изделия и не наносят вреда.

(При осуществлении ФСА нейтральные функции относят к вредным).

Зарисуйте пожалуйста эту схему.

Однако в любом случае для создания этих функций в предмете были затрачены какие-то средства. Очевидным становится вывод о том, что если функции не нужны, то и затраты на их создание также лишние.

    1. Стоимость функций.

Поэтому ФСА подразделяет все затраты:

  • на функционально-необходимые для выполнения объектом своего функционального назначения;

  • излишние, порожденные неправильным выбором или несовершенством конструкторских решений.

Далее. Каждая из функций, характерная для объекта, может выполняться разными способами. К примеру, текущее время может отражаться при помощи стрелок, цифр, которые светятся на циферблате часов, или каким-либо другим способом. Очевидно, что разные способы осуществления функции достигаются разными технологическими и техническими путями и, соответственно, требуют разных объемов затрат. Это значит, что, выбирая тот или иной способ осуществления определенной функции, мы заранее закладываем и определенную минимальную сумму затрат на ее создание. Следовательно, заменив существующий способ выполнения функции более дешевым, мы тем самым уменьшим стоимость изделия.

Возникает закономерный вопрос: откуда и почему появляются ненужные функции и лишние затраты? Ведь никто не заинтересован в избыточных затратах, и обычно принимаются все возможные меры по созданию более совершенного продукта в техническом и экономическом отношении.

Правильно! Дело в том, что по мере развития научно-технического прогресса постоянно появляются новые возможности совершенствования продукта. Даже если на момент разработки конструкции нового изделия были учтены все технические и технологические новации отечественной и зарубежной науки и практики, то через некоторое время появляются новые технические решения, новые виды материалов, новые виды оборудования, позволяющие реализовать функции продукта с меньшими затратами либо при тех же затратах с большей эффективностью.

Как вы думаете, что включает в себя стоимость функций? Стоимость функций включает затраты на материалы, изготовление, сборку, транспортировку, последующие обслуживание и утилизацию и т.п. (этот круг определяется целями задачи и жизненным циклом). Эффективны действия, направленные на совмещение выполнения одной частью изделия нескольких функций и на максимальную реализацию принципа ИКР (идеальный конечный результат) (функция выполняется, а её носителя нет). На практике этому соответствует то, если стоимость нового объекта, совмещающего ряд функций, будет меньше суммарной стоимости объектов, выполнявших эти функции поврозь. Стоит отметить, что важнее искать ненужные и неэффективно работающие части изделия и отказываться от них, а не снижать их стоимость.

Доклад учащихся об истории возникновения ФСА:

В конце сороковых годов 20 века Юрий Михайлович Соболев, инженер-конструктор Пермского телефонного завода применил системный анализ и поэлементную отработку изделий. Он рассматривал каждый конструктивный элемент как самостоятельную часть конструкции, формулировал его функциональное назначение и включал в группу основных или вспомогательных.

К конструктивным элементам Ю.М. Соболев относил: материал, размер, допуски, резьбу, отверстия, состояние поверхности.

Такой анализ помог выявить завышенные затраты на изготовление вспомогательных элементов и сократить их без ущерба для качества изделия.

В 1948-1952г. Юрий Михайлович опубликовал ряд работ посвященных разработанному методу.

Первая разработка Ю.М. Соболева (узел усиления микротелефона) позволила сократить количество деталей на 70%, затраты материалов — на 42%, трудоемкость — на 69%, а общую себестоимость — в 1,7 раза. С того времени и начинается история теоретической разработки и практического использования ФСА.

Во время Второй Мировой войны американская компания «Дженерал электрик» вынуждена была искать замену дефицитным материалам, использовавшимся в производстве. После войны инженер компании Лоуренс Д. Майлс, сотрудник отдела снабжения, знавший о работах Соболева, проанализировал данные о работе изделий и убедился в том, что замена материала на более дешевый в ряде случаев приводила к улучшению качества.

На основе этого анализа в 1947 году был разработан функциональный — экономический подход. В 1952 году Л. Майлс разработал метод, получивший название стоимостного анализа.

В 1958-1960 г.г Японский инженер-консультант доктор Гэнъити Тагути создал ряд методов, позволяющих повышать качество продукции без повышения затрат (методы Тагути). Цель методов — повышение качества путем повышения точности. Любое отклонение от оптимального значения рассматривается как источник материальных потерь общества (как производителя, так и потребителя)

В 1959 году было организовано Общество американских инженеров-специалистов по ФСА (Society of American Value Engineering — SAVE). Военное ведомство США потребовало от своих клиентов — фирм обязательного применения ФСА при создании заказываемой военной техники.

В начале 60- х годов ФСА начинают использовать в других странах и прежде всего в Англии, ФРГ, и Японии.

Проводятся общенациональные и международные конференции специалистов по ФСА. В ряде стран внедрение ФСА регламентировано законодательными документами.

Международное общество SAVE учредило премию имени Л. Майлса » за создание и содействие в деле продвижения методов ФСА»

В 1977 году в Минэлектропроме было принято решение о создании подразделений ФСА во всех объединениях и организациях отрасли, а работы по ФСА становятся обязательной частью плана по новой технике. В 1978-1980 г.г. на предприятиях электротехнической промышленности с помощью ФСА было сэкономлено: 14000 т проката черных и цветных металлов, 3000 т свинца, 20 т серебра, высвобождено 1500 человек. Суммарный экономический эффект составил 16.000.000 рублей.

В России с начала 90-х годов резко снизилось количество публикаций по ФСА, прекратилась подготовка и переподготовка специалистов, ФСА перестали применять на производствах. Специалисты оказались не востребованными на родине, и часть из них работает за рубежом — в Израиле, Канаде, США, Финляндии, Корее.

ФСА прошел долгий путь, прежде чем был признан в качестве эффективного метода снижения затрат при сохранении или даже повышении необходимого уровня качества продукции. Среди самых больших компаний мира методологию ФСА применяют: Boeing, BP Amoco, DuPont Co, Fiat, General Electric, General Motors Corp, Hewlett-Packard, Lockheed Martin, Mitsubishi, Motorola, Nissan Motor, Northern Telecom, Royal Dutch/Shell Group, Toyota, United Technologies Corporation, Volkswagen, Xerox Corp.

Ребята, какие мы можем сделать выводы из этого доклада? (Метод появился достаточно давно, прошел долгий путь, активно применяется во многих странах в связи с большой эффективностью, но к сожалению в России специалисты по ФСА перестали быть востребованными. Наверняка почти на всех предприятиях было свернуто применение ФСА из-за ухудшения экономической ситуации в России с начала 90-х годов прошлого века).

2.3. ФСА как практическая составляющая системы менеджмента качества.

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000, таким как: ориентация на потребителей, роль руководства, вовлечение сотрудников, подход как к процессу, постоянное улучшение и др.

2.4.Технология проведения ФСА.

Этапы проведения ФСА.

п/п

Этапы

Содержание этапа

1

подготовительный

— популяризацию (пропаганду) метода

— построение организационной структуры ФСА

— обучение специалистов ФСА современным методам решения технических задач

— подбор объекта для проведения ФСА*

2

информационный

-сбор информации и разработка структурной схемы объекта

— выбор составных частей объекта с высоким уровнем издержек

3

аналитический

— определение функций составных частей объекта

— построение функциональной схемы

4

творческий

— генерация идей

— конвергенция (сужение границ)

5

рекомендательный

— экспертиза полученных идей

— оценка работоспособности и экономической целесообразности

— проверка наличия ресурсов для осуществления идей

— оценка конструкторских, технологических и производственных возможностей производства

6

внедрение

— согласование плана-графика внедрения рекомендаций ФСА с другими разделами плана повышения эффективности производства

— принятие мер по соблюдению плана-графика

* (конкретизировать при объяснении данного этапа) Критериями выбора объекта являются показатели, характеризующие объем производства изделий, их себестоимость, уровень рентабельности, удельный вес их в общем выпуске продукции в перспективе, количество рекламаций, характер и причины брака и т.д. На основе анализа этой информации отбирается изделие, которое в первую очередь подлежит ФСА.

Представим себя разработчиками и рассмотрим содержание и специфику деятельности разработчиков на базовых, творческих этапах ФСА – информационно-аналитическом и поисково-исследовательском.

Нашей задачей в данном случае будет — снижение себестоимости изготовления простейшей и всем хорошо знакомой авторучки со сменным шариковым стержнем.

Процесс анализа проиллюстрируем на примере.

Первоначальным этапом работы является декомпозиция (разбиение) технического объекта на функциональные элементы в соответствии с составленной конструктивной функциональной структурой объекта.

Для рассматриваемого примера конструктивную функциональную модель авторучки можно представить в виде совокупности следующих элементов:

Корпус, обеспечивающий удобство пользования авторучкой и размещение в нем всех ее элементов.

Пишущий шариковый стержень

Механизм выдвижения пишущего стержня из корпуса (для приведения авторучки в рабочее положение) и подача стержня внутри корпуса (на период ее хранения или транспортировки)

Пружина возврата механизма подачи в исходное положение

Кнопка управления защелкой фиксации положения шарикового стержня.

Занесем данные в таблицу (Ручка)

Элементы ТО

Функции элементов

Группа функций

Функциональная нагрузка (значимость), %

Стоимость функций, %

п/п

Наименование

1

Корпус

Объединяет все элементы

О

20

23

2

Пишущий стержень

Оставляет след на бумаге

Г

50

27

3

Механизм подачи

Подает пишущий стержень

В

15

32

4

Пружинка

Возвращает механизм подачи

В

10

12

5

Кнопка управления

Фиксирует положение пишущего стержня

В

5

6

  1. Сведения о фактических затратах можно получить из счетов бухгалтерского учета (учитываются все виды затрат на реализацию функции.

  2. Эвристические, ориентировочные оценки по функциональной нагрузке элементов делаются либо самим разработчиком (индивидуально) либо группой экспертов, эксклюзивно привлеченных к данной работе.

  3. На заключительном этапе определяем отношение затрат к значимости (ценности) функции. Объект считается ценным, если это отношение меньше или равно 1. Потребитель принимает решение о приобретении объекта, когда ценность объекта значительно превышает затраты по всему жизненному циклу.

  4. Как видно из таблицы, в данной конструкции авторучки избыточных функций не содержится.

  5. «Узким местом» ТО является механизм подачи, разрешив которое мы (как разработчики) можем снизить общую себестоимость шариковой авторучки.

III. Практическая работа

Теперь вы – разработчики, которые желают снизить себестоимости изготовления карандаша с ластиком.

Задание построить конструктивную функциональную модель карандаша с ластиком.

Этапы работы:

  1. Определить элементы ТО (карандаша).

  2. Определить функции, которые они выполняют.

  3. Определить к какой группе функций они относятся (главной, основной или вспомогательной).

  4. Определить функциональную нагрузку.

  5. Определить стоимость функций.

  6. Данные занести в таблицу.

  7. Сделать выводы (есть ли в данном ТО излишние функции, какой элемент требует усовершенствования?)

Данные (подсказки): Стоимость функций: ластик — 15%, обод — 10%, грифель — 40%, основа — 30%, покрытие — 5%. Функциональная нагрузка: 15%, 5%, 45%, 25%, 10% (не по порядку).

Бланк для выполнения задания.

Элементы ТО

Функции элементов

Группа функций

Функциональная нагрузка (значимость), %

Стоимость функций, %

п/п

Наименование

1







2







3







4







5







Какой вывод можно сделать из полученных данных?

Обучающийся по желанию зачитывает результаты своей работы.

Теперь давайте сравним с образцом. Работа оценивается следующим образом: до 2-х ошибок – «отлично», 3-5 ошибок – «хорошо», более 5-8 ошибок – «удовлетворительно», более 8 ошибок – «неудовлетворительно».

IV. Выводы. Преимущества и недостатки метода.

Итак, теперь мы знаем, что такое ФСА, сущность, этапы и технологию проведения данного метода, давайте подумаем и определим, какие задачи можно решить, применяя этот метод?

Я прошу вас разделиться на группы по 4-5 человек и за 2 минуты выделить как можно больше задач.

Группа, правильно определившая 2-3 задачи, оценивается на «удовлетворительно», группа, нашедшая 4-5 задач, оценивается на «хорошо». И группа определившая более 5 задач, оценивается на «отлично».

Теперь посмотрим на ваши результаты. Назовите пожалуйста какая команда сколько определила задач, решаемых с помощью применения ФСА? Опрос начинаем с команды, нашедшей меньше всего задач.

А теперь посмотрим перечень задач, и какие задачи мы не назвали.

Задачами, решаемыми с помощью проведения ФСА, могут быть:

— повышение конкурентоспособности продукции;
— повышение качества объекта в целом или его составных частей; 

— снижение затрат на производство;

— снижение материало-, фондо-, трудо- и энергоемкости; 

— повышение производительности труда; 

— замена дефицитных (в том числе импортных) материалов и комплектующих изделий; 

— увеличение объема выпуска продукции без дополнительных капитальных вложений; 
— ликвидация узких мест в производстве; 

— снижение эксплуатационных и транспортных расходов; 

— повышение экологичности производства; 

— предупреждение, сокращение и устранение брака; 

— разработка новых или совершенствование существующих конструкций, технологических процессов, систем организации труда и управления производством; 
— прогнозирование развития объектов; 

— решение других задач, направленных на повышение организационно-технического уровня и эффективности функционирования анализируемых систем. 


ФСА — это работа над ошибками предприятия. Технические системы развиваются по определенным законам. Нарушение этих законов неизбежно приводит к материальным потерям как предприятия — производителя, так и потребителя. Функционально-стоимостный анализ позволяет выявить потери и устранить их причины.

Следует все же отметить, что этот метод вовсе не уникален. Основные этапы идентичны общепринятым стадиям научного подхода к решению проблем.

Применение ФСА требует серьезных затрат времени и ресурсов, но может обеспечить прибыль, многократно оправдывающую эти затраты.

Государственные агентства США в среднем на каждый инвестированный доллар получают более 20 долл. прибыли. Так, по данным Административно-бюджетного управления Нью-Йорка, за последние 16 лет использование ФСА сохранило Нью-Йорку сотни миллионов долларов. 

В заключение приведем итоговый перечень преимуществ и недостатков ФСА.

Преимущества

  1. Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по:

а) назначению цен на продукцию;
б) правильному сочетанию продуктов;
в) выбору между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;
г) вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.

  1. Большая ясность в отношении выполняемых функций, за счет которой компаниям удается:

а) уделить больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности дорогостоящих операций;
б) выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.

Недостатки:

а) Процесс описания функций может оказаться излишне детализированным, кроме того, модель иногда слишком сложна и ее трудно поддерживать.

б) Часто этап сбора данных об источниках данных по функциям недооценивается.

в) Для качественной реализации требуются специальные программные средства.

г) Модель часто устаревает в связи с организационными изменениями.

д) Реализация часто рассматривается как ненужная «прихоть», не достаточно поддерживается оперативным руководством.

Развитие теории ФСА, нашло широкое применение в отраслях машиностроения, электротехнической и электронной промышленности. Это связано с системностью метода, ставящего своей задачей в каждом конкретном случае выявить структуру рассматриваемого объекта, разложить его на простейшие элементы, дать им двойственную оценку (со стороны потребительной стоимости — и со стороны стоимости затрат на исследования, производство и эксплуатацию).

Компания, желающая прибыльно вести дело, должна создавать новую продукцию, которая может обеспечить потребителю такие выгоды, которые он ждет от нее.

Таким образом, ФСА и его методы прекрасно вписываются в набор средств обеспечения качества продукции и создания конкурентных преимуществ, которыми должно обладать каждое предприятие.

V. Ответы на вопросы.

  1. Что такое функциональный анализ?

  2. Кто впервые применил данный метод?

  3. Какая главная цель ФСА?

  4. Как классифицируются функции в рамках ФСА?

  5. В чем отличие главных и вспомогательных функций?

  6. Из каких этапов состоит функционально-стоимостный анализ?


VI. Подведение итогов урока

Рефлексия:

а) Что нового вы для себя почерпнули из сегодняшнего занятия?

б) Где вы сможете применить полученные знания о ФСА?

в) С какими трудностями вы столкнулись?


VII. Домашнее задание

Используя полученные знания, разобрать ТО, содержащий не менее 5 составных элементов. Составить сводную таблицу. Сделать выводы.


Заключение

Дидактический материал, подобранный к занятию, способствует расширению кругозора обучающихся, привлекает своей практической направленностью и актуальностью.

Занятие построено по принципу чередования разных видов учебной деятельности: работа со словарями, устные выступления, лекционный материала, практикум.

К данной методической разработке прилагается: 1 презентация

Приложение 1

Домашнее задание

Ключ

Рассмотрим пример, когда руководство предприятия хочет уменьшить количество травматических случаев. Для определения факторов и их взаимосвязи построим диаграмму Исикавы.

  1. Выберем показатель – травматизм на производстве. Записываем его в середине правого края листа. Проводим к нему горизонтальную стрелку.

  2. Определяем главные факторы, влияющие на травматизм, используя прием 4М: персонал, технология, оборудование и инструменты. Записываем их с обеих сторон от хребта диаграммы и проводим от них стрелки к хребту.

  3. Определяем факторы второго порядка:

для оборудования и инструментов:

    • техническое состояние оборудования;

    • защитные средства;

    • инструменты, используемые персоналом в работе;

для персонала:

    • знание персоналом техники безопасности при производстве работ;

    • выполнение технологической дисциплины (предписанных инструкциями действий, техники безопасности);

    • здоровье (физическое состояние) работников;

для технологии:

    • привлечение рабочего персонала на непрофильные работы (к примеру, оператора станка для покраски цеха высотой 10м);

    • качество технологических процессов;

    • проверка оборудования и инструментов перед выполнением работ;

    • рабочее место.

Записываем их рядом с соответствующими факторами первого порядка и соединяем с ними стрелками.

  1. Определяем факторы третьего порядка, влияющие на факторы второго порядка

для технического состояния:

    • износ оборудования (возраст и режим эксплуатации);

    • качество ремонта и обслуживания;

для защитных средств:

    • общие защитные средства (заземление оборудование, наличие ограждения для опасных зон, автоматическое отключение электроэнергии и т.д.);

    • средства индивидуальной защиты (каска, перчатки, маска и т.д.);

для инструментов:

    • обеспеченность работников необходимым инструментом;

    • техническое состояние инструментов;

для здоровья:

    • проведение периодического медицинского обследования персонала;

для знания техники безопасности:

    • обучение персонала технологии производства работ (с обучением безопасным методам работы), техники безопасности;

    • опыт (стаж), приобретенный после долговременной работы на производстве;

для выполнения технологической дисциплины:

    • влияние коллектива (если никто дисциплине не следует, то это побуждает любого работника пренебрегать установленным правилам, даже, если он их знает и понимает, к чему может привести их невыполнение);

    • приказ начальника (приказ непосредственного руководителя по игнорированию некоторых правил с целью уменьшения времени работы);

    • характер работника (присущие работнику невнимательность, безалаберность, лень и т.д.);

для качества технологического процесса:

    • рассмотрение в тех. процессе техники безопасности при производстве работ;

    • правильное установление норм времени на выполнение операций (если работник не будет успевать совершить операцию в отведенное время, то он может проигнорировать меры предосторожности для ускорения работы);

для рабочего места:

    • соответствие установленным требованиям (освещенность, температура и т.д.);

    • удобство выполнения требуемых операций (при постоянном выполнении неудобных действий, связанных с выполнением техники безопасности, работник может начать их игнорировать).

Записываем их рядом с соответствующими факторами второго порядка и соединяем с ними стрелками.

Для факторов второго порядка: привлечение рабочих на непрофильные работы, проверка оборудования и инструментов перед работой, факторы третьего порядка не определены, поэтому оставляем их так, как они были нарисованы в п.3.

  1. Удаляем факторы, на которые невозможно повлиять или скомпенсировать их воздействие.

В нашем случае это «характер работника» и «опыт в знании техники безопасности».

  1. Оцениваем степень влияния факторов на травматизм. Для этого рассматриваем травматические случаи, произошедшие за год и оцениваем какие факторы привели к их возникновению.

  2. Как видно из произведенной оценки основными факторами, влияющими на травматизм, в нашем случае являются: наличие и техническое состояние индивидуальных средств защиты, обучение работников технике безопасности, привлечение рабочих на непрофильные работы. Решением этих вопросов и нужно заниматься в первую очередь.

PS: Естественно, что для разных сфер деятельности, предприятий и даже периодов времени результаты получатся другие, даже для достижения абсолютно одинаковой цели. На наш взгляд необходимо оценивать степень влияния факторов на рассматриваемый показатель не для общих случаев, а конкретно для возникшей ситуации, для чего проанализировать как можно большую выборку данных для того места в котором производится улучшение.

Приложение 2

Практическая работа

Ключ

Распределить данные в таблице.

Элементы ТО (карандаша с ластиком): Ластик, Обод, Грифель, Основа, Покрытие

Функции элементов: удалять следы удерживать ластик, удерживать грифель, передавать усилие, улучшать внешний вид, оставлять следы, передавать усилие, улучшать внешний вид, защищать основу, давать информацию.

Функциональная нагрузка: 15%, 5%, 45%, 25%, 10%

Группа функций: основная, вспомогательная, главная, вспомогательная, вспомогательная

Стоимость функций: 15%, 10%, 40%, 30%, 5%

Таблица должна быть заполнена следующим образом.

Элементы ТО

Функции элементов

Группа функций

Функциональная нагрузка (значимость), %

Стоимость функций, %

п/п

Наименование

1

Ластик

Удалять следы

В

15

15

2

Обод

Удерживать ластик, улучшать внешний вид, передавать усилие

В

5

10

3

Грифель

Оставлять следы

Г

45

40

4

Основа

Передавать усилие, давать информацию, удерживать грифель

О

25

30

5

Покрытие

Улучшать внешний вид, защищать основу

В

10

5

Вывод:

Ненужных функций нет. ТО является ценным для потребителя, так как отношение стоимости функций к значимости практически по всем элементам не больше 1, но элемент «обод» и «основу» можно немного усовершенствовать, так как даже незначительное сокращение затрат на единицу продукции отразится при большом объеме производства.

24


Свежие документы:  Урок для 10 класса по теме: "Экономически активное население"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: