Урок для 10 класса по теме: «Экономически активное население»


Тема: Экономически активное население


Цели: 1.Создать условия для усвоения нового материала: сформировать понятия «эан», «трудовые ресурсы», «безработица»; рассмотреть динамику численности и распределения по сферам деятельности населения, структуру занятости по формам собственности, соотношение занятых по основным отраслям экономики в России и зарубежных странах.

2. Привитие навыков работы с потоками информации (ведение записей, умение анализировать, работать с диаграммами); развитие деловых способностей.

3. Воспитывать ценностное отношение к способам повышения уровня образования и профессиональной подготовки.

Оборудование:

Ход: 1. Оргмомент.

2. Изучение нт.

Слайд 1

1. Лекция.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое трудовые ресурсы, структуру занятости, какое население называют экономически активным. В течение урока необходимо вести записи в тетради, затем вы поучаствуете в деловой игре «ЭАН».

К основным характеристикам населения страны относят: численность населения, половозрастной, национальный и социальный состав, структуру занятости.

— Рассмотрим динамику численности и распределение по сферам деятельности населения, занятого в экономике России.

Слайд 2

На диаграмме показан удельный вес занятых в отраслях материального производства и непроизводственной сфере.

— Проанализируйте занятость населения в отраслях материального производства и непроизводственной сфере.

С 1940 — 1990гг. количество занятых в отраслях материального производства было выше, чем в непроизводственной сфере. Темпы роста были велики. В эти годы большее внимание уделялось развитию отраслей промышленности, чем развитию сферы услуг. После 1990г количество занятых в непроизводственной сфере стало возрастать и в 2000 году составило 56% и 44% — в производственной сфере. Потребности людей растут и с каждым годом сфера услуг развивается лучше: в 2003г соотношение занятых с прй и непр-й сферах составило 42% и 58% соответственно.

Слайд 3

— По таблице сравните занятость населения по формам собственности (в %).

В 1990г на государственных предприятиях трудилось 83% населения, в 1995 — 42%, в 2002 — 37%. На предприятиях частной собственности: 1990 — 12%, в 1995 — 34%, в 2002 — 49%.

Предприятия по формам собственности

1990г

1995г

2002г

Государственная

83%

42%

37%

Частная

12%

34%

49%

Другие (общественные организации; с иностранным участием)

5%

24%

14%


—С чем связана такая структура занятости? Почему количество занятых на государственных предприятиях сократилось, а на предприятиях с частной формой собственности увеличилось?

Занятость населения в значительной степени зависит от уровня социально-экономического развития страны.

Слайд 4

Важнейшей производительной силой общества являются ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. Главным критерием является ВОЗРАСТ. Трудоспособный возраст: 18 лет — 55 лет женщины, 18 — 60 лет мужчины.

Свежие документы:  Задания по экономике 11 класс

Само понятие «трудовые ресурсы» впервые вошло в науку и практику в бывшем СССР, а затем и в ряде бывших социалистических стран.

Слайд 5

В международной практике используется понятие ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (ЭАН) — это лица наемного труда, занятые на предприятиях различных форм собственности, самостоятельные работники и предприниматели, а также безработные, стремящиеся найти работу на рынке труда.

Слайд 6

Согласно статистике, численность ЭАН в России составляет 72 млн. чел. По числу занятых Россия занимает 6-е место после Китая (более 700млн), Индии (450 млн.), США (135 млн.), Индонезии (90 млн.) и Бразилии (76 млн. чел.).

Численность ЭАН зависит от демографической ситуации в стране и отдельных ее регионах. Размещается ЭАН по территории страны неравномерно, плотность его уменьшается с запада на восток, а также с юга на север.

Слайд 7

Большая часть ЭАН ( 70%) проживает в городских поселениях — городах, пгт, городских агломерациях.

— Почему? (в них сосредоточен основной промышленный и социальный потенциал страны).

— Приведите примеры, когда город является опорным центром для развития промышленности. (Тюмень, Сургут, Нижневартовск и др.).

Города являются и рынками сбыта и потребления товаров и услуг.

В условиях рыночной экономики большая роль отводится РЫНКУ ТРУДА (Это совокупность экономических, юридических мер, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды).

Слайд 8

Окончив школу, вы сразу же (или спустя несколько лет — учеба, армия) окажетесь в роли продавцов. Правда, товар, который вы будете продавать, особого рода — это ваша способность трудиться.

Но рынок труда ведет к конкуренции за получение рабочего места. Не все получают работу. Люди ищут работу, желают трудиться, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Это явление безработицы.

Обратите внимание на условные знаки, которые показывают долю района в общей численности ЭАН России и уровень безработицы в районе.

Слайд 9

— В каком экономическом районе количество ЭАН max, min?

— Где наблюдается самый высокий уровень безработицы?

— Чему равен средний по стране уровень безработицы?



Слайд10

Для сравнения: Германия — 8%, Франция — 9%, Италия — 9,5%, США — 5%.

В мире практически нет ни одной страны, где не было бы безработицы. Угроза безработицы стоит за плечами любого наемного работника. Это явление порождает ряд негативных последствий (ее рост сокращает спрос на товары, обостряет политическую обстановку: озлобление людей; ведет к росту преступлений).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Теория и методика организации финансового учета в зарубежных странах"

Оказанием помощи в трудоустройстве занимается Федеральная служба по труду и занятости.

2. Деловая игра «Экономически активное население»

Слайд 11

Материалы: листы бумаги, шаблоны, фломастеры, карандаши, таблицы «Результаты изготовления плащей», призы, вопросы для обсуждения.

Распределение ролей: ученики — наемные работники

Учитель — предприниматель, организатор производства.

Для того, чтобы лучше усвоить понятие «трудовые ресурсы», что такое производительность труда, какими качествами должен обладать каждый работник, мы проведем деловую игру, которая так и называется «ЭАН».

Ход игры. Я создала предприятие по производству верхней одежды «Элегант». Мне необходимо нанять рабочих старше 18 лет, но не достигших пенсионного возраста (55 лет женщины). Мы заключили договора и приступаем к работе.

Демонстрируется макет плаща, который будет производиться на предприятии. Раздаются шаблоны выкройки. Раздаются бланки таблиц «Результаты изготовления плащей».

Способ производства

Число изготовленных плащей

(заполняется работником)

Число качественно изготовленных плащей (заполняется руководителем)

I этап. До обучения.



II этап. После обучения.



Слайд 12

I ЭТАП:

Каждый ученик является модельером, закройщиком и швеёй, строго индивидуально делает плащи строго по шаблону. Для ускорения процесса изготовления, повышения заинтересованности в производстве объявляется приз за наибольшее количество качественно изготовленных плащей. По истечении времени определяются победители, награждаются (премия для работника). Итоги записываются в таблицу.

Слайд 13

II ЭТАП:

Переходим к более сложному приему — разделение труда (специализация): модельер — конструктор конструирует свою модель, создает эскиз. Раскройщик — раскраивает по эскизу. Швея — наносит элементы. Каждый ученик выполняет строго свою работу. Ваша задача — создать модную модель плаща.

Затем вводится более эффективный прием раскроя: на несколько листов бумаги, сложенных стопкой, накладывается шаблон и вырезается несколько экземпляров детали. По истечении времени подсчитывается количество плащей. Определяется лучшая группа работников и поощряется.

III ЭТАП: Обсуждение результатов.



Слайд 14


Вопросы для обсуждения

Ответы

1.В каком возрасте нанимались рабочие?

В возрасте от 18-55 лет жен.

2.Какими свойствами обладали рабочие на 1 этапе игры?

Они были способны к труду, т.е. имели силы, здоровье, желание работать. Работали по шаблону.

3.Какие качественные изменения в труде произошли на 2 этапе?

Работники приобрели знания, работали не по шаблону, а самостоятельно. Специализировались на по своему направлению

4.Как изменилось качество и количество производимой продукции после обучения?

На 2 этапе увеличился выпуск качественной продукции.

5. Какими качествами должны обладать люди, чтобы активно и эффективно трудиться на производстве?

Люди должны иметь силы и здоровье, находиться в трудоспособном возрасте, обладать определенными знаниями и умениями.

Свежие документы:  Урок на тему «Развитие эмоциональной устойчивости детей»


3.Релаксация.

Заключение. Итог урока. Дз. § 7












скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: