Элективный курс «География отдыха и туризма Республики Мордовия» 9 класс




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия









Элективный курс

«География отдыха и туризма Республики Мордовия»

/9 класс/



















подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич








Саранск

2014

Пояснительная записка


Программа элективного курса «География отдыха и туризма Республики Мордовия» предназначена для учащихся 9х классов в рамках предпрофильной подготовки.

Содержание элективного курса позволит познакомить учащихся с закономерностями формирования, размещения, функционирования и развития рекреации отдыха и туризма в Республике Мордовия.

Рекреационные ресурсы предназначены для обслуживания людей во время отдыха (рекреация от латинского «восстановление», синоним термина «отдых» — восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.

Рекреационная география представляет интерес для изучения в средней школе как системная интегрирующая наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин.

Данный курс может рассматриваться как универсальный курс и предложен учащимся разных профилей: социально-экономического, филологического, физико-математического, биологического — географического.

Курс призван помочь в углублении знания и расширить кругозор учащихся в области географии, экономизации, позволяет внедрить элементы краеведческого материала в содержании рекреационной географии.

Элективный курс способствует развитию у школьников:

  1. Географического мышления;

  2. Формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, её роли в удовлетворении насущных потребностей людей в данном случае отдыхе.

  3. Углубленных знаний при изучении интеграции наук как познания единства природы и человека;

  4. Формирования интереса к профессиям, которые связаны с рекреационной географией;

  5. Умению работать с разными источниками информации и выполнять творческие и исследовательские работы.

Данный курс представляется актуальным, так как развивает у учащихся навыки самостоятельной поисковой деятельности, при исследовании природных и исторических памятников родного края. Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у учащихся интересы и склонности к исследовательской работе.





Специфика курса и его место в образовательном процессе.


Элективный курс для 9 класса «География отдыха и туризма имеет ряд принципиальных особенностей, как в отношении содержания, так и в отношении его организации.

  1. Программа не дублирует содержание учебного курса Географии России.

  2. Курс направлен на углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии; развитию познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;

  3. Программа курса построена таким образом, что позволяет существенным образом повысить эффективность использования учебного времени, сформировать у школьников навыки самоорганизации, а так же включить в учебный процесс достаточно большой объём самостоятельной работы.

Форма организации курса


Курс «География отдыха и туризма «Республики Мордовия» рассчитан на 17 часов и подразделяется на 5 тем. Изучение курса включает в себя лекционные, самостоятельные, практические и семинарские занятия, при проведении которых могут быть использованы различные методы и формы обучения:

1. Работа с учебными пособиями, сетевыми и другими источниками информации, аналитическими и статистическими материалами;

2. Разработка индивидуальных и групповых туристических маршрутов

3. Подготовка докладов по изучаемым темам;

4. Проектно-аналитическая деятельность

5. Групповая работа;

6 .Общие дискуссии и обсуждения;


Цели курса:

  1. Познакомить учащихся с природными, историческими и архитектурными памятниками республики

  2. Формировать интерес учащихся к природно-историческому облику Республики Мордовия

  3. Развить особенности культурологического познания.


Задачи курса:

  1. Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии России и своей республики

  2. Развить умение учащихся разрабатывать туристические маршруты, объемно аргументировать значимость каждого объекта.

  3. Способствовать мотивации выбора профессии на примере специальности по туризму

  4. Привить навыки самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;

  5. Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа.



Ожидаемый результат изучения курса


Учащиеся обязаны знать:

  1. Основные понятия, соотношения понятий «отдых» и «рекреация»;

  2. Классификацию основных видов отдыха;

  3. Соотношения организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;

  4. Территориальную систему рекреации;

  5. Методы изучения ТСР;

  6. Основные рекреационные районы республики


Учащиеся должны уметь:

  1. Использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможности развития туризма в республики;

  2. Анализировать рекреационную ситуацию территории;

  3. Составлять экскурсионные и туристические маршруты;

  4. Давать на основе различных источников характеристику туристических центров и маршрутов.























Учебно-тематический план.

Название темы

Всего часов

Лек

ция

Практичес

кие

занятия

Семи

нар

Экскурсия


Форма контроля

1

Введение.

Понятие о рекреационной географии

Отдых и туризм.

2

2




Входной контроль

2

Территориальные рекреационные системы (ТРС)

1

1




Фронтальный контроль по составлению схемы рекреационной системы.

3

Методы изучения ТРС

2

1


1


Деловая игра: «Воздействие человека на окружающую среду во время отдыха».

4

Виды рекреационной деятельности

3



2

1

Групповой контроль вопроса «Описание каждого вида отдыха и туризма»

Индивидуальный контроль вопроса «Виды отдыха и туризма» Тематический контроль-тестирование по теме: « Виды отдыха и туризма»


5

Рекреационные ресурсы Республики Мордовия

9

1

7


1

Индивидуальный и групповой контроль по выявлению и нанесению на контурную карту наиболее благоприятных для организации отдыха и туризма. Составление таблицы о пригодных местах отдыха. Защита творческого проекта и создание презентаций.


Итого

17

5

7

3

2







































Содержание курса.



Тема 1. Общее понятие о рекреации и рекреационной географии (2 часа)

Лекция: Введение. Понятие о рекреационной географии. Отдых и туризм как основные понятия рекреации (2 часа)

Тема 2. Территориальные рекреационные системы (1 час)

Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС)

Составление классификации ТРС по различным признакам» (1 час)

Тема 3. Методы изучения ТРС (2 часа)

Лекция: Методы изучения ТРС. Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час)

Деловая игра: «Воздействие человека на среду во время отдыха» (1 час)

Тема 4. Виды рекреационной деятельности (3 часа)

Семинар « Организация различных видов отдыха и туризма. Отдых как основа особой отрасли экономики» (2 часа)

Поход или экскурсия (1 час)

Тема 5. Рекреационные ресурсы Республики Мордовия (9 часов)

Лекция: Главные рекреационные районы РМ и их характеристика (1 час)

Практическая работа №1: «Выявление и нанесение на контурную карту республики наиболее благоприятных для организации отдыха и туризма районов» (1 час)

Практическая работа №2: «Составление таблицы наиболее привлекательных мест для отдыха и туризма по административным районам республики» (1 час)

Практическая работа №3: «Составление проспекта туристической фирмы» (2 часа)

Зачетные проектные уроки: «Составление маршрутов с полным описанием и экономическим обоснованием » Создание презентаций по выбранным районам отдыха и туризма. (3 часа)




















Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.


Тема 1. Общее понятие о рекреации и рекреационной географии.

На лекции учащиеся знакомятся с рекреационной географией, появлением и становлением этой отрасли географии, кроме этого определяются задачи и содержание рекреационной географии.

Соотношение понятий «отдых», «рекреация» и «туризм».

Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей.

Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха населения.

Тема 2. Территориальные рекреационные системы.

На лекции учащиеся узнают понятия территориальные рекреационные системы, выявляют основные свойства ТРС. Психическое физиологическая комфортность как необходимое условие во время отдыха. Эффективность ТРС как степень соответствия затрат и результата.

Во время самостоятельной работы составляется классификация ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.

Тема 3. Методы изучения ТРС

Учащиеся знакомятся с методами определения рекреационных потребностей. Свойства природной среды, определяющие степень её рекреационной благоприятности: высокие эстетические возможности, введение строительства, развитие коммуникаций, использование различных видов отдыха, уникальные и экзотические свойства, привлекающие отдыхающих. Климатические условия. Роль ландшафта и историко-архитектурных мест.

На деловой игре определяется оценка качества территории для организации отдыха транспорт и связь, сеть учреждений, снабжение, экологические проблемы.

На семинаре группы определяют особо охраняемые территории и выявляют возможность сочетание их природоохранных, научных и рекреационных функций.

Тема 4. Виды рекреационной деятельности.

На лекции выявляются требования к среде для организации различных видов отдыха: комфортность, эстетические качества, доступность, устойчивость. Кроме этого учащиеся определяют особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: зимнего и водного видов спорта, восстановления здоровья и сил больных людей.

На самостоятельной работе школьники составляют схему о видах отдыха и туризма: лечебном, оздоровительном, развлекательном, спортивном, религиозном, деловом.

На уроке-практикуме учащиеся дают классификацию отдыха и туризма, определяют функции каждого из них, рассматривают проблемы географии отдыха и туризма в республике.

Тема 5. Рекреационные ресурсы Республики Мордовия.

На лекции учащиеся узнают о главных рекреационных районах республики.

На уроках-практикумах школьники дают характеристику рекреационных районов, составляют таблицу по административным районам республики о степень пригодности территорий для отдыха и туризма, наносят на контур различными способами нужную информацию.

Экскурсия по городу Саранска. Составление маршрута с полным описанием и обоснованием по столице РМ и районам РМ. Создание презентаций.











































ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТИЖЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ.


Основной формой проверки и оценки знаний являются участие в семинарах, тестирование, составление творческих проектов, участие в экскурсиях и походах, анализ исторических и географических карт, анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с использованием различных источников знаний.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся в рамках предполагаемого курса строится на том основании, что школьники должны быть включены в них субъективно. Для этого разработаны три типа заданий.

Аналитические задания: по оценке рекреационного потенциала Республики Мордовия, по способности работать с различными информационными источниками, по отработке понятийного аппарата.

Картографические работы: оценивается способность составления маршрутных карт, применять географические и схематические методы конструирования туристических маршрутов.

Творческие задания: описание природных и историко-архитектурых памятников республики, их значимость для отдыха и туризма.
































Литература для учащихся.


  1. Всё о Мордовии. Справочник – энциклопедия. Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 1997. – 713с.

  2. Винокурова В.М. в туристическом походе. – Саранск 1991. 86с.

  3. Еремкин М.Я. Зори на Алатыре. – Саранск. Мордов.кн. изд-во 1991. 69с.

  4. Ручин А.Б. Природа мордовского края. – Саранск, Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 207. – 48с.

  5. Терешкин И.С. В гостях у филина: Экологические очерки. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. – 160с.

  6. Федотов Ю.Д. Окружающая среда и здоровье населения //водные ресурсы Республике Мордовия и геоэкологические проблемы их освоения. Саранск, 1999 175с.

  7. Ямашкин А.А. Физико-географические условия и ландшафты Мордовии: учебное пособие. – Саранск: изд-во Мордов ун-та, 1988. – 156с.

  8. Ямашкин А.А. Физическая география Мордовии: практикум. Саранск: изд-во Мордов ун-та, 2002, 48с.


Литература для учителя


  1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие. Изд-во: Советский спорт: М,2008. – 280с.

  2. Замедлина Е.А.; Козырева О.Н. экономика отраслей туризма изд-ва Альфа – М, Инфра-М: М 2007 – 208с

  3. Геоэкология населённых пунктов Республике Мордовия. Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2001. 240с.

  4. Киреева Ю.А. Основа туризма. Учебно — практическое пособие. Изд-во Советский спорт, 2008. М. 2008. – 108с.

  5. Квартальнов В.А. Туризм. Изд-во: Финансы и статистика. М. 2007. – 147с.

  6. Культурный ландшафт города Саранска (геоэкологические проблемы и ландшафтное планирование), Науч. ред. и сост. А.А. Ямашкин Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 202. 160с

  7. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М. 1981 -201с.

  8. Мироненко Н.С., Бочкарёва М.М. Рекреационные системы. – М. 1986 164с.

  9. Сайт Мордовии о туризме ( http//www/tourism/ru)

  10. Сайт туристического агенства Юнион ( http://www.uniontravel.ru)




Свежие документы:  Открытый урок по географии на тему: « Внутренние воды Северной Америки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: