Географический вечер для 6 класса по теме: «Воспоминания великих географов»


«Воспоминания великих географов»

(географический вечер в 6 классе)

Иванова Чулпан Валентиновна, учитель географии

I квалификационной категории МОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» Тукаевского муниципального района, Республики Татарстан

Цели:

  • Расширить знания учащихся о путешественниках , и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение новых земель.

  • Формировать умения работы с географической картой и историческими источниками.

  • Привить интерес учащихся к географии и истории.

Оборудование:

  • Физическая карта мира.

  • Костер (импровизированный).

  • Книга Р.Д. Баландина, В.А. Маркина “100 Великих географических открытий»

Учитель:

Сегодня мы собрались у костра на встречу с путешественниками.

Во все времена новые земли привлекали исследователей, особенно это заметно в XV веке, когда начинается эпоха Великих географических открытий. Нам всем известны имена таких европейцев, как В. да Гама, Х. Колумб, Д. Кук и другие. Не отставали от них и наши соотечественники – русские путешественники. Некоторые из них “пришли” на наш вечер встречи.

Ты помнишь, как все начиналось,
Все было впервые и вновь.
Как строились лодки,
И лодки звались – “Вера”, “Надежда”, “Любовь”.
Как дружно рубили канаты
И вдаль уходила земля.
Как волны нам пели
И каждый пятый,
Как правило, был у руля…

Алена:

Из маленькой гавани вышел неуклюжий, с тремя рядами весел корабль. Было это почти две с половиной тысячи лет назад.

Корабль плывет неделю за неделей и, наконец, приходит к огромной горе, по форме напоминающей уснувшего медведя. Это один из двух мысов, запирающих выход из Средиземного моря в океан. Их называли Геркулесовыми столбами.

Регина:

Путь окончен, корабль пристает к берегу. Молчаливые рабы оставляют весла и, понукаемые надсмотрщиками, начинают таскать из трюма на берег остроконечные глиняные кувшины с маслом и соленой рыбой. Скоро начнется торг. Местные жители принесут шкуры зверей и тяжелые тусклые слитки олова.

Несколько дней будет стоять здесь корабль, и каждый день моряки будут с опаской прислушиваться к рокоту волн: там, за горой, бушует океан, внушает страх и ужас отважным морякам, и они все больше утверждаются в том, что Земля – это плоская тарелка, в центре которой расположено Средиземное море, а вокруг, кольцом сжимая сушу – грозный и пугающий беспредельный океан.

Алена:

Но так было очень давно. С тех пор многое изменилось. Уже давно доказано, что Земля не плоская, а шарообразная, но новые неизведанные земли манят и манят к себе.

Сегодня у нашего костра собрались русские путешественники разных времен, которые пришли поделиться с нами рассказами о своих путешествиях.

Давайте, послушаем их.

(Тихо звучит музыка, на фоне музыки слова ведущего.)

Регина:

Афанасий Никитин — первый русский путешественник в Индию, тверской купец, совершил своё путешествие из Руси в Индию и обратно в 1466 – 1472 г.г. Умер на русской земле, не дойдя до родной Твери.

Афанасий Никитин. (Андрей):

Я вовсе не собирался странствовать по свету. Набрав у себя на Родине товары, я собирался обменять и продать их в Ширване, что на берегу Каспийского моря. Но у Астрахани на нас напали татары. Мы потеряли свои суда и почти всё имущество.

Оставшись ни с чем, мы разбрелись кто куда.. Кто-то вернулся на Русь, а кто пошёл куда глаза глядят. Я не мог вернуться домой — там меня ждала долговая тюрьма или кабала. Я решил сделать попытку расторговаться в чужих странах. Набрав товары в долг, я направился в сторону Ирана. По дороге мне пришлось много услышать об Индии, загадочной, далёкой. Узнав, что в Индии ценятся породистые лошади и что там можно приобрести дешевые товары, которые ценятся на Руси, я уже не сомневался.

В Индии я видел не только пышный двор, блеск и выезды местного султана, но и страшную нищету, раздоры индусов и мусульман.

Истомившись в Индии, сделав все дела, я отправился в обратный путь. Почти весь свой путь я описывал, делал записи о своих наблюдениях. Эти записи в будущем стали известны под названием “Хождение за три моря”.

(Показ по карте маршрута путешествия.)

Алена:

Афанасий Никитин был первым европейцем, давшим вполне правдивое описание средневековой Индии, которую он показал реалистично, деловито, без прикрас.

Семён Дежнев.

Мой маршрут проходил по студёным морям – Северного Ледовитого и Тихого океанов.

(Показ по карте маршрута путешествия.)





Регина:

В конце XVI века Ермак Тимофеевич “сотоварищи” “пробили и отворили широкую дверь в Сибирь”.

Преодолевая Большой Каменный пояс (Урал), ринулись в погоню за счастьем русские торговые люди, охотники- промысловики, казаки. Всего за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, они пробились к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке края Сибирской земли.

Храбрейшим среди храбрых, удачливейшим среди удачливых был казак Семен Иванович Дежнев.

Семен Иванович Дежнев.

Когда исходный рубеж продвижения русских на Восток переместился на великую реку Лену, на ней был основан Якутский острог, куда в составе казачьего отряда я прибыл в 1638 году. В 1648 году в городе Нижнеколымске, что в устье реке Колымы, была организована большая промысловая экспедиция. Цель её — поиски на Востоке моржовых лежбищ и богатых соболями районов реки Анадырь. Я был назначен сборщиком ясака (дани).

Мы с Федотом Поповым пошли на Восток на различных судах. Из 7 кочей — два были разбиты о льды, два — пропали без вести. В стычке с “чукочьими людьми” на пристанище (в гавани) ранили Попова, его коч бурей отнесло к полуострову Камчатка. О дальнейшей его судьбе мне не известно.

К этому времени я уже обогнул Северо-Восточный “ Нос” (мыс) Азии, который я описал через несколько лет “… а тот Нос вышел в море гораздо далеко, а живут на нём люди чухчи, добрее много. Против того же Носу, на островах, живут люди, называют их зубатыми (эскимосы), потому что пронимают они сквозь губу по 2 зуба немалых костяных (моржовых клыка). А тот Большой Нос мы знаем, потому что разбило у того Носу судно. И мы тех разбойных (потерпевших, крушение) людей имали на свои суды и тех зубатых людей на острову видели ж”.

И носило меня (мой одинокий коч) по морю (Берингову) всюду неволею и выбросило на берег в передний конец (на юг) за Анадырь-реку. А было нас на коче всех 25 человек и пошли мы все в гору, сами путь себе не знаем, холодны, голодны, наги и босы… до Анадыря-реки ровно 10 недель, и пали (попали) на Анадырь-реку вниз, близко моря, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И с голоду мы, бедные, врозь разбрелись. И вверх по Анадыре пошло 12 человек и ходили 20 ден, людей… не видали и воротились назад и не дошед…до стану, обночевалисъ, почали в снегу ямы копать”.

Мы прожили здесь всю зиму, основали ясачное зимовье. Поиски “моржового зуба” увенчались успехом.

В 1660 году по моей просьбе меня сменили, и я вернулся в Якутск. А “царь-государь за то пожаловал меня за 19-ти летнюю службу — деньгами и сукном, всего на сумму 126 рублей по 20 копеек серебром, и приказал “за прииск рыбья зуба, за кость и за раны поверстать в атаманы”.

Алена:

В Сибири атаман Семён Дежнев служил еще на реках Оленек, Вилюй и на Яне. Он вернулся в 1671 г. с соболиной казной в Москву и умер там в 1637г.

Регина:

В XVIII веке молодой Российский флот, созданный Петром I, готовится выйти в воды Мирового океана.

Иван Федорович Крузенштерн.

До своего знаменитого путешествия, мы, вместе с Лисянским Юрием Федоровичем, уже имели опыт плавания в тропических водах.

В 1799 году я представил проект кругосветного плавания, как наиболее выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами Балтийского моря и русской Америкой. Проект был утвержден при поддержке Российско-Американской компании, которая взяла на себя половину расходов. Я на корабле “Надежда” и Лисянский на “Неве” отправились в путь 26 июля 1803 года.

На борту “Надежды” был Николай Петрович Резанов, один из директоров учредителей Российско-Американской компании: он направлялся в Японию со свитой, как посланник для заключения русско-японского торгового соглашения. К тому же необходимо было снабдить жителей Русской Америки всем необходимым и, наконец, исследовать ранее неизвестные пространства Мирового океана. Мы шли с Лисянским разными путями. По пути следования мы скупали товары у местных жителей, а потом выгодно продавали в других странах.

Осенью 1806 г. я вернулся в Кронштадт, потеряв 1 человека, выполнив свою миссию.

(Показ по карте маршрута путешествия.)



Учитель: Спасибо нашим географам, а мы продолжаем наш вечер.

Давно уже хотела рассказать об этом удивительном человеке… Ему было всего – навсего 20 лет, когда в 1866 году отправился он в путешествие. Путешествие было далекое – из России в жаркие страны, к берегам Красного моря.

Отправился он один, потому что никто не решился с ним поехать. В то время – а было это больше 140 лет назад – европейцы не решались. Для этого он выучил арабский язык, и он решил выдать себя за доктора…

Он и был доктор – он изучал медицину и в Петербурге, и в Лейпциге, и в Иене. Однако пора назвать этого ученого человека – Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Фамилия на первый взгляд странная. Но объясняется она так. Прапрадедушка его по отцу был украинец, казак Миклуха. Говорили, что прапрадедушка его со стороны матери происходил из Шотландии и прозывался Маклай. Вот и получилось Миклухо-Маклай.

Мы теперь будем вместе с вами соопутешественниками Миклухо-Маклая.

Ирина: (Учёные споры) (презентация: портрет)

Вернулся Николай Николаевич в Петербург из опасного путешествия и рассказал русским ученым обо всем, что увидел. О городах и людях, которые в них живут. О жителях пустынных берегов Красного моря – храбрых наездниках. О трудолюбивых рыбаках. О терпеливых погонщиках верблюдов…

Рассказал он, конечно, и о животных, которых изучал.

— Куда вы намерены поехать теперь? – спросили Маклая, когда он кончил свой рассказ. – Какие научные вопросы вас занимают?

— Изучать неизвестных животных очень интересно, — отвечал Маклай, — но теперь меня занимают споря о человеке… Некоторые считают, что негры, папуасы и обитатели других стран света с тёмным или шоколадным цветом кожи – неполноценные люди… Кожа, видите ли, у них жёсткая. Руки-ноги короче или длиннее наших. Волосы растут не как у европейцев, а пучками. А голова совсем другой формы и вмещает меньше мозга, чем наши с вами головы. Следовательно, с таким мозгом они не могут научиться тому, что знают европейцы. Словом, они – низшие расы и зря занимают место на земле. А я считаю, что всё это вздор! Вот поэтому я и хочу изучить, к примеру , жизнь папуасов, о которых почти ничего неизвестно. И доказать совсем обратное.

— Изучать папуасов? – говорили Маклаю. – Но для этого нужно отправиться на Новую Гвинею! А она еще дальше, чем берега Красного моря!

— Конечно, добраться туда трудно… Но можно. Я доберусь до Новой Гвинеи и буду жить среди папуасов. Узнаю их язык и обычаи. И соберу доказательства того, что нет людей низших рас! Что все люди рождаются с равными возможностями.

Руслан: (Корабль) (Презентация: формы, корабль в разрезе)

В то самое время, когда Миклухо-Маклай начал готовиться к новому путешествию, он узнал, что в кругосветное плавание уходит русский военный корабль. Это был корвет «Витязь». На его высоких мачтах можно было поднять много парусов, а на случай безветрия, или, как говорят моряки, полного штиля, имелась сильная поровая машина. Лучшего корабля для путешествия не придумать. Но как попасть на военный корвет? Миклухо-Маклай решил добраться до самого главного адмирала.

У адмирала Литке он спросил: не сможет ли корвет во время плавания чуть-чуть отклониться от курса и подойти к острову Новая Гвинея?

— Отчего же нет? – сказал адмирал.- Плавание учебное. Корвет сможет отклониться от курса.

И тогда Николай Николаевич рассказал адмиралу, зачем он хочет отправиться на Новую Гвинею. И адмирал согласился помочь учёному.



Регина: (Новая Гвинея) (презентация: карта, животный мир, растительный мир и т.д.)

20 сентября 1871 года моряки «Витязя» увидели гористые берега, покрытые густыми тропическими лесами. Это была Новая Гвинея, самый большой после Гренландии остров на земле. Новая Гвинея была почти не исследована.

В подзорные трубы и бинокли офицеры корвета разглядели кое-где среди деревьев островерхие крыши хижин. А на прибрежном песке – тёмные фигуры людей.

Корвет медленно двигался вдоль берега. Капитан Назимов высматривал удобное место для стоянки. Одна бухта показалась ему вполне подходящей, чтобы бросить якорь и высадиться. На корвете убрали паруса. Загрохотала якорная цепь. Якорь с плеском упал в воду.

Алексей Иванович подошёл к Маклаю и сказал:

— Когда-нибудь этот берег назовут вашим именем…

— Это не главное, — отвечал Маклай. –Видите холмы на берегу? Там матросы помогут соорудить хижину. И если мне всё-таки будет грозить опасность, я зарою свои дневники и научные записи под тем громадным деревом. Запомните, пожалуйста, Алексей Иванович: вон под тем деревом! Но надеюсь, что этого не случится…

между тем с борта корвета спустили шлюпки. Матросы разобрали вёсла, и шлюпки поплыли к берегу.

Первым на остров ступил Маклай За ним его двое слуг – Ульсон и Бой.

Вагиз: (Бинокль) (презентация: орудия труда, хижина папуасов и т.д.)

С первого же дня как Маклай попал на остров, он решил вести дневник. И вот что он записал туда:

«Все эти дни я был занят постройкой хижины. Часов в шесть утра съезжал с плотниками на берег и оставался там до спуска флага. Моя хижина имеет 7 футов ширины и 14 длины и газгорожена пополам перегородкой из брезента. Одну половину я назначил для себя, другую для моих слуг – Ульсона и Боя».

Через неделю хижина была готова. Корвет должен был идти дальше. В последний раз Маклай поднялся на борт «Витязя» и стал прощаться с моряками. Алексей Иванович решил непременно подарить что-нибудь Маклаю, и предложил ему свой револьвер с серебряной рукояткой.

К чему мне револьвер? – сказал учёный. – Я же твёрдо решил оружием не пользоваться. К тому же ваш револьвер – дорогая вещь. Вдруг пропадёт…

Тогда Алексей Иванович протянул учёному отличный морской бинокль.

— В этот бинокль вы будете осматривать море. А когда за вами придёт корабль, вы заметите его издалека.

— Вот за бинокль благодарю, — сказал учёный.

В тот же день корвет снялся с якоря и ушёл в открытое море.

Алена: (Знакомство)

Маклай пошёл в лес. Он отыскал тропинку и зашагал по ней. Шагал и прислушивался к шелесту листьев и крикам какой-то птицы. «Квик-квик, — кричала птица, — квик-квик!..»

Вдруг раздался в стороны, и Маклай вышел на поляну. Вокруг стояли хижины. Они были пусты. В деревне не было ни души. Но по всему было видно, что жители ушли совсем недавно. На дорожках валялось весло, а чуть в стороне – недопитый кокосовый орех. Тлел непогашенный костер.

В одну хижину Маклай заглянул. Он увидел на полу горшок для пищи, на стене – связки раковин и перьев, а под закопчённой крышей – белый человеческий череп…

И вдруг, учёный услышал шорох. В то же мгновение перед ним возник человек. Он был среднего роста, кожа его была темно-шоколадного цвета, волосы курчавые, чёрные. Вся одежда папуаса состояла из набедренной повязки и браслетов, сплетённых из сухой травы. За один браслет был заткнут нож из гладкой кости…

Папуас молчал и не двигался. Не двигался и Маклай. Папуас, должно быть, понял, что пришелец безоружен. Он сделал шаг к Маклаю и всё так же молча разглядывал его. Тогда Маклай осторожно приложил ладонь к груди и сказал:

— Мак-лай… Маклай!

И папуас дотронулся до своей татуированной груди.

— Туй! – сказал он.

Так состоялось первое знакомство Маклая с папуасом.

Маклай умел хорошо рисовать. Вернувшись в хижину, он нарисовал портрет Туя.

Арсений: (Словарь) (презентация: папуасско-русский словарь)

Папуасы из ближайшей деревни стали каждый день приходить к хижине Маклая. Они садились на корточки и смотрели, чем занимается этот странный и непонятный человек. Учёный уже знал многих папуасов в лицо и по именам. Он делал им подарки – кому кусок цветной материи, кому горсть бисера.

Как-то раз Маклай взял из рук одного папуаса глиняной горшок и несколько раз сказал на своём, на русском языке: «Горшок…»

Папуас понял. И назвал горшок на папуасском языке: «Ваб». Так Маклай постепенно узнал много папуасских слов. И стал составлять словарь. Он уже мог объясняться с папуасами на их языке.

Барабан у папуасов назывался барум. Большая лодка — ванг. Свинья – Буль. Мужчина – тамо. Маклай узнал даже, как будет по-папуаски «хорошо» и «плохо»: ауе и борле.

Теперь он всегда носил в кармане записную книжку, заносил в неё при каждом удобном случае слова туземного языка.

Владислав: (Как Маклай ходил в дальнюю деревню)

Однажды Маклай решил снова пойти в ту деревню, где познакомился с Туем. Ульсон остался готовить обед, а Бой ему помогал.

Маклай взял дорожную сумку, положил туда записную книжку и карандаш и пошёл. Вот и знакомая тропинка. И птица кричит так же, как в прошлой раз: «квик-квик!..»

Но только что это? Тропинка вывела его к морю, потом снова повернула в лес. Но лес становился все гуще и темнее. Деревья выше. «Неужели я заблудился?» — подумал Маклай. Однако не стал останавливаться и двинулся дальше. Приведет же тропинка куда-нибудь.

Часа через два учёный увидел острые крыши туземных хижин и услышал голоса. Еще несколько шагов, и Маклай вышел на большую площадку. Нет, это была совсем не та деревня, где жил Туй! Папуасы, которые здесь жили, никогда Маклая не видели.

Женщины подхватили своих детей и попрятались в кустах. Даже свиньи с хрюканьем бросились наутёк, а собаки завыли и исчезли в лесу.

И тут появились воины. Они были вооружены кто копьём, кто луком с длинными стрелами. Воины принимали угрожающие позы и целились в Маклая. А один папуас подбежал совсем близко и замахнулся копьём. Но Маклай не вздрогнул и не отклонился. Он стоял и смотрел на папуаса.

Они уже слышали о Маклае. Те папуасы, которые жили в деревни поблизости от хижины Маклая, рассказывали о том, что он прибыл на большом корабле. Папуасы все прибывали, и толпа их встревожено гудела.

А Маклай вдруг почувствовал, что очень сильно устал. Да, да, попросту страшно устал. Дорога через душный лес утомила его. И он захотел спать.

Проспав довольно долго, Маклай открыл глаза. Он увидел, что несколько папуасов сидят вокруг на корточках и мирно беседуют. А оружие их лежит в стороне. И никто из них не схватился за лук и копье, когда заметили, что Маклай не спит. И смотрели на него папуасы уже не так угрюмо. А когда Маклай принялся зашнуровать ботинок, он увидел на лицах папуасов только любопытство. Маклай встал, поднял сумку и кивнул папуасам, словно прощаясь с ними.

«Как хорошо, что я не взял никакого оружия, — подумал Маклай, — вдруг я бы не выдержал и выстрелил…» Обратный путь показался Маклаю не таким уж длинным. Ульсону и Бою он ничего не рассказал.

Игорь: (Смерть боя)

Постепенно папуасы из ближайших деревень привыкли к Маклаю. Они называли его «Человек с луны». Папуасы ведь не знали, что на свете есть другие земли, кроме их острова. Правда, о ближайших к Новой Гвинее островах они знали, но что далеко за морями есть огромные материки с большими городами и с миллионами жителей, они и представить, конечно, не могли.

В небе папуасы видели звёзды и луну, и для них самым верным было предположение, что Маклай прибыл с Луны.

Маклай много работал, собирая на острове научные материалы: он ведь был первым учёным, попавшим на Новую Гвинею, и хотел узнать как можно больше о жизни папуасов.

И все было бы хорошо, если бы Маклай, Ульсон и Бой не заболели тропической лихорадкой. Сам Маклай был человеком с сильной волей, он старался не поддаваться болезни, а вот Ульсон – тот совсем разболелся. Он уже не помогал Маклаю по хозяйству, не готовил обеды и даже порой не мог подмести пол в хижине. Большую часть дня он лежал в постели и стонал. А Бой — тот вообще не вставал, день ото дня худел и очень ослабел.

Маклдаю теперь приходилось самому таскать из ручья воду, готовить еду, прибираться в хижине и ухаживать за Ульсоном и Боем.

В одну из ночей Бой умер. Маклай похоронил его в море. Он очень жалел своего маленького слугу.

Регина: (Горящая вода)

Однажды к Маклаю пришёл туй и сказал:

— О, Маклай! Туй любит Маклая. Люди из деревни Туя тоже любят Маклая. Но придут люди из очень долёкой деревни. Они не знают Маклая, и они Маклая убьют…

Потом вместе с Туем пришли два совсем незнакомых папуаса. Лица их, должно быть, для устрашения были вымазаны глиной – черной и белой. Маклай понял, что это и есть люди из дальней деревни, что они желают Маклаю зла.

Ну что ж, если они верят в колдовство, придётся показать им одну штуку… Маклай вошёл в хижину и взял чайное блюдце. А в блюдце налил несколько капель спирта. Потом он позвал папуасов, и у них на глазах наполнил чистой водой стакан. И отпил немного.

— И, — сказал он. На папуасском языке это значило — вода. Отпил из стакана и один из папуасов. И тоже сказал «и». Попробовал воду и другой.

Тогда Маклай вылил остатки воды из стакана в блюдце со спиртом. Спирт, как известно, легче воды. Поэтому он покрыл воду тонкой плёнкой. Стоило Маклаю чиркнуть спичкой и поднести её к блюдцу, как спирт сразу же вспыхнул синим пламенем.

— Вода горит! Вода горит! – закричали папуасы и отбежали подальше.

Когда Маклай погасил огонь, два воинственных пришельца и Туй с большей опаской подошли к крыльцу хижины. Они о чем-то шептались.

— Чего они хотят, Туй? – спросил Маклай.

— Эти люди просяи тебя, о маклай, чтобы ты не зажигал моря!

— Хорошо! – сказал Маклай. – Передай им, что я обещаю не зажигать моря. И пусть они идут и скажут об этом в самых далеких деревнях.

И папуасы, приходившие убить Маклая, ушли. И больше уже никто и никогда не замышляля против Маклая ничего плохого. Его доброта внушала всем доверие.

Алена: (Бессмертие Маклая)

Ирина: (Возвращайся к нам, Маклай!)

Маклай между тем был жив. Сведения в газетах были неверными. И случилось это так. Мимо берега, где жил маклай, проходил небольшой купеческий корабль. Капитану его было известно, что на берегу стоит хижина русского учёного Маклая. Он навел на берег подзорную трубу и увидел хижину. Но никаких признаков, что в хижине обитают люди, не заметил. Маклай в это время, наверное ходил в лес, а Ульсон лежал больной.

Высадиться на берег капитан, конечно, не решился, и корабль его проплыл мимо. А потом капитан сообщил в газеты: «Хижина пуста. А русский учёный вероятно погиб…»

Маклай продолжал заниматься своей научной работой. Но однажды утром возле его хижины послышался шум. Это пришли папуасы.

— Маклай! Маклай! – кричали они. – Из моря выходит дым! Дым большой!

«Наверное, это корабль,» догадался Маклай.

Он побежал к морю. И даже больной Ульсон встал с постели и поковылял за ним.

Да, это был большой корабль. И Маклай обрадывался, когда увидел на его мачте русский флаг.

Маклай сел в пирогу и попросил папуасов как можно скорее грести к кораблю. Трудно описать радость клипера «Изумруд», когда они увидели в пироге Маклая. Они очень удивились, что Маклай свободно объясняется с папуасами на их языке.

Теперь учёный мог вернуться на родину. То, что он задумал сделать, он сделал. Оставалось написать научную книгу и издать в России дневники, которые он вел на острове, записывая почти каждый день свои наблюдения.

Настал день прощания с папуасами. Папуасы знали, что Маклай и Ульсон уезжают. Они поняли это, когда увидели большой корабль.

Жители всех деревень собрались на берегу и просили Маклая остаться на острове и не бросать их.

С берега, с больших и с маленьких пирог папуасы что-то кричали. Но только один Маклай на клипере мог понять слова: «Возвращайсы к нам, Маклай! Возвращайся!»

Клипер вышел на простор, где блистали на солнце невысокие волны, где дул свежий, крепкий, солёный ветер.

Берег совсем отдалился и превратился в темную полоску. Давно уже не было видно ни хижины Маклая, ни сигнальных костров, ни тем более людей. Все моряки на клипере занялись своим делом, но Маклай всё стоял на корме и всё смотрел назад. И казалось ему, что он слышит далёкие-далёкие голоса своих темнокожих друзей: «Возвращайсы к нам, Маклай! Возвращайся!..»

Учитель:

Наш вечер подходит к завершению. Мы с вами видели и слышали высказывания русских путешественников разных времен, собравшихся у дружеского костра. Из рассказов вы узнали о тяжелой доле, выпавшей на судьбы этих людей, но, несмотря на трудности, они любили свою Родину, и сделали все возможное для ее процветания.

































«Воспоминания великих географов»

(географический вечер в 6 классе)



























Разработала: учитель географии I квалификационной категории

Иванова Ч.В.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Машиностроительный комплекс Иркутской области"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: