Интегрированный урок «Профессиональная деятельность, сферы и отрасли производства» (технология-география)



Средняя общеобразовательная школа №6

г. Краснокаменск Забайкальский край





Интегрированный урок

По теме: «Профессиональная деятельность,

сферы и отрасли производства»

(технология-география)






Выполнили: учитель технологии

Факеева О.М.

учитель географии

Шайдурова М.А.


Тема: Профессиональная деятельность.

Сферы и отрасли производства.

Цели: 1. Создать условия для усвоения нового материала.

2. Дать представление о сферах, отраслях, предмете труда, понятии профессиональной деятельности.

3. Развитие умений выделять главное и вести записи, развитие мышления, внимания.

4. Продолжить формирование навыков самостоятельной деятельности через выполнение практической работы.

4. Профориентационная работа с учащимися.

Оборудование: ммедиа, учебники, дидактический материал (карточки).

Ход:

Ммедиа: Тема урока


Факеева О. М.

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовём основные: общение, игра, учение и труд. Труд может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечение).

Профессиональная деятельность— это деятельность человека по своей профессии и специальности в определённой сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Процесс профессиональной деятельности выполняет определённые функции:

Ммедиа: Функции профессиональной деятельности.

  1. Создание материальных и духовных ценностей и благ.

  2. Получение средств для жизни человека и общества.

  3. Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих.

  4. Преобразование окружающей среды.


Ммедиа: Процесс профессиональной деятельности можно представить графически.


Профессиональная деятельность всегда преследует определённую цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и её жизнедеятельность (пример: учитель- обеспечение для молодёжи определённого уровня образования: общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачи- этапы достижения цели. ( обучение, воспитание, разностороннего развития личности).

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от понимания её содержания. Для этого нужно получить знания по данной профессии и определённый опыт.

Профессиональная деятельность человека осуществляется в определённых отраслях экономики (хозяйство).


Шайдурова М.А.

Хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения. Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем и с помощью чего люди работают) и предметов труда (то, что он обрабатывает).


-Что является главной задачей экономики страны?

Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

Экономика любой страны должна решать

3 проблемы:


Что производить? Для кого производить?

Как производить?


Ммедиа: Вопросы экономики

Хозяйство состоит из отраслей.

-Что такое отрасль?

Отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Совокупность отраслей составляет экономику страны.

-На какие две сферы делится хозяйство?


Ммедиа: Отраслевая структура.

Хозяйство делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная состоит из отраслей, которые производят материальные блага (машины, мебель, продукты питания…), Непроизводственная сфера оказывает услуги (образование, медицина, услуги связи и др.).


-Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере?

-Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере?


Хозяйство делится на межотраслевые комплексы – МОК – это группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга.


-Приведите примеры МОК. Дайте краткую характеристику.

Ммедиа: Межотраслевые комплексы


Факеева О.М.

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по предмету труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Ммедиа: предметы труда



Отсюда следует пять областей профессиональной деятельности:

Человек-человек, человек- природа, человек — знаковая система,

человек — художественный образ, человек- техника.


Задание: Соответствие: отрасль- профессия.


Отрасль

Профессия

Лесная промышленность

Сх

Текстильная промышленность

Металлургия

Связь

Нефтеперерабатывающая промышленность

Сфера услуг


Учитель

Парикмахер

Воспитатель

Металлург

Лесник

Нефтяник

Бухгалтер

Ткачиха

Телефонистка

Оператор

Бурильщик

Зоотехник

Агроном


Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определённые средства труда

Средства труда- то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (преобразуя их) с целью производства материальных и духовных благ.



Ммедиа: Средства труда. К ним относятся:


1. Орудия производства.

2.Земля

3. Производственные здания

4. Дороги (ж.д, шоссейные)

5. Нефте- и газопроводы

6. Линии эл. передач.

Совокупность средств труда и предметов труда называются — средствами производства.

Для получения конечного результата профессиональной деятельности (товара или услуги) предметы труда преобразуют с помощью средств труда в технологических операциях и переходах, т. е в технологическом процессе (пример: измерение фигуры, построение чертежа, раскрой, пошив ….)

Факеева О.М. Заключение.

Сегодня вы познакомились с понятием профессиональной деятельности, ее функциями и процессом профессиональной деятельности, с отраслями и сферами производства.

-Где вам пригодятся полученные на уроке сведения?

-Почему мы решили совместить два предмета – технологию и географию?


Вы, наверное, уже определились в своей будущей профессии. Мы предлагаем вам выполнить практическую работу, в которой необходимо определить цели и задачи своей профессии, кто является субъектом деятельности, что является средством и предметом труда в вашей профессии.

Практическая работа: Моя профессиональная деятельность. Ммедиа.

Цель: Раскрыть содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности.

Фамилия


Профессия


Цель. Задачи.



Профессионально важные качества



Средства труда




Предметы труда




Продукты (результаты) деятельности





Итог урока. Домашнее задание. Объявление оценок.


Свежие документы:  ПРОГРАММА НЕДЕЛИ ГЕОГРАФИИ «РОДИНА ЛЮБИМАЯ МОЯ!» для 5-9 классов

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: