Конспект урока географии для 8 класса на тему «Формирование земной коры на территории России»


Урок № 10

Тема урока: «Формирование земной коры на территории России»

8 класс

УЧЕБНИК :

8 класс. География. Россия: природа, население хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. академ. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009г

Программа: Дронов В.П. География. Россия: природа, население хозяйство. 8 класс.

Цель:



ЗАДАЧИ:

1. Продолжить развитие понятия рельеф, и процессов формирования земной коры на примере формирования земной коры территории России, края.

2. Определить особенности проявления процессов формирования земной коры на территории России и в Хабаровском крае.

3. Изучить современное тектоническое строение территории России (платформенные области, геосинклинальные области), выявить отличия молодых плит от древних платформ

4. Закрепить умение работать с тематическими картами на примере тектонической карты России.

5. Продолжить знакомство учащихся с геохронологической шкалой.

Знания и умения должны быть не меньше программных. Проверьте.


Планируемый результат:




Основные термины и понятия: геохронология, эра, период, абсолютный, относительный возраст горных пород, платформы и плиты, геосинклинальные области (складчатые).

Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления по теме «Формирование земной коры на территории России» в форме групповой работы, самостоятельного исследования отдельных вопросов по теме (геологического развитие территории Хабаровского края), акцент на развитие коммуникативных, информационных, предметных компетенций.


Информационно-образовательная среда темы:

Основные ресурсы:

  1. учебник географии: Дронов ВП. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебн. для общеобр. Учреждений /В.П. Дронов, ЛЕ Савельева; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение», 2008 г. стр.34-37

  2. Контурные карты с. 8-9

  3. Атлас_______________________

  4. Тетрадь-тренажер (стр. 18 (задание № 1-6) Стр. 25-26 (№ 9-10) Стр.28 (№4) Стр. 31 (№1)

  5. Электронное приложение к учебнику — урок № 9

Дополнительные ресурсы:

  1. Географический атлас школьника: атлас для 6-11 кл. общеобразовательных учреждений: М.: Дрофа. 2008 г.стр. 18-19, стр.79

  2. Диск «Физическая география Хабаровского края», Паневина ГН, тема: Геологическое строение

  3. Настенные карты: физическая карта России, Тектоническая карта России.

  4. Геохронологическая таблица

  5. Книги: Геология в школьном курсе географии. -.: Просвещение, 1983

Обручев В.А. Занимательная геология. –М.: Наука, 1965

Юдасин Л.. Путешествие в глубь Земли: Кн. для внекл. Чтения.- М.:

Просвещение, 1987г.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана http://fmm.ru

2. Сайт Музея истории Земли Государственного геологического музея им. В.И. Володарского https://sgm.ru



Интеграционное пространство:

Естественные науки: химические элементы, определение абсолютного возраста пород , развитие органического мира , эволюция жизни.

Общественные науки: жизнь и деятельность ученых , внесших вклад в развитие науки о Земле (геологи)



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока

Познавательная задача

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Ресурсы

ИУМК

Актуализация знаний

Особенности природы России.

Ответы на вопросы учителя

  • демонстрация

видеоролика о природе и красоте России.

  • беседа по вопросам

Учебник стр.34

Видеоролик о природе РФ

Рубрика «Вспомните»

стр. 34 учебника

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по нашей удивительной стране, в курсе географии России предполагается изучение темы «Природа России». Характеризуя природу страны мы, прежде всего характеризуем компоненты её природы.

Вопросы:

1. Назвать компоненты природы, определяющие природное своеобразие физико-географической территории?

2. Какой компонент природы географы часто называют каркасом (фундаментом) природы ?

1. рельеф, внутренние воды, климат, почвы, растительный и животный мир

2. Рельеф, горные породы, его слагающие, являются фундаментом, своего рода каркасом природных компонентов, всей природы в целом. Особенности рельефа оказывают огромное влияние на природные условия страны.

Учитель записывает тему урока на доске: «Формирование земной коры на территории России»

  • чтобы лучше понять особенности природы любой территории, начинать её изучение следует с рельефа.


Мотивация и целеполагание

1. Случайно ли расположение основных форм рельефа на территории страны?

2. Зачем человеку знать расположение форм рельефа, происхождение и развитие?

Поиск ответа на вопрос, формулируют цели урока

Предполагает вопрос для обсуждения и выведение учащихся на формулировку цели урока

Рубрика

«Вы узнаете» стр. 34 учебника


Изучение нового материала

для достижения поставленной цели урока необходимо научиться работать с Тектонической и геологической картами России

Самостоятельная работа с картами атласа, составление характеристики по типовому плану

Учитель предлагает ответить на вопросы практической работы (организует поиск информации)

1.Тектоническая и геологическая карты России (атлас стр.79-80)

2. План анализа карты (презентация)


План анализа карты

(составьте характеристику Тектонической карты в атласе 79)

1.Какова карта по охвату территории?

2.по охвату масштаба?

3.по содержанию ( какая информация на ней представлена, каким способом)

4.какие знания можно получить при работе с этой картой?

  • О чем можно узнать по этой карте?

  • Для чего нам нужна эта карта и ее данные ?

  • Сделайте вывод, какое тектоническое строение имеет территория России?


Атлас стр. 79 Тектоническая карта России

На данной карте представлено тектоническое строение территории России. Карта мелкомасштабная (1:32 000 000) с помощью цвета можно определить основные элементы тектоники страны (платформы, геосинклинальные области (складчатые) краевые прогибы на суше и элементы тектоники морского дна. Границы литосферных плит, разломы земной коры, эпицентры землетрясений и вулканизм, а так же показана география(местоположение) основных типов полезных ископаемы(магматического , метаморфического и осадочного происхождения)




В тектоническом и геологическом отношении территория России имеет сложное строение.

К анализу этих карт мы еще вернемся сегодня и последующих уроках географии.


Как определяют геологЕСКИЙ возраст горных пород в геологии?




Демонстрация видеоролика (Электронное приложение к учебнику — урок № 9)



Все горные породы имеют абсолютный и относительный возраст.

Относительный возраст определяется понятиями »древнее» или «моложе» осадочные горные породы накапливаются на поверхности Земли горизонтальными слоями, поэтому те, что лежат ниже – древнее, а те что вверху моложе. Абсолютный возраст горных пород — это количество лет, прошедших с момента их образования (млн, тыс. лет)


(Содержание видеоролика)

Определение абсолютного возраста горных пород стало возможным только в начале XX в., когда было открыто явление радиоактивности. Радиоактивность (от лат. radio — «излучаю», activus — «действенный») — это свойство атомов некоторых химических элементов самопроизвольно испускать различные частицы и радиоактивные лучи. Поток лучей и частиц, вылетающих с большой скоростью из ядер атомов, называют радиацией. На нашей планете, как и во всей Вселенной в целом, имеется множество химических элементов (веществ), которые существуют в нескольких разновидностях, называемых изотопами. Изотопы одного и того же вещества могут быть обычными (стабильными), а могут — радиоактивными. Радиоактивные изотопы неустойчивы и подвержены распаду и превращениям в стабильные изотопы. Существует, например, нерадиоактивный, стабильный углерод и одновременно с ним — радиоактивный. Широко известным радиоактивным веществом является уран. В результате многочисленных превращений и распада он становится обычным свинцом. Экспериментальным путём установлена длительность периодов распада разных радиоактивных веществ. Распад может длиться от долей секунды у одних веществ до многих тысяч и миллионов лет у других. Промежуток времени, в течение которого количество радиоактивных ядер уменьшается вдвое, называют периодом полураспада. У радиоактивного углерода он составляет примерно 5730 лет, а у одного из изотопов урана — 700 млн лет. Зная скорость распада радиоактивного изотопа, измеряют соотношение массы этого изотопа и продуктов его распада в горной породе и устанавливают время, прошедшее с момента образования этой породы, то есть её абсолютный возраст. С помощью радиоактивных изотопов с длительным периодом полураспада удалось определить время образования Земли как планеты, время начала и окончания всех эр и периодов в геологической истории планеты. Использование радиоуглеродного метода позволило установить геологические события последнего оледенения в Северном полушарии и время его окончания — примерно 10 400 лет назад.

Каков геологический возраст Земли и особенности её геологического развития?


(учащимся

8 кл. знаком материал геолог. летоисчисление Земли, понятие эр и периодов, изучалось в

7 классе в теме «История формирования Земли»)

  • Внимательно рассмотрите

Таблицу .

Какую информацию она представляет?

  • Что можно узнать по геохронологической таблице?

  • Подготовьте вопросы соседу по парте (например):

  • назовите эры в истории Земли?

  • На какие периоды подразделяются эры?

  • В какую эру и период живем мы с вами?

Работа группах по геохронологической таблице, учащиеся анализируют геохронологическую таблицу, составляют в парах вопросы, формулируют ответы.

В истории Земли выделяют 5 эр

(археская(древнейшей жизни)-1,5 млрд. лет.

Протерозойская

(2 млрд.лет)

палеозойская (средний)-350 млн.лет.

мезозойская (средний)-170 млн.лет.

Кайнозойская (новой)- 65 млн.лет.

Палеозойская (кембрий , ордовик, силур, девон, каменноугольный, пермь)

мезозойская (триас, юра, мел)

Кайнозойская (палеоген, неоген, четвертичный)

Мы живем в четвертичный период кайнозойской эры., который начался 1,7 млн.лет назад.

Выводит на экран рисунок

«Геохронологическую таблицу»


Предлагает учащимся организовать работу в парах (учащиеся формулируют вопросы друг другу на основе данных геохронологической таблицы)


Заслушивание вопросов некоторых групп и ответов.


Электронное приложение к учебнику — урок № 9,

Учебник стр. 35 рис.2.1.3


Изучение возраста горных пород и вымерших растений и животных позволило выделить важнейшие этапы геологической истории России и Земли в целом. Эти сведения отражены в геохронологической таблице. В ней обобщенно представлена летопись геологического развития планеты.

Геологическое летоисчисление, геохронология, раздел геологии, занимающийся изучением возраста, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору.


Выявить происхождение названий периодов эр в геологической истории Земли


Выступление учащегося с презентацией по данной теме, вопросы классу по теме выступления

Заслушивает ответы, корректирует ответы учащихся

Презентация учащегося

Рефлексия


Учащиеся самостоятельно работают в тетради-тренажере.


Озвучивают правильные ответы.

Учащимся предлагается выполнить задание в Тетради-тренажере.

Корректирует неточные и неправильные ответы.

Тетрадь-тренажер стр 31


территория России, нашего края, как и Земли изменялась на протяжении всей геологической истории развития. Я предлагаю вам определить облик территории России в ордовике, палеозойской эры (по иллюстрации рис. 2.1.4. стр. 36)

(Учитель предлагает воссоздать историю развития территории России в ордовикском периоде палеозойской Эры)



Какой облик имела территория России в ордовике, палеозойской эры.

Учащиеся представляют анализ по карте.

(Анализ : Земная кора преобразовывалась. На месте современной России существовало два сегмента (территории суши) самостоятельно изолированных –это ядро 5-(Западная Европа, ядро 1-(Восточно-европейский материк) и 2-(Сибирский материк) окруженные океаническими пространствами океанов – Япетус, Палеотетис,Уральский , Палеотихий, Палеоазиатский. Между этими ядрами располагались границы схождения литосферных плит и формирования областей складчатостей- «а»- Урала,

«в»- Скандинавских гор, «б»-Саяна, Алтая).

Учитель предлагает воссоздать историю развития территории России в ордовикском периоде палеозойской Эры по данной карте, ответить на вопрос- что представляло собой тектоническое территории России в ордовике?


Карта рис. 2.1.4. стр. 36 учебника,


Электронное приложение к учебнику — урок № 9



Как развивалась территория Хабаровского края в этот же период и последующие эры в истории Земли

Выступление учащихся проект-презентация, вопросы классу по теме выступления:

На стыке каких литосферных плит происходило формирование территории края?

Когда стал формироваться современный рельеф в крае?

Для чего нам важно знать прошлую геологическую историю края и страны?

Заслушивание выступления учащихся, корректировка ответов учащихся.

Когда окончательно оформились участки суши на территории края?


Презентация учащихся.

Диск «Физическая география Хабаровского края»,

Паневина ГН, тема: Геологическое строение


Исследуйте особенности строения земной коры территории России.

Установите геологический возраст гор:

Урала,

Алтая,

Западного Саяна?


Выполнение практической работы по карте атласа стр.79

Работают с рубрикой

«Мои географические исследования» стр. 37 учебника

Исследуют особенности строения земной коры, выполняют задание в контурных картах


Организует индивидуальную работу учащихся на месте, параллельно двое учащихся работают у доски на демонстративной контурной карте России (маркером)

тектоническая карта РФ. стр. 79 атласа.

Рубрика

«Мои географические исследования» стр. 37 учебника.

Контурные карты

Демонстративная контурная карта

Тренажер (задание)

стр.28 (№4)


К доске приглашаются учащиеся

Задание параллельно_ показать на контурной карте России основные тектонические структуры страны, назвать их возраст ( работают маркером)

Помощник:

  • Определите как обозначены на карте древние и молодые платформы. Демонстрация видеоролика из учебника (Образование платформ)

  • Вопрос- как образовались платформы на территории страны?

  • Тренажер (задание)

Стр.28 (№4)

  • Установите щиты древних платформ, где они расположены.

1-2(ответ).

Основная часть территории РФ расположена далеко от границ Евроазиатской лит. плиты. В её внутренних частях находятся огромные, древние платформы — Восточно-европейская, Сибирская и молодая Западно — Сибирская (ученик показывает на карте) параллельно класс подписывает платформы на контурной карте. На древних платформах есть щиты – участки где фундамент не покрыт осадочным чехлом.


  • Каждая платформа нашей страны в геологическом прошлом была складчатым горным сооружением с мощными вулканическими извержениями


  • ГЕОФОКУС стр.36.

Фундамент молодых платформ образовался позже (в конце палеозоя), а древних платформ 1,5 млрд. лет назад сильно метаморфизированных пород.


  1. Устойчивые платформы окружены на юге, востоке и северо-востоке РФ широкими поясами горообразования. На территории РФ проявились 5 эпох складчатости-

  • БАЙКАЛЬСКАЯ (1200 млрд.л) Забайкалье, В.Саян.

  • КАЛЕДОНСКАЯ (460 млн.л) Зап.Саян, частично Алтай.

  • ГЕРЦИНСКАЯ (300 млн. л.) Урал

  • КАЙНОЗОЙСКАЯ (30 млн. лет) Кавказ, Сахалин, Камчатка.


Рефлексия


Выполняют задания в тетради

Тренажер стр. 10


Учащимся предлагается выполнить задание в Тетради-тренажере.

Корректирует неточные и неправильные ответы

Тренажер стр. 10


ПРОБЛЕМА:

Могут ли горы образоваться на древней платформе?


Отвечают на вопрос, делают вывод.

Учитель предлагает учащимся прочитать

текст рубрики и сделать вывод

Рубрика учебника

«Это интересно знать» стр. 37

«Ученые допускают, что на территории Восточно-европейской платформе могут возродиться горы. Это произойдет, например, если платформа при движении в составе Евроазиатской плиты окажется над восходящим потоком мантии. Земная кора начнет подниматься, раскалываться разломами и возникнут глыбовые горы».

Рефлексия


Выполняют задания в тетради

Тренажер

стр. 18 (№ 1-6) задания тесты

Стр. 25-26 (№ 9-10)

Стр.28 (№4)

Стр. 31 (№1)


учитель предлагает учащимся ответить на вопросы ТЕТРАДИ – ТРЕНАЖЕР


ТЕТРАДь – ТРЕНАЖЕР

стр. 18 (№ 1-6) задания тесты

Стр. 25-26 (№ 9-10)

Стр.28 (№4)

Стр. 31 (№1)







Домашнее задание


— параграф 9, читать, вопросы в конце параграфа

— доделать задания в тетради тренажер и контурной карте.

Дополнительное задание (по желанию) – написать мини-сочинение на тему «Путешествие в одну из геологических Эр истории Земли»

Подготовить по желанию презентацию: «Развитие жизни на Земле»

Учитель поясняет домашнее задание, уточняет выполнение обязательной части и дополнительной по желанию .

Учебник стр. 34-37, электронное приложение, книги, сайты

(см. инет. ресурсы)








8


Свежие документы:  Конспект урока географии на тему «Иркутск - середина земли»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: