Конспект урока географии на тему «Растительный и животный мир Африки» 8 класс


Конспект урока географии на тему «Растительный и животный мир Африки».

Задачи урока: познакомить учащихся с природными условиями Сахары, её растительным и животным миром; показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи, продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой; способствовать развитию пространственного и логического мышления, познавательного потенциала воспитывать коммуникативность, трудолюбие, географическую культуру.

Оборудование: мультимедиа, карта полушарий, гербарий, карточки, тесты

Ход урока.

I. Оргмомент.(слайд 1)

— Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

— Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.

II. Проверка домашнего задания.(слайд2)

1.Индивидуальная работа с контурной картой Африки

2. Индивидуальная работа на карточках.

3. Блиц-опрос для всего класса

III. Введение в тему.

1.Работа с картой полушарий.

-Определите по карте полушарий , какие моря и океаны омывают берега Африки.( от Европы Африку отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский пролив Средиземное море, Юго-восток Африки омывается Индийским океаном, а западные берега — Атлантическим.)

— Найдите на карте реку Нил. В какое море впадает эта река?(в Средиземное) Какие ещё реки есть в Африке?

— Как называется остров, который расположен к востоку от Африки.(Мадагаскар)

Итак ,мы с вами в пустыне Африке. Пользуясь картой, прочтите ее название. САХАРА

IV. Работа над новым материалом.

Работа в группах.(слайд 4) по учебнику

1 группа. Растительный мир пустыни.

2группа. Животный мир пустыни.


У.Лето в пустыне продолжается 5 месяцев. Днём температура до 40-50 градусов в тени. А поверхность земли до 70-80 градусов( можно испечь яйцо) Однако в глубине температура почвы 10-20 градусов. Ночи в пустыне прохладные, так как глина и песок быстро остывают. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя, он испаряется, не долетев до земли. А вот песчаные бури – часто. Во время бурь раскалённый ветер переносит тонны песка, насыпая большие холмы – барханы. Барханы постоянно передвигаются под действием ветра. Иногда они достигают высоты до 8м.


Отчёты групп.

1 группа – ботаники

Верблюжья колючка — у неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Машиностроительный комплекс: роль, состав, проблемы развития, факторы размещения" 9 класс

Травянистое растение – колосняк. Его листья тоже тонкие, а корни хорошо закрепляются за песок.

Джузгун – это небольшой кустарник.

2группа — зоологи

тушканчик, скарабей, варан, скорпион, верблюд)

Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. есть.

Варан – самая крупная ящерица.

Кобра. Длина тела 1,5м Ведёт дневной образ жизни, нападая на ящериц, птиц, грызунов. Укус кобры опасен.

Тушканчик. У тушканчика хвост в трое длиннее тела. Сидит тушканчик на задних лапах, в передних держит веточку, обгладывает

Лисица фенек Большие уши им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. А лисица фенек с помощью ушей охлаждает своё тело, отдавая тепло в окружающую среду.

Верблюд- корабль пустыни

ВЫВОД- Как животные приспособились к жизни в пустыне? (защитная окраска тела, большую часть года проводят в спячке – черепаха, тушканчик, ящерица; могут подолгу обходиться без воды – верблюды, суслики; достигают добычу бегом – гепарды, львы).


V. Физкультминутка.

Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру. Если вы услышите растение или животное зоны пустынь, вы хлопаете в ладоши, если животное или растение другой зоны, то закрываетесь от него ладошками.

Черепаха, кувшинка, верблюжья колючка, лисица фенек, берёза, джузгун, жук – скарабей, тетерев.


VI. Продолжение работы над новой темой.

Я предлагаю вам ещё немного отдохнуть в оазисах (слайд 10) – местах, расположенных вблизи рек или на участках, где близко к поверхности находятся подземные воды. Оазис – это жизнь. Что только не растёт здесь: кипарисы, пальмы, финиковые деревья. Люди занимаются земледелием, выращивают пшеницу, мандарины, хлопчатник, виноград.


VIII. Исправьте ошибки. Работа в группах.(слайд 14)

Дидактическое упражнение ТАК да НЕ ТАК

-Постарайтесь найти при чтении, что здесь подвергается сомнению?

«Сбылась моя мечта. Я в Африке, на самом огромном материке земного шара! Наняв караван верблюдов, у которых в горбах находилась вода, мы попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве. Ветер наносил холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растение, которое своими корнями удерживало передвижение песков – это верблюжья колючка. Черепахи и ящерицы надолго впали в спячку. Фенек расцвел прямо на глазах».


X. Домашнее задание. По выбору рисунок или описание животного Африки

XI. Итог урока. Выставление оценок.





Дидактическое упражнение

Свежие документы:  Тесты по географии для 6 класса по разделу «Оболочки Земли»

«так да не так»

«Сбылась моя мечта. Я в Африке, на самом огромном материке земного шара! Наняв караван верблюдов, у которых в горбах находилась вода, мы попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве. Ветер наносил холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растение, которое своими корнями удерживало передвижение песков – это верблюжья колючка. Черепахи и ящерицы и тушканчики надолго впали в спячку. Фенек расцвел прямо у меня на глазах».




Дидактическое упражнение

«так да не так»

«Сбылась моя мечта. Я в Африке, на самом огромном материке земного шара! Наняв караван верблюдов, у которых в горбах находилась вода, мы попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве. Ветер наносил холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растение, которое своими корнями удерживало передвижение песков – это верблюжья колючка. Черепахи и ящерицы надолго впали в спячку. Фенек расцвел прямо у меня на глазах».



Дидактическое упражнение

«так да не так»

«Сбылась моя мечта. Я в Африке, на самом огромном материке земного шара! Наняв караван верблюдов, у которых в горбах находилась вода, мы попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве. Ветер наносил холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растение, которое своими корнями удерживало передвижение песков – это верблюжья колючка. Черепахи и ящерицы и тушканчики надолго впали в спячку. Фенек расцвел прямо у меня на глазах».










скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: