Конспект урока географии в 8 классе «Растения и животные тропических лесов Африки»



Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


















Методическая разработка открытого урока географии

в 8 классена тему:

«Растения и животные тропических лесов Африки»














Составитель: учитель географии

I квалификационной категории

Е.С. Боровая









с.Леуши, 2013г.

Класс: 8.

Дата:

Тема: Растения и животные тропических лесов Африки.

Цель: Формирование представления о природе Африки.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира тропических лесов Африки.

2) Развивать зрительное восприятие через упражнение в узнавании и различении растений и животных тропических лесов Африки по картинкам на слайдах.

3) Создать условия учащимся для повышения мотивации к предмету.

Оборудование: мультимедийная презентация; проекционный экран; карта природных зон мира; физическая карта мира; атлас; энциклопедия; контурная карта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Разминка: Найди лишнее слово и объясни свой выбор.

Драконовы горы, горы Атлас, горы Алтай.

Нил, Обь, Конго.

оз.Байкал, оз.Виктория, оз.Чад.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: — Какова поверхность материка Африка?

Ученик:— Поверхность материка в основном равнинная.

Учитель: — Покажите на стенной карте Атласские горы.

Ученик:Показ учеником географического объекта.

Учитель: — Покажите на карте пустыню Сахара.

Ученик:Показ учеником географического объекта.

Учитель: — Где располагается эфиопское нагорье?

Ученик: — Эфиопское нагорье расположено на северо-востоке Африки. Показ учеником нагорья.

Учитель:— В каком направлении расположены Драконовы горы?

Ученик:— Драконовы горы расположены на юго-востоке Африки.

Учитель:— Покажите их на карте.

Ученик:Показ учеником географического объекта.

Учитель: — Откуда берет свое начало река Нил?

Ученик:— Река Нил берет свое начало с Эфиопского нагорья. Показ учеником географического объекта.

Учитель:- Покажите на карте реку Нигер.

Учитель:— Какие крупные озера располагаются на материке Африка?

Ученик:— На материке Африка расположено озеро Виктория, озеро Ньяса, озеро Танганьика, озеро Чад.

Учитель: — Покажите эти озера на карте.

Ученик: Показ учеником географических объектов.

  1. Новый материал.

Учитель:— На прошлом уроке вы узнали, что поверхность материка Африка ровная, преобладают равнины и плоскогорья. Сегодня вам предстоит узнать, в каких природных зонах расположена Африка, также заочно познакомиться с растениями и животными тропических лесов.

Учитель:Запишите тему и дату в тетрадь.

Учитель:— 40% Африки занимают саванны (тропическая лесостепь). Показ саванн на карте. Найдите в атласе эту природную зону.

Учитель:— 30% занимают пустыни. Показ пустынь на карте. Найдите в атласе пустыни и покажите их соседу по парте.

Учитель:— По обе стороны от экватора и на северо-востоке о.Мадагаскар расположены влажные тропические леса (экваториальные). Показ тропических лесов на карте. Найдите на карте эту природную зону.

Учитель: — Итак, Африка, расположена в трех природных зонах – в пустынях, в саваннах, в тропических лесах.

Учитель:Сейчас нам предстоит узнать, какие растения и животные встречаются в тропических лесах Африки. Жаркий климат и много влаги способствуют развитию густой вечнозеленой растительности. Листья у деревьев тропического леса кожистые, крупные. Листья опадают поодиночке и в разное время, поэтому тропические леса всегда зеленые.

Учитель: — Какие же растения встречаются в тропическом лесу? По карте атласа определите по условным знакам, какие растения характерны для тропического леса. Учащиеся называют растения.

Учитель:— Некоторые тропические растения растут в нашей школе. Показ учителем в классе фикуса и бегонии. Интересно то, что в тропических лесах Африки растительность расположена ярусами (этажами). Верхний ярус – это деревья высотой 50-60 метров (фикусы, пальмы).

Кроны этих деревьев смыкаются, и солнечные лучи проникают через них с трудом, поэтому в тропическом лесу всегда царит полумрак (полутень).

Учитель:— Средний ярус занимают деревья высотой 20-40 метров. В нижнем ярусе растут травянистые растения – бананы, папоротники.

Вблизи рек, на берегах морей и океанов встречаются финиковые, кокосовые, масличные пальмы.

Учитель:— Настя сегодня подготовила сообщение о финиковой пальме (сообщение ученицы о растении).

Учитель:— Сообщение о кокосовой пальме представит нам Максим Касаткин (сообщение ученика о растении).

Учитель:— Таким образом, в тропических лесах Африки развита богатая вечнозеленая растительность. Деревья и кустарники там расположены ярусами. Травянистый покров в тропических лесах бедный из-за нехватки солнечного света.

Учитель:— Ребята, а как вы думаете, много ли животных обитает в тропическом лесу?

Ученик:— Думаю, что в тропическом лесу животных обитает много.

Учитель:— Многие животные тропических лесов обитают на деревьях, питаясь плодами и листьями – это обезьяны, хамелеоны, древесные лягушки, змеи.

Учитель: — Интересное сообщение о хамелеоне расскажет Олег (сообщение ученика о животном).

Учитель:— Занимательные факты из жизни шимпанзе нам предоставит Ваня (сообщение ученика о животном).

Учитель:— В тропических лесах мало крупных животных, так как им трудно передвигаться в густых зарослях. К ним относятся слоны, буйволы, окапи.

Учитель:— О редком животном – окапи хочется узнать от Максима (сообщение ученика о животном).

Учитель:— Единственный крупный хищник тропических лесов – это леопард. О нем расскажет Максим (сообщение ученика о животном).

Учитель:— В тропических лесах много птиц – это цапли, фламинго, пеликаны, нектарницы, птицы-носороги.

Учитель:— Во всех ярусах тропического леса обитают насекомые: муравьи, термиты, бабочки, жуки.

Учитель:— Итак, в тропических лесах Африки животных много. Очень многие их них приспособились к жизни на деревьях. Большое разнообразие птиц и насекомых.

  1. Физпауза.

  2. Закрепление.

Учитель:— А теперь мы с вами поработаем в контурной карте. Для этого в программе Paintоткройте документ, где изображены природные зоны Африки. Далее нужно обозначить зону тропических лесов, т.е залить определенным цветом тропические леса. Какой цвет карандаша вам понадобится для этого?

Ученик:— Нужен зеленый карандаш (учащиеся работают на компьютере в программе Paint).

G:ОТКРЫТЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ 2013Природные зоны Африки.png

Учитель:— Следующее задание вам предстоит выполнить на компьютере, решив тесты.

Учитель:— Следующую работу вам также нужно выполнить на компьютере. Необходимо «заселить» тропические леса животными. Для этого из правой части экрана перенесите курсором соответствующих животных в природную зону – тропические леса.

  1. Итог:

Учитель:— В каких природных зонах расположена Африка?

Покажите на стенной карте тропические леса Африки.

Почему в тропических лесах богатая растительность?

Какие растения произрастают в тропическом лесу?

Почему травянистый покров в таком лесу бедный?

От чего зависит то, что животных в тропическом лесу много?

Какие животные обитают в тропических лесах Африки?

Почему крупных животных немного в тропическом лесу?

VII.Домашнее задание:

  1. Оценивание учащихся.

  2. Рефлексия.

Учитель: — Всем спасибо за урок!



Свежие документы:  Итоговая работа по географии 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: