Методическая разработка «Использование компьютерных технологий в обучении географии»



Муниципальное образовательное учреждение – лицей №1

имени М.В. Ломоносова города Орла






«Использование компьютерных технологий в обучении географии»





Учитель географии

Корунова Н.В.








Орел – 2009 г






Содержание

Введение

2

Основная часть:


1. Теоретические основы применения компьютерных технологий на уроках географии.

4

1.1 Значение компьютерных технологий в процессе обучения географии

4

1.2 Методические подходы к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в курсе «Географии».

7

2. Основные направления в использовании компьютерных технологий на уроках географии:


2.1 демонстрация материалов;

8

2.2 показ процессов;

11

2.3 мониторинг знаний;

13

2.4 самостоятельная работа учащихся:


— использование компьютерных технологий для выполнения индивидуального дополнительного задания;

16

— открытка.

19

2.5 использование электронных учебников.

22

Выводы.

24

Используемая литература.

28

Приложение: разработки уроков с использованием компьютерных технологий

«Атмосфера — воздушная оболочка Земли». 6 класс

— «Население Африки». 7 класс

— «Урал: каменный пояс земли русской». 8 класс

— «Географическое положение Орловской области». 8 класс

— «Электроэнергетика». 9 класс

— «Япония». 10 класс

— Внеклассное мероприятие «Народное творчество Орловского края»

— Анкета для учащихся 8 класса.








«Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязание — путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский

Введение.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. В качестве универсального количественного критерия эффективности ИКТ предложено использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их использования, при достижении заданного (или даже более высокого) уровня обученности.

Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий. Процесс этот начался сравнительно недавно, однако темпы его распространения невероятно стремительны.

К сожалению, иногда учителю легче найти тысячу причин для обоснования своего нежелания, а чаще всего боязни, войти в компьютерный мир. От таких преподавателей приходится слышать, что они принципиальные противники «нажатия кнопок», «механистического подхода к географии», «излишней формализации»; что те кто занимается компьютерными технологиями в географии, уходят от традиций, что они забывают о первичности концепций, увлекшись техническим исполнением. Все это является оправданием своих «неумений».

Правда, нельзя отрицать, что существует и другая крайность: излишнее увлечение компьютерными технологиями и применение их даже там, где и без них можно обойтись. Все-таки разумнее всего было бы соблюдать в преподавании географии своего рода баланс между традиционными и компьютерными технологиями.

В географии заложены огромные возможности для применения новых информационных технологий.

В связи с этим основной целью моей работы является повышение познавательной активности учащихся через интеграцию традиционных методов обучения с новыми инфомационно-коммуникативными технологиями.

Задачи:

1. Развитие познавательных способностей учащихся (Развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды).

2. Развивать у школьников проектно-ориентированную деятельность по изучению географии.

3. Развитие критического мышления.

4. Совершенствование способностей к самообразованию

5. Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.

6. Воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к истории и природе своей страны.


Данным вопросом в отечественной науке и практике занимались С.И.Золотова, Петрова Н.Н., Новенко Д.В., Суслов В.Г., Шейнис А.И. и другие.





Основная часть

1. Теоретические основы применения компьютерных технологий на уроках географии.

1.1 Значение компьютерных технологий в процессе обучения географии.

В наши дни информатизация коснулась всех сторон общественной жизни. Ее результаты отслеживаются практически в любой сфере человеческой деятельности. В России информатизация общества провозглашена одним из важнейших направлений государственной политики. Принятый в 1995 г. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» определил информатизацию как «организационный социально-экономический и технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан на формирование и использование информационных ресурсов».

Российская общественность связывает с информатизацией перспективы развития народного хозяйства, средств массовой информации, науки и образования. Понятие информатизации неразрывно связано с компьютерной техникой и компьютеризацией современного общества. Поэтому понятие информатизация и компьютеризация стали практически эквивалентными, а информационные технологии не могут существовать без компьютерных технологий.

Применение компьютерных технологий становится необходимым компонентом развития современной географии как науки и учебной дисциплины. Компьютерные технологии развивают идеи программного обучения, открывают, совершено новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Но данный процесс является достаточно сложным и требует как от учителя, так и от учащегося владения навыками компьютерной грамотности (умение применять технические и программные средства компьютера для получения, обработки и создания массивов необходимой информации). Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий дает принципиально новые возможности для совершенствования педагогического процесса и повышения на этой базе образовательного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим, школы, располагающие современной компьютерной техникой, начинают использовать компьютерные технологии не только на уроках информатики, но и в процессе обучения географии.

Вопрос применения компьютерных технологий в процессе обучения географии в средней школе крайне многогранен.

Различают три основных области применения компьютерных (информационных) технологий в школе:

1. Непосредственно применение информационных технологий на
уроках географии, причем чаще всего — на практических занятиях.

  1. Применение информационных технологий для организации
    самостоятельной работы учащихся по географии во внеурочной деятельности.

  2. Применение информационных технологий для обеспечения
    познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Практика показывает, что использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:

Во-первых, это экономит время.

Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.

В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.

В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы, т.к. уровень восприятия у каждого ребенка свой. А диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Можно назвать и ряд других преимуществ, почему уместно использовать компьютер на уроках географии.

Использование компьютера на уроках можно вводить не в место, а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся не совсем продуктивен. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. Вместе с тем спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Именно в этих случаях компьютер станет ученику и учителю верным помощником.

Использование мультимедийных средств, при выводе изображения на большой экран может существенно повысить наглядность обучения.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

  • на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная
    программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести
    до учащихся теоретический материал;

  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы-
    контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые
    навыки по данной теме;

  • на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно
    проверить, какой объем пройденного материала усвоил ученик;

  • на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения
    сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со
    статистическими таблицами.



1.2. Методические подходы к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в курсе «Географии».

Анализ использования компьютерных технологий показывает, что наиболее разработаны межпредметные связи между информатикой и математикой, физикой, что объясняется тем, что первыми учителями информатики стали именно специалисты в этих областях. Удачен опыт использования компьютеров при обучении русскому и иностранным языкам.

Редко используется компьютер при обучении химии, географии, биологии и другим плохо алгоритмизируемым дисциплинам.

Пытались исследовать методические подходы к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в курсе «География» для общеобразовательных средних школ.

Анализ результатов исследований в этой области показал, что все методы можно условно разделить на две категории:

  1. Используемые только на уроке географии и требующие
    внимательного отношения к содержанию курса и возможного пересмотра его
    реализации.

  2. Используемые в работе с любой информацией, в том числе и с
    географической.

В первую категорию следует отнести:

  1. Использование различных обучающих программ по географии. К
    сожалению, они часто плохо согласованны с учебным курсом, его
    структурой, разбивкой по часам. Естественно, что некоторые учителя-
    новаторы используют эти программы частично в качестве демонстраций или
    иногда в качестве лабораторных работ. Требует создания путеводителя по
    возможностям конкретных программ.

  2. Использование тестирующих программ по географии или
    оболочек для наполнения тестами учителем-предметником, что иногда
    значительно удобнее. Важное методическое средство — способ контроля
    знаний.

  1. Использование метода проектов. Как правило, реализуется во
    внеурочное время.

  2. Использование геоинформационных систем. В школьной
    практике используется редко.

Ко второй категории относятся разделы традиционной информатики:

1. Изучение компьютера. Есть возможность исследовать вопрос
производства и распространения, уровень жизни этих стран.

2. Текстовые редакторы можно использовать при написании рефератов, выполнении письменных домашних заданий.

  1. Электронные таблицы дополняют текстовые задания при
    изготовлении графиков, диаграмм, вычислений и расчетов.

  2. Системы управления базами данных позволяют создавать базы
    данных по физической географии, распределению природных ресурсов.

5. Создание электронных презентаций докладов по изучаемой теме.

  1. Графические редакторы позволяют обрабатывать сканированные
    контурные карты.

  2. Интернет, так же как и мультимедийные энциклопедии на CD,
    может быть использован как глобальная библиотека для подготовки к
    урокам.

  3. Создание тематического сайта по предмету. Скорее всего,
    внеурочная деятельность.

Для реального внедрения компьютерных технологий в практику проведения уроков необходим творческий союз учителя информатики и географии, хотя бы на первом этапе.


2. Основные направления в использовании компьютерных технологий на уроках географии.

2.1 Демонстрация материалов.

На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые).

А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать.

Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.

Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.

Стало возможным показывать аэрокосмические и фото снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например:

  1. класс: озеро Байкал, извержение вулканов.

  2. класс: сюжеты по материкам.

Использование диктора дает возможность разнообразить урок.

По насыщенности фильмов самый богатый 6 класс, это правильно, так как нам необходимо именно в этом возрасте заинтересовать в предмете учащихся.

Я с успехом использую этот прием при изучении нового материала. С помощью мультимедиа, карты и иллюстраций, которые боле ярко отображали природу изучаемых регионов, демонстрировались на экран на уроках по темам:

«Лоция Индийского океана». 7 класс



«Внутренние воды России». 8 класс

«Озеро Байкал». 8 класс

«Мировые природные ресурсы». 10 класс

«Вулканы. Горячие источники». 6 класс

Использую презентации с ярким наглядным материалом и по другим темам.


2.2 Показ процессов.

Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники, разнообразны и многочисленны.

Некоторые процессы на словах трудно объяснить, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты.

Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда — это часть анимации).

С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.

Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.

Показы географических процессов, о которых должен иметь представление школьник, разнообразны и многочисленны. Для их демонстрации, я использую как свои презентации,



а также пользуюсь электронными учебниками по географии для 6 класса, 7 класса, географической энциклопедией стран для 10 класса, энциклопедией Кирилла и Мефодия.



Работа ГЭС


Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т. д., удачно использованное в структуре урока лучше усваивается учениками.

2.3 Мониторинг знаний.

В связи с экзаменами в форме ЕГЭ нам необходимо научить детей работать с тестом.

Система тестового контроля знаний учащихся позволяет учителю-предметнику (не обладающим значительной компьютерной грамотностью) самостоятельно создавать тестовые задания. Применение компьютерных тестов облегчает работу учителя, делает процесс обучения для учеников более интересным. Регулярный рейтинг стимулирует учащихся к более глубокой подготовке, изучению дополнительной литературы. Компьютерное тестирование — оптимальной метод работы в лицее. Учитель имеет возможность устанавливать количество вопросов в задании, количество вариантов ответа на каждый вопрос, время, отведенное ученику на ответ, изменять критерии оценки и т.д. Программа обрабатывает ответы учащихся и выводит готовые результаты на принтер. Вопросы и варианты ответов на каждом отдельном компьютере выводятся в произвольном порядке и, с учетом дефицита времени, школьники, работающие на соседних машинах, не имеют возможности подсмотреть или подсказать ответ.

Каждый ответ оцениваются в баллах: за верный вариант ответа балл прибавляется, за каждый неправильный — снимается. На наших уроках критерии таковы:

«5» — 90-100 % правильных вариантов ответа;

«4» — 75-89 %;

«3» — 50-74 %;

«2» < 50 %.

При совместном использовании различных форм проверки знаний за урок можно опросить до 90 % учащихся. Компьютерное тестирование применяется также и на зачетных занятиях. Учащийся после тестирования может посмотреть историю ответов, какие вопросы ему задавались, как он на них ответил, может апеллировать к учителю. Все результаты распечатываются на принтере, и учителю только остается прокомментировать их и выставить полученные отметки в журнал.

Компьютерное тестирование стало одной из наиболее удобных для учителя и ученика форм опроса. Оно объективно оценивает знания ученика, позволяет за короткое время охватить большой объем учебного материала и подчеркнуть все наиболее важные моменты.

На своих уроках, для промежуточной проверки знаний или итогового контроля я использую тестовые задания

в 6 классе по темам:

— «Атмосфера».

— «За курс физической географии. 6 класс»


в 7 классе по темам:

— «Австралия».

— «Антарктида».

— «Северная Америка».

— «Евразия».

— «За курс географии материков и океанов. 7 класс»


в 8 классе по темам:

— «Географическое положение России. Границы. Моря. Часовые пояса».

— «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы».

— «Климат и агроклиматические ресурсы».

— «Внутренние воды и водные ресурсы».

— «Почвенно-растительный покров, животный мир».

— «Природные зоны России».

— «Арктические пустыни и тундра».

— «Восточно-Европейская равнина».

— «Западно-Сибирская равнина».

— «Урал».

— «Дальний Восток».


в 9 классе по темам:

— «Россия на карте мира».

— «Население России».

— «ТЭК России».

— «Машиностроительный комплекс».

— «Металлургический комплекс».

— «Агропромышленный комплекс».

— «Центральный район».

— «Северо-Кавказский район».

— «Поволжский район».

— «Восточно-Сибирский район».


в 10 классе по темам:

— «География населения мира».

— «География отраслей мирового хозяйства. Промышленность».

— «География отраслей мирового хозяйства. Сельское хозяйство».

— «География отраслей мирового хозяйства. Транспорт».

Программу для выполнения тестов написал ученик 9 «Б» класса Юра Гломаздо. Программа очень удобна и проста в применении. В неё легко вносить любые тестовые вопросы.


2.4 Самостоятельная работа учащихся.

— Использование компьютерных технологий для выполнения

индивидуального дополнительного задания.

Эта методика в первую очередь способствует расширению знаний полученных на уроках. Работа над проектом начинается с выбора темы, постановки целей и задач, подбора литературы. На этом материале учащиеся готовят проекты, которые в последствии представляются на уроке. Темы проектов могут быть разнообразны: описание географических объектов и явлений, экономико-географическая характеристика, международные события и т.д. Но самое главное, чтобы в этой работе присутствовала проблема, которую должен решить учащийся. Создавая проект, ученик использует знания, применяя их в незнакомой ситуации. Итогом работы может быть: создание карт, схем, таблиц и презентаций. По длительности проекты могут быть длительными и краткосрочными.

Пример проекта, который выполняется на уроке.

Тема: » Природные комплексы Дальнего Востока».

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает свой регион Дальнего Востока. Группа выполняет роль туристической фирмы и должна отрекламировать свой регион так, чтобы у потенциальных клиентов возникло желание посетить этот регион. Рекламный проспект составляется по плану, данному учителем и представляется на уроке в виде презентации.




Учащиеся 8 «Б» класса подготовили мини-проекты по темам:

«Природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесотундра»


«Природные зоны России: смешанные и широколиственные леса».



«Чукотка»

«Якутия»


Мини-проекты, учащимися из разных классов, выполнены по темам «Природные зоны Африки. 7 класс», «Природные зоны Евразии. 7 класс», «Карелия. 8 класс», «Кижи. 8 класс», «Природные зоны России: тайга. 8 класс», «Природа полуострова Таймыр. 8 класс», «Северный Кавказ. 8 класс», «Западно-Сибирский район. 9 класс», «Восточно-Сибирский район. 9 класс», «География мировых природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. 10 класс» и многие другие. Все эти работы используются мною на уроках географии.

Такие задания способствуют развитию познавательного интереса к предмету. Учащиеся стремятся показать знания и умения не только по географии, но и по информатике. Выполняя такие задания, развивается уверенность в своих силах, даже у слабого ученика. И ещё демонстрируя итог своей работы, группа или учащийся, вступает в дискуссию с классом. Такая форма обучения, подкреплённая иллюстрациями, имеет очень большое значение для развития критического мышления, учит приёмам доказательной полемики, и что не менее важно воспитывает умение слушать своего оппонента, уважительно относится к чужому мнению.

Однако проведение проектной работы является достаточно сложной и требует как от учителя, так и от учащегося навыков владения компьютером.


— Открытка

География по широте межпредметных связей превосходит большинство предметов в школе. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей.

Велика роль географии и в воспитании чувства патриотизма, а любовь к Родине — нравственная основа человека. Она позволяет формировать у подростков географическую картину единого мира и убеждение учащихся в необходимости проведения всемирной экологической политики по спасению биосферы.

По мнению большинства российских географов, одним из основных факторов, вызывающих необходимость интеграции географии с математикой, химией, физикой, астрономией, биологией, историей, литературой является то, что область географического знания комплексна.

Познание мира в современных условиях общества требует нетрадиционных методов и новых технологий. Предлагаю для изучения географии использование компьютера и познавательных возможностей различных комплектов открыток.

Открытка это открытое письмо, которое несет разнообразную информацию, доступную для любой возрастной аудитории. Она развивает у подростков логическое мышление, тренирует память, дисциплинирует учащихся, расширяет кругозор и является источником нового знания.

Технологическая обработка на компьютере заключается в следующем

1. Сканирование открытки (фотографии, рисунка)

2. Создание презентации с помощью программы «Power Point».

Данная программа обеспечит удобство восприятия информации.

Для этого не требуется специальной подготовки, достаточно научиться не только внимательно смотреть, но и видеть то, что хотели показать авторы — составители данного художественного произведения почтовой полиграфии. Важно то, что разнообразная информация, содержащаяся в почтовых выпусках, является официальной, научной, в том числе экологической и рекламно — информационной пропагандой.

Возможности применения такой новой технологии иллюстрируется на примерах: «Природа Саян», «Кроноцкий заповедник», «Природные зоны России», «Моря России», «Камчатка», «Чудесные камни», «Новоафонская пещера», «Столицы Ближнего зарубежья», «Золотое кольцо России», «Москва» и т.д.

«Город Орел … пролетая столетия»







В этих материалах можно найти документы, отражающие практически все области деятельности человека и многие важные события его жизни, а также окружающую нас среду обитания, то есть Землю как единое целое.

Применяя на уроках различные формы и методы воспитательного и учебного процесса, я использую в том числе эту технологию в курсах:

— Начальный курс физической географии, в темах: «Литосфера», «Гидросфера», «Биосфера» и т.д.

— География материков и океанов, в темах: «Рельеф Земли», «Мировой океан», «Природный комплекс», «Природная зональность» и др.

— Физическая география Российской Федерации по темам:
«Географическое положение России», в общем обзоре природы, гидрологии,
путешествий и исследований, ландшафтоведения.

— Экономическая география Российской Федерации в темах по общему
экономико-географическому обзору.

— Краеведение в темах природным ресурсам, флоре и фауне, туризму
и др.

Эмоциональное восприятие такого познавательно материала способствует усвоению изучаемого предмета.


2.5 Использование электронных учебников.

В настоящее время Республиканским мультимедиа центром уже выпущены учебники по географии для 6,7 и 8 классов. Независимо от того, с каким печатным учебником работают в данной школе, электронные учебники позволяют разнообразить учебный процесс.

Изучение темы «Климат» в 7 и 8 классе предусматривает большое количество тематических карт, графиков и климатограмм, которые не всегда в полном комплекте имеются в кабинете географии. Использование электронных учебников в демонстрационном режиме позволяет поэтапно выводить на экран требуемые карты, климатограммы или анимационные сюжеты. Практические и тестовые задания помогают учащимся контролировать себя и друг друга. Если выполнение происходит в демонстрационном режиме, то весь класс видит ошибки и выставляет оценку за «практику». Тестирование же удобнее проводить индивидуально, когда оценку ставит компьютер, в объективности которого сомневаться не приходится.

Хочу привести примеры из опыта работы по климатическим разделам.

7 класс.

В разделе «Океаны» заслуживают внимания анимационные фрагменты образования тайфунов в Тихом, ураганов в Атлантическом, муссонов в Индийском и циркуляции вод в Северном Ледовитом океане. При изучении климата материков — выведение на экран климатограмм различных типов климата, которых значительно больше, чем в учебнике и атласе. Ученики анализируют их и устанавливают сами, из какой части материка данная климатограмма.

Практические задания предусматривают различные вариации: это и «создание» карты циркуляционных процессов над Австралией и Южной Америкой, «составление» климатограмм для различных районов Северной Америки, «сборка» карты климатических поясов Евразии и наложение на нее природных зон.

8 класс.

В разделе «Климат» можно выводить отдельные характеристики на тематических картах по конкретным пунктам, что позволяет концентрировать внимание учащихся.

Практическое задание 5 предусматривает «сборку» климатограмм для 14 городов России, правильно выполненная операция открывает возможность для выполнения следующей. Это задание позволяет за короткое время оценить нескольких учащихся.

В разделе «Природные зоны» имеются задания на знание соотношения тепла и влаги в разных частях зоны.

Кроме того, учебник 8 класса можно использовать и в 6-м при изучении континентального климата на примере России.

Использование электронных учебников делает урок более насыщенным и интересным.






Выводы.

Принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в использовании большого разнообразия информационных технологий. Компьютерная технология имеет приоритетное направление в общеобразовательном процессе, поскольку существуют противоречия между значительным ростом информации и возможностями человека усвоить эту информацию, а это позволяет применять «ключевые компетенции в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения. Овладение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов, происходящих в стране. Приобретение компетентности в использовании географических знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач по курсу географии. Проведенная работа по выбранной мной теме способствовала:

  1. Формированию у учащихся жизненной необходимости овладения компьютерной грамотностью, умения ориентироваться в информационном пространстве с целью приобретения знаний о многообразии современного мира на его разных уровнях.

  2. Воспитанию у обучаемых ценностного отношения к географической среде, патриотического отношения к своей стране и уважения к другим народам мира.

  3. Развитию у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей с целью самостоятельного приобретения новых знаний по географии в соответствии с жизненными потребностями и
    интересами.

В целом использование компьютеров позволяет учащимся не только более глубоко изучить географию, но и осознать, что умения, навыки работы с вычислительной техникой — веление времени. Работа с компьютерными программами вызывает интерес у школьников, а, главное содействует повышению качества знаний. Это подтверждает тестирование учащихся 8 «Б» класса.





































Динамика развития позитивного познавательного интереса

к урокам географии с использованием

компьютерных технологий (%).


Рисунок № 1






























Динамика качества знаний учащихся

на уроках географии

с использованием компьютерных технологий (%).


Рисунок № 2


2007 год (до использования на уроках географии ИКТ)




















2008 год (в процессе использования на уроках географии ИКТ)















Используемая литература

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. — М.: Издательский Дом «Генжер», 2004.

  2. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические
    основы. — М.: -Высшая школа, 1970.

  3. Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. — Саратов.:
    Из-во СГУ, 1966.

  4. С.И.Золотова, Н.Л. Вовченко, A.M. Давыдова «О возможностях
    применения компьютерных технологий при изучении географии в средней
    школе», Материалы X Международной конференции «Применение новых
    технологий в образовании», Троицк, 1999г.

  5. С.И.Золотова «Практикум по Access«, Финансы и статистика,
    Москва, 2001

  6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы
    компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988.

  7. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа,
    1990.

  8. Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). — М.: Школа-Пресс. 1999. (Библиотека журнала «География в школе» Вып.2).

  9. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.

  10. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. — М.: Школа-пресс, 2000 («География в школе». Библиотека журнала. Вып. 3).

  11. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения / Ред.-сост. И.И. Баринова. — М.: Школа-пресс, 2001 («География в школе». Библиотека журнала. Вып. 5).

  12. Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. — М.: Школа-пресс, 2002 («География в школе». Библиотека журнала. Вып. 6).

  13. Современный урок географии. Часть 4: Методические разработки уроков географии в 9 классе: Деловые игры / Под ред. И.И. Бариновой. — М.: Школа-пресс, 2002 («География в школе». Библиотека журнала. Вып. 7).

  14. Современный урок географии. Часть 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс / Ред. сост. И.И. Баринова. — М.: Школа-пресс, 2003 («География в школе. Библиотека журнала». Вып. 8).

  15. Современный урок географии. Часть 6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны / Под ред. И.И. Бариновой. — М.: Школа-пресс, 2003 («География в школе. Библиотека журнала». Вып. 9).

  16. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете «Первое сентября»: Управление школой — №30-31 / 2001г.








Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Развитие форм рельефа России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: