ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Демографическая ситуация России и родного края
ФИО (полностью) | Суворова Светлана Ивановна | |
| Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа |
| Должность | Учитель географии |
| Предмет | география |
| Класс | 8 |
| Тема и номер урока в теме | Демографическая ситуация России и родного края 3 урок по теме
|
| Базовый учебник | В.П.Дронов Л.Е.Савельева География Россия: природа население хозяйство Москва «Просвещение»,2010 |
Дидактическая цель урока: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографическая ситуация России и родного края» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Цели по содержанию:
Обучающие:
Базовый уровень: основные показатели, характеризующие население России, Кировской области, Унинского района (в сравнении), изменения численности, воспроизводства и механического прироста населения, итоги переписи населения России (2010г.).
Повышенный уровень: факторы, влияющие на динамику численности населения России, Кировской области, Унинского района.
Углубленный уровень: демографическая политика России и Кировской области; прогнозы изменения численности населения; демографические проблемы России, Кировской области, Унинского района , пути их решения.
Развивающая:
Базовый уровень: определять место России по численности в мировом населении; строить половозрастную диаграмму населения на примере родного края.
Повышенный уровень: объяснять факторы, влияющие на динамику численности населения России, Кировской области, Унинского района.
Углубленный уровень: исследовать демографические проблемы, влияющие на динамику численности населения России и родного края; прогнозировать пути улучшения демографической ситуации.
Воспитывающая: духовно-нравственного развитие и воспитание на основе решения социальной политики улучшения демографической ситуации России и Кировской области.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности.
Формы работы учащихся: групповая работа с элементами фронтальной, индивидуальной дискуссии.
Интегративное пространство урока: биология (пропаганда здорового образа жизни, качество питания), экономика (затраты по безопасности жизнедеятельности в производстве), ОБЖ (проблемы и пути решения здорового образа жизни, создания здоровьесберегающей среды), экология ( качество природной среды для жизни человека)
Методы познания: исторический, картографический, проблемный, исследовательский, оценки , прогнозирования, геомониторинг.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор, электронные ресурсы: https://www.fcior.edu.ru, https://school-collection.edu.ru, ГИС
Планируемый результат:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение в тему, постановка проблемной задачи УУД: Регулятивные саморегуляция. |
| Приветствие учащихся, сообщение о месте урока в теме Слайд 1 в виде рассмотрения проблемной задачи. Главное богатство любой страны — населяющие её люди. Почему нас становится меньше? Слайд 2 | Учащиеся проверяют готовность рабочего места каждого ученика, включение в работу постановки проблемы. Воспроизведение субъектного опыта. | 2 мин |
2 | Целеполагание и мотивация УУД: Регулятивные: саморегуляция целеполагание; |
| Сопровождение рассуждений учащихся слайдами презентаций. Слайд № 3 Актуальность проблемы Оказание помощи в конкретизации целей на учебное занятие. Слайд № 4 | Конкретизация целей урока, путем проговаривания алгоритма решения проблемы. Выбор цели, источников информации, алгоритм решения проблем. | 1 мин |
3 | Актуализация УУД: Регулятивные: Саморегуляция, коррекция; Самоанализ, самоконтроль. Познавательные: умения строить высказывания; выделять признаки понятий. | | Обращение к тренажеру стр. 99, задание №2,3;
| Дают понятие : естественный прирост, рождаемость, смертность, механический прирост населения
Самоанализ, самооценка.
| 3 мин |
4 | Блок изучения нового материала ( организация восприятия и осмысления). УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование; Познавательные: Поиск и преобразование информации; умения строить высказывания; моделировать; логические: установление причинно-следственных связей; Личностные: коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению)
|
ЭОР №1
ЭОР № 2 Население России (N 182378)
| 1.Организация работы класса в группах. Слайд 5 2.Инструктаж работы в группе Слайд № 6 Приложение 2 Модуль 1 Россия Модуль 2 Кировская область Модуль 3 Унинский район
| работа в группах
Обращение к интернет ресурсам ЭОР №1 работа с текстом параграфа стр. 134-135 Работают в группах по ИК информационный модуль ЭОР №2, Решение задач разного типа и уровня сложности по предложенным инструкциям. Приложение №2 Интерактивная карта. | 15 мин |
5 | Первичная проверка понимания УУД: Регулятивные: Саморегуляция; планирование Познавательные: умения строить высказывания; |
https://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html | Организация первичной проверки понимания с помощью ЭОР №3 тест | Решают тест ЭОР №3 | 4 мин |
6 | Организация первичного закрепления УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование; | ЭОР №5 Основные демографические тенденции. https://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html | Организация первичного контроля по изученному материалу (базового усвоения материала) через работу с практикумом стр.54-57 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»
| 1.Работа в тетради-практикуме стр.54-57 2.Работа с ЭОР №5
3.Перепись населения стр.57 тетрадь-практикум
| 8 мин |
7 | Рефлексия УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Самоконтроль. | ЭОР №4
https://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html | Предметная рефлексия организована с использованием ЭОР №4 Социальная рефлексия: Рефлексия настроения и деятельности Слайд 7,8 | Отвечают на вопросы теста, проводят самоконтроль. ЭОР №4
| 2 мин |
8 | Этап постановки домашнего задания УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование
|
| Информирует о уровневом домашнем задании. Использование ЭОР в самостоятельной домашней подготовке учащихся. Приложение №.4 Слайд 9 | Анализируют информацию, намечают план действий. | 3 мин |
9 | Этап постановки учебных задач на следующий урок в теме. УУД: Регулятивные: Саморегуляция; Планирование. |
| Дает посыл к следующему учебному материалу. | Осознают необходимость предварительной работы для освоения материала, формируется устойчивый познавательный интерес. | 2 мин |
Приложения к плану-конспекту
Демографическая ситуация России и родного края
Приложение № 1. Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. |
материалам официального сайта Унинского района Кировской области | информационный модуль | история, причины, признаки, последствия, прогнозы, преодоление кризиса, общемировые тенденции | |
2. |
| информационный модуль | карта включает в себя следующие содержательные слои: плотность сельского населения, численность населения в крупных городах (по данным переписи населения 2002 г.), численность и половозрастной состав населения по субъектам федерации, естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост), миграции населения. Социально-экономические условия и уровень жизни населения. Продолжительность жизни мужчин и женщин |
|
3. |
| практический модуль | предлагаются 6 интерактивных тестов и 1 интерактивный вопрос с возможностью автоматизированной проверки. К тестам даны комментарии, уточняющие и дополняющие предложенные ответы | https://fcior.edu.ru/card/23268/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-praktikum-p.html |
|
| информационный модуль | Цифровая географическая карта Российской Федерации, соответствующая по своей подробности и содержанию карте масштаба 1:1 000 000. используется в качестве основы для наложения всех тематических карт и сюжетов, входящих в коллекцию |
|
4. |
| контрольный модуль | включены 6 интерактивных тестов и 1 интерактивный вопрос с возможностью автоматизированной проверки для контроля знаний по теме «Основные демографические тенденции. Демография РФ»
| https://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html |
5. |
Основные демографические тенденции. Демография РФ. И. | информационный модуль, контрольный модуль | 1.Отдельно рассмотрено демографическое состояние в России. 2.Модуль включает интерактивные тест и вопрос с возможностью автоматической проверки. | https://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html |
Приложение №2
Инструкция работы в группе
Базовый уровень:
1.Работа с текстом учебника стр.134-135 изучить п.1,п.2
Анализируя текст учебника, работая с картой атласа стр.22 исследуйте географические различия в естественном приросте (убыли) населения. Заполните таблицу
рождаемость | смертность | -, + естественный прирост населения | |
Россия |
|
|
|
Кировская область |
|
|
|
Псковская область |
|
| -12 |
Чеченская республика |
|
| +25 |
Повышенный уровень:
Сравните демографические показатели на разных территориях России и выявите факторы, влияющие на динамику численности населения.
2. Работают в группах по ИК (ЭОР №2)
выявить факторы, влияющие на динамику численности населения;
https://ru.wikipedia.org/ , стр.учебника 134-135
3. Определить демографические проблемы, распределите их в таблице
Ее решение | |
|
|
|
|
|
|
Стр. учебника 134-135,136-137
Углубленный уровень:
Предложите мероприятия направленные на увеличение численности населения
Спрогнозируйте результативность этих мероприятий, построите половозрастную пирамиду на 2025 г.по результатам вашего прогноза
См. тетрадь – тренажер стр.109
4.. Концепция демографической политики. Какова ее роль?
Итог
5. Выступление групп. Защита минипроектов «Включу в Концепцию…»
Приложение № 3 тетрадь- практикумом стр.54-57
П.р. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
Приложение № 4 Домашнее задание:
Базовый уровень: Стр. учебника 134-139
Повышенный уровень:
Вопрос: Что же будет на Земле, в России, в родном крае через 100 ближайших лет?
Углубленный уровень: Создать проект «Демография моей семьи»