Программа личностного развития учащихся 5 классов через систему обучения и воспитания в кружке «Юный следопыт»











Программа личностного развития

учащихся 5 классов через систему обучения и воспитания в кружке «Юный следопыт»










Выполнила:

ДавыдоваТ.А., учитель географии,

МБУ СОШ №72 г. Тольятти

Научный консультант:

Пучкова Г.В., К. ПСХ Н. доцент












Г. Тольятти

2014г.






Введение


Данная программа направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе, целью которого является индивидуально-личностное развитие школьников в условиях кружковой деятельности.

В современной социально-образовательной ситуации очевидно, что решение проблем воспитания и обучения ребенка на основе общечеловеческих ценностей с учетом личных ценностей каждого ученика в соответствии с культурой, традициями, историей развития семьи, потребностями общества, невозможно без интеграции учебной и внеучебной деятельности .

Сегодня делается акцент на комплексный подход к образованию человека, ощущающего себя гражданином Вселенной, Мира, Отечества, своего Города, человека

способного и готового решать личные и социальные, и жизненно важные проблемы.


В качестве основного ориентира организации учебной и воспитательной работы в кружке выбрана географическая тематика. Выбор данной тематики обусловлен:

  • интересами детей, педагогов, родителей;

  • базовыми ценностями, на которых строится учебно-воспитательный процесс

(образование, нравственность, здоровье, патриотизм и другие );

  • ранней профессиональной ориентацией детей.




ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ


Создание условий для индивидуально-личностного развития школьников 5х классов через систему воспитания и обучения в кружке «Юный следопыт».







ЗАДАЧИ

Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.



Развивающие:

1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.


Методы работы

  • Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)

  • Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах

  • Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы

  • Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.









Учебно-тематический план



Наименование темы

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение, вводный урок

1



2

География-наука о Земле.

Понятие о географии как науке

Составление календаря погоды

Оформление уголка кружка

3

1

1

1



0,5




0,5

1

3

История развития географии

Как люди научились путешествовать

Великие путешественники

3

1

2


1

1



1

4

План и карта

Чем отличается план и карта

Определение расстояний на карте

Определение азимута

Составление плана местности

Топографическая игра

5

1

1

1

1

1


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

1

5

Тольятти на карте мира

Карта города Тольятти

Достопримечательности Тольятти

3

1

2


0,5


0,5

2

6

Природа окрестностей города Тольятти.

Рельеф и полезные ископаемые

Климат и внутренние воды

Почвы, растительный и животный мир

Викторина «Природа моего края»

8

2

2

3

1


1

1

1



1

1

2

1

7

Возникновение и развитие города

3

1

2

8

Население города

2

1

1

9

Улицы и учебные заведения нашего города

4

2

2

10

Промышленные предприятия города

4

1

3

11

Знаменитые люди города

2

1

1

12

Итоговое занятие

1

1



Итого

34

15

19











Содержание программы


  1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Юный следопыт». Инструктаж по технике безопасности

Тема 2.География наука о Земле (3 часа)

Основные понятия: география, наблюдение, календарь погоды.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие ( составление календаря природы и его заполнение, конкурс рисунков «Земля- наш общий дом», оформление уголка кружка ( название, девиз, эмблема )

Содержание темы: что такое география, наблюдение –главный метод географии, знакомство с основным методом –наблюдением за погодой.

Практические занятия: составление календаря природы, оформление уголка кружка, конкурс рисунков «Земля- наш общий дом»

Тема 3.История развития географии (3 часа)

Основные понятия: .

Форма занятий: теоретическое занятие, просмотр учебных фильмов практическое занятие, игровые моменты.

Содержание темы: как древние люди изучали Землю, их представления о Земле, выдающиеся географические путешествия и открытия.

Практические занятия: составление презентаций.


Тема 4. План и карта (5 часов)

Основные понятия: план местности, карта, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт, игра.

Тема 5.Тольятти на карте мира (3 часа)

Основные понятия: достопримечательность,

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на ПК, экскурсия.

Содержание темы: нахождение Тольятти на Земле, план города, достопримечательности.

Практические занятия: нахождение улицы, школы ,дома в программе Дубльгис, на карте Яндекса .



Тема 6. Природа окрестностей города Тольятти.(8 часов)

Основные понятия: рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, почва, растительный и животный мир. «Красная книга»

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия в музей

Содержание темы: что такое рельеф, изучение коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города; метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой; что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки города Тольятти, озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления. Что такое почва, растительный и животный мир города.

Практические занятия: экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки. Работа над мини-проектом «Капелька». Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.

Тема 7. Возникновение и развитие города. (3 часов)

Основные понятия: город, герб, флаг — символы власти.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

Содержание темы: Герб и флаг города Тольятти. Возникновение и развитие города.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.

Тема 8. Население города. (2 часа)

Основные понятия: миграция, национальный состав.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История заселения. Численность населения г.Тольятти. Национальный состав города. Миграции населения.

Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.

Тема 8. Улицы и учебные заведения города. (4 часов)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия.Первые учебные заведения города. История развития образования в городе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».

Тема 9. Промышленные предприятия города. (3 часа)

Основные понятия: промышленные предприятия.

Форма занятий: теоретические занятия, экскурсии.

Содержание темы: Развитие хозяйства города. Промышленные предприятия Тольятти. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.

Практические занятия: Экскурсии на предприятие. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

Тема 10. Знаменитые люди города. (2 часа)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов

Содержание темы: Знаменитые люди города (труженики промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие города и страны.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.





Средства обучения

  • Видеозаписи

  • Презентации

  • АРМ

  • Электронные учебные пособия


Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Портреты путешественников

  • Энциклопедии

  • Наборы фотографий животного мира

Способы проверки результатов работы

-выставки

-учебно-исследовательские конференции

-олимпиады

-неделя естествознания


Список литературы


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  2. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

  3. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.

  4. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС — ПРЕСС, 2010

  5. https://3.olimpiada.ru/index.php

  6. https://www.ug.ru/

  7. https://teacher.org.ru/

  8. https://www.rgo.ru/















Свежие документы:  Дистанционное обучение географии через образовательный портал «Телешкола»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: