Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «СФЕРЫ»»


Кожинова Светлана Юрьевна, учитель географии

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов города Яранска

8336721381(рабочий), 89091327182(сотовый), e-mail skozhinova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «СФЕРЫ»

Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.

С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой – это комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности. Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узко предметной сфере.

Издательство “Просвещение” считает, что задача современной образовательной системы — не обеспечить ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в современных условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не могут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.

Содержание современного учебника географии определяется следующими принципами:

  • гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

  • научности — предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;

  • целостности картины мира — отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями [1];

  • культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России;

  • непрерывного общего развития каждого ребенка — ориентация содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка [1];

  • наглядности – это школьный учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, иллюстрации).

Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста [1]. Современный учебник географии характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

Учебно-методический комплект «Сферы» – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет. Он гибок к обновлениям, имеет параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также является партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса.

Его основные качества:

  • комплексность учебно-методических материалов: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое приложение виде объектов на DVD, сайт-представительство УМК авторским коллективом с Hot-box методической поддержки.

  • полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета [2].

С 2008 года я работаю по УМК «Сферы». Основная цель данного УМК – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Считаю, что работа с данной линией учебников способствует реализации деятельностного подхода в обучении и помогает решать основные задачи образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Структурные элементы параграфов учебника: «Мои географические исследования», «Геофокус», «Географический блокнот», «Имена в географии» Скомпонованные элементы представляют собой основу информационно-образовательной среды урока, состоящую из информационных модулей, которые могут включаться в работу на уроке как самостоятельные дидактические единицы, что позволяет применять разнообразные приемы организации учебной деятельности на уроке. Рассмотрим пример:

Информационная карта урока


Описание

Тип урока

Урок изучения нового материала

Класс

6 класс

Тема

Минералы и горные породы

Образовательная программа, автор

Программа по географии для 6 класса к учебно-методическому комплексу линии «Сферы» издательства «Просвещение». Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Автор программы В.П. Дронов.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Тема «Литосфера — каменная оболочка Земли», 1-ый урок в изучаемой теме, 24-ый урок в курсе.

УУД

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы

Коммуникативные

Умение выражать свои мысли по теме и проблеме урока, работать в сотрудничестве по ходу поиска и сбора информации.

Цель и задачи урока

Цель: создать условия для формирования у учащихся блока новых знаний, дающих представление о составе твердой оболочки Земли

Задачи:

1. Образовательные: сформировать понятия «минерал», «горная порода», «круговорот горных пород». Сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении.

2. Развивающие: развивать умения учащихся работать с комплексом учебных материалов проекта «Сферы».

Формировать умения учащихся определять минералы и горные породы по внешним признакам, работать с определителем минералов и горных пород.

Воспитывающие: воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, воспитывать бережное отношение к природе и к её красоте минерального мира.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке.

Основной дидактический метод: метод организации и самоорганизации учебной деятельности (по М.М. Поташнику), соответствующий программе курса, рабочей программе по предмету, программе школы.

Частные методы и приемы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский; индивидуальная, парная работа, фронтальная

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Личностно-ориентированное обучение, технология исследовательского обучения, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, элементы ИКТ.

Описание методов оценивания, применяемых на уроке.

Контроль учителя, опрос, самоконтроль

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Урок теоретических или практических самостоятельных работ; урок – беседа…

Планируемые результаты

Личностные

воспитывать чувство любви к природе родного края; умение видеть красоту в мире неживой природы.

Предметные

формирование понятий «минерал», «горная порода», представления об основных группах горных пород и их происхождении, формирование умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать.

Метапредметные

развитие компетентности в области использования ИКТ, умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

ФГОС нового поколения направлен на осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. Все перечисленное отмечается в теме «Население России». Население — это понятие многообразное, но во многом абстрактное. Чтобы научить школьников распознавать в населении конкретных людей с их индивидуальными чертами, традициями провожу урок «Мы россияне». В классах учатся дети разных национальностей, они показывают презентации о своем народе. Чтобы увидеть за строчками демографической статистики самого себя и членов своей семьи провожу с учащимися проектную работу «Моя родословная».

На уроке географии «Особенности природы материка Антарктида» (7 класс) прослеживается формирование регулятивных учебных действий. В начале урока учащиеся знакомятся с содержанием темы, тематикой творческих и практических работ, списками географической номенклатуры и дополнительной литературы. Учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи своей деятельности на уроке. Затем выбирают свою индивидуальную траекторию обучения: работа с контурной картой и атласом; заполнение тетради-тренажера; выполнение практической работы; составление викторины «Неведомая южная Земля»»; составление мини-эссе «Как я побывал в Антарктиде». В конце темы проводится работа с тетрадью-экзаменатором с целью оценки успешности освоения изученного материала по данной теме.

УМК дает возможность развития проектного мышления — это залог дальнейшего успеха в жизни. Изучая тему «Внутренние воды России» (8 класс), использую проектную технологию. Учащиеся в группах самостоятельно организуют учебно-исследовательскую деятельность, определяют цели и задачи своих проектов, на протяжении двух недель ведут самостоятельный поиск, отбор и анализ информации, преобразование её в электронные презентации «Гляжу в озёра синие», «Реки России», «Голубые глаза озёр» и т.д. Затем они представляют свои работы, ведут дискуссию, предлагают пути решения проблем, связанных с внутренними водами России. Кроме того, в ходе выполнения проекта идёт формирование коммуникативных учебных действий.

Тетрадь-тренажер — яркий пример формирования регулятивных действий: постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Тетрадь-тренажер предназначена для самостоятельной работы ученика дома и в классе, это своего рода организатор самостоятельной деятельности ученика, которая дает возможность самопроверки и самостоятельного выбора.

Тетрадь-экзаменатор используется для организации тематического и итогового контроля и, являясь одной из форм отчетной документации, хранится в классе.

Электронное приложение к учебнику позволяет задействовать различные типы восприятия информации. Вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом, а интерактивность многих ресурсов приложения способствует развитию познавательной активности учащихся.

В контурной карте задания выстраиваются по принципу «от простого к сложному», поэтому требуют последовательного их выполнения. При этом выполнение всех заданий не является обязательным, что позволяет каждому ученику достичь результата, соответствующего его возможностям.

Учебный атлас позволяет ученикам составить достаточно полное представление об изучаемой территории; применить разнообразные методы и приемы организации учебной деятельности, обеспечивающие личностную ориентированность обучения.

Комплект не только дает ребенку знания, но и обеспечивает его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружает таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная миссия новых образовательных стандартов, которым УМК «Сферы» соответствует полностью.

Качество знаний учащихся обучающихся по «Сферам» выше на 15–20 %, чем у учащихся классов, которые работают по другим линиям. Призовые места на школьном и муниципальном уровнях всероссийской олимпиады по географии, также принадлежат школьникам, обучающимся по «Сферам». Ребята принимают активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.


Список литературы:

1. Концепция УМК «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10

2. Цветкова М.С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей. «Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), г. Москва [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6621.html2.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2011

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса на тему "Кубань – красавица на века делами славится"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: